Управление дебиторской
задолженностью.
Управление дебиторской
задолженностью направлено на расