Кредитование проектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:06, реферат

Краткое описание

Цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями. Автор сразу оговаривается, что акценты в Дипломной работе смещены в сторону работы с проектами.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства
1.2. Малое предприятие в экономике страны
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка
Глава 2 Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке
2.1. Особенности кредита как одного из источников финансирования проектов
2.2. Проектный цикл в банке
2.2.1. Организация процесса отбора проектов
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта
2.2.3. Кредитный договор
2.2.4. Контроль за реализацией проекта
2.2.5. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов
2.3. Основные методы оценки эффективности проектов
2.3.1. Методы дисконтирования
2.3.2. Традиционные методы
Глава 3 Пути решения основных проблем при кредитовании малого предпринимательства
3.1. Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому предпринимательству
3.2. Экспресс-анализ проектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредит малого бизнеса реферат.docx

— 198.75 Кб (Скачать файл)

- чрезвычайно жесткий контроль  за деятельностью заемщика (финансовый, производственный, коммерческий) со  стороны банка;

- в некоторых случаях риск  потери заемщика своей независимости  (если кредитор оговаривает за  собой право приобретения акций  компании в случае удачной  реализации проекта).

Поэтому в ряде ситуаций для заемщика предпочтительнее будут "традиционные" схемы финансирования инвестиционных проектов (кредиты под залоговое обеспечение, гарантии и поручительства; эмиссия акций и облигаций; лизинг и т.д.).

Таким образом, в нашем случае ПФ - это целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного  проекта без регресса (оборота) или  с ограниченным регрессом кредитора на заемщика; обеспечением платежных обязательств заемщика исключительно или в основном являются денежные доходы, генерируемые объектом инвестиционной деятельности (а также активы, относящиеся к инвестиционному проекту).

 

 

При кредитовании проектов малых  предприятий банки зачастую сталкиваются с проблемой недостаточности  обеспечения, предлагаемого заемщиком. Вместе с тем сделка, зависящая  только от успеха принудительного осуществления  залоговых прав, является неудачной, – при большом удельном весе подобных кредитов банк может серьезно ухудшить показатели ликвидности.

И в том и в другом случаях  хорошо проведенный анализ проекта (наряду с использованием частичного или полного залогового обеспечения) является самой лучшей гарантией исполнения кредитных обязательств заемщика.

Принимая по хорошему проекту обеспечение  лишь в части суммы кредита, банк по сути осуществляет проектное финансирование, принимая на себя не только кредитные, но и проектные риски. Естественно, что банк должен компенсировать их: требуя повышенный процентной ставки по кредиту, дополнительной документации по проекту, комиссии при участии  в подготовке (анализе) проекта.

В схеме ПФ банк может выступать  не только как кредитор, но и как консультант, гарант и т.д.

 

2.2. Проектный цикл в  банке.

Проектный цикл, или жизненный цикл проекта, - важнейшее понятие дисциплины управления проектами. В целом это - “промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации”. Проектный цикл является исходным понятием для решения  проблемы финансирования работ по проекту, принятия соответствующих решений. Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называются фазами (этапами, стадиями). В самом общем виде проектный цикл делится на три фазы:

  1. прединвестиционная;
  2. инвестиционная;
  3. эксплуатационная.

В рамках каждой фазы можно выделить ряд этапов. Например, прединвестиционная фаза для инициатора проекта может  быть разделена на этапы:

- разработка концепции проекта;

- оценка жизнеспособности проекта;

- планирование проекта;

- разработка технических требований;

- выбор и оформление земельного  участка;

- эскизное проектирование.

Инвестиционная фаза может иметь  следующие этапы:

- детальное (рабочее) проектирование;

- организация торгов и заключение  контрактов;

- организация закупок и поставок;

- строительно-монтажные работы;

- завершение работ (пуско-наладочные  работы, сдача объекта).

Для кредитора проектный цикл по сути дела начинается с момента получения  от будущего заемщика заявки на финансирование проекта, а заканчивается моментом, когда заемщик выполняет все  свои платежные обязательства по кредиту и кредитный договор  прекращает свое действие.

Наиболее важными для кредиторов являются этапы: отбора и оценки проекта, переговоров и принятия решения о финансировании проекта; контроля за реализацией проекта.

Оговоримся, что это очень укрупненное  вычленение этапов. Первые два из названных  относятся к прединвестиционной фазе. Третий этап охватывает сразу  инвестиционную и эксплуатационную фазы проектного цикла. Весьма важно, чтобы  кредитор имея четкое представление  о проектном цикле заемщика, а  заемщик - кредитора, чтобы не допускать  сбоев в продвижении проекта и действовать максимально скоординировано. Банку необходимо доскональное знание проектного цикла заемщика для того, чтобы:

- максимально полно учесть все  расходы и доходы, связанные с  реализацией проекта (в каждой  фазе и на каждом этапе);

- представлять все риски, связанные  с реализацией проекта (опять-таки  в каждой фазе и на каждом  этапе);

- разработать свой график контроля  за реализацией проекта (с указанием  временных точек, отделяющих различные  фазы и этапы друг от друга).

Членение собственного проектного цикла банка на три этапа является общим и универсальным. В некоторых банках могут быть дополнительные этапы, например, в банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов и работающих по схемам проектного финансирования. Так проектный цикл TUSRIF по программе кредитования малого предпринимательства включает в себя шесть основных этапов:

  1. отбор проектов (identification);
  2. подготовка проектов (preparation);
  3. оценка проектов (appraisal);
  4. ведение переговоров и утверждение проекта (negotiations and appraisal);
  5. реализация проекта и контроль за его ходом (implementation and control);
  6. оценка результатов реализации проекта (evaluation).

В банках, специализирующихся на финансировании инвестиционных проектов, обычно разрабатываются  внутренние руководства (инструкции), которые четко регламентируют, проектный  цикл банка, определяют списки и форматы  необходимых внутренних и внешних  документов, должностные обязанности  сотрудников, работающих по направлению  ПФ, и т.д. Такие руководства способствуют ускорению движения проекта, сокращают  проектный цикл банка.

 

2.2.1. Организация процесса  отбора инвестиционных проектов.

Банки, специализирующиеся на кредитовании инвестиционных проектов (ИП), обычно имеют  дело с устойчивым потоком заявок и проектных предложений. Такие  банки обычно создают системы  отбора и сортировки заявок на основе целого ряда формальных и неформальных критериев. Первоначальная "фильтрация" заявок осуществляется на основе таких  формальных признаков, как отраслевая принадлежность проекта, размеры запрашиваемого кредита и общая сумма инвестиций в проект, степень проработанности проекта (наличие технико-экономического обоснования, бизнес-плана, технической документации и т.д.), наличие гарантий или других способов обеспечения платежных обязательств заемщика по кредиту, тип инвестиционного проекта (новое оборудование, реконструкция существующих мощностей, расширение производства и т.д.), финансовое состояние заемщика и некоторые другие. Все эти формальные признаки (критерии) должны быть сформулированы внутренним руководством банка. К разряду неформальных критериев относятся такие, как коммерческая жизнеспособность проекта, общеэкономическое состояние заемщика, технические, финансовые, экологические и другие риски реализации проекта, профессиональная способность заемщика осуществлять реализацию проекта, государственная поддержка проекта и т.д. "Фильтрация" и отбор заявки и проектных предложений на основе неформальных критериев требуют больших знаний и опыта, и эта функция возлагается обычно на профессионалов, представляющих разные области знания.

В западных банках операция по "фильтрации" и предварительному отбору проектных  предложений носит название "скрининга" (screening) - "просвечивание" заявок, или  экспресс-анализ (см. гл.3.1.). Иногда под  скринингом понимается только экспресс-анализ заявок на основе формальных критериев, а анализ на основе неформальных критериев  носит название "предварительного обзора" (initial review).

Следует отметить, что скрининг и  предварительный обзор могут  выполнять не только отбраковку заявок, но и постановку некоторых задач заявителю, установление обратной связи с целью уточнение заявки, ее переформатирования, реструктуризации проекта и т.д.

Хорошо известно, что банки не занимаются обычно подготовкой проектов (в виде технико-экономического обоснования  инвестиций, бизнес-плана), однако через  постановку уточняющих вопросов и задач  заявителю банк фактически может  оказывать содействие в подготовке обосновывающей документации по проекту (см. Приложение 1).

В других случаях  банк может брать на себя подготовку обоснований документации по ИП, выступая в качестве обычной консалтинговой компании и получать за эту работу соответствующее вознаграждение (но отнюдь не гарантируя, что данный проект будет обязательно им самим профинансирован).

 

2.2.2. Оценка инвестиционного проекта.

Наиболее ответственный этап проектного цикла банка - оценка ИП. Объектом ИП является документация, относящаяся  к ИП:

- технико-экономическое обоснование  инвестиций в проект и/или бизнес-план;

- финансовая отчетность предприятия-заявителя;

- отчеты финансового аудита;

- учредительные документы предприятия-заявителя;

- вспомогательные (по отношению  к ТЭО) исследования: отчеты технических,  экологических аудитов; маркетинговые  исследования и т.д.);

- контракты или проекты контрактов (на поставку машин и оборудования, подрядные работы, поставку будущего  проектного продукта и т.д.);

- разрешения, лицензии и согласования  государственных органов (на недропользование, выбросы в окружающую среду,  землеотводы и т.д.);

- другие документы и материалы.

Целями оценки ИП являются:

- проверка исходных посылок  и данных, заложенных в технико-экономическое  обоснование инвестиций (и/или в  бизнес-план);

- проверка на основе собственного  анализа и собственных расчетов  конечных выводов и количественных  показателей, характеризующих жизнеспособность  проекта (чистая приведенная стоимость,  внутренняя рентабельность инвестиций, срок окупаемости и т.д.);

- формулирование рекомендаций  и условий заявителю (например, необходимость получения от государственных  органов лицензий и разрешений  как условия начала переговоров по кредиту;

- необходимость получения гарантии (администрации, гарантийного фонда  и пр.) как условия подписания  или вступления в силу кредитного  договора и т.д.;

- формулирование рекомендаций  кредитному комитету банка по  вопросу о предоставлении кредита  для финансирования ИП;

- определение рамочных финансовых  условий для ведения переговоров  по предоставлению кредита (процентная  ставка, сроки использования кредита,  льготный период, способ погашения  и т.д.).

Оценка ИП оформляется в виде оценочного доклада по проекту (project appraisal report). Структура оценочного доклада может весьма варьировать в различных банках. Однако типичными разделами доклада являются:

- резюме доклада;

- оценка финансового и экономического  состояния предприятия-заемщика;

- общее описание ИП;

- техническая и экологическая  оценки ИП;

- оценка организационного плана  работ и управления ИП;

- оценка коммерческой (а иногда  также экономической, социальной, бюджетной) эффективности ИП;

- оценка основных рисков по  ИП;

- план финансирования ИП;

- рекомендации и выводы.

По представленному крдитному  комитету банка оценочному докладу  принимается решение относительно целесообразности ведения переговоров  и рамочных условий кредитного соглашения. При небольших размерах кредита  соответствующие решения может  принимать руководитель структурного подразделения, ведающего вопросами  ПФ.

 

2.2.3. Кредитный договор.

Переговоры банка с заемщиком  ведутся прежде всего по кредитному соглашению. Иногда в дополнение к  нему готовится соглашение о реализации инвестиционного проекта, которое является неотъемлемой частью кредитного. В этом соглашении (или соглашениях) помимо всех прочих вопросов, присущих любому кредитному соглашению, рассматриваются следующие:

- отчетность заемщика о ходе  реализации ИП;

- способы реализации ИП (закупки  товаров, услуг и работ на  основе конкурсного отбора поставщиков  (консультантов) подрядчиков; закупки  на основе уже заключенных  контрактов; проведении работ хозяйственным  способом);

- график ведения работ и мероприятий по ИП;

- график расходования средств  на реализацию ИП и категории  затрат, финансируемых за счет  кредита банка;

- возможность кредитора вмешиваться  в управление ИП в случае  отклонения от графиков ведения  работ, ухудшения финансового  положения заемщика, нарушения графика  погашения задолженности по кредиту  и т.д. 

Информация о работе Кредитование проектов малого предпринимательства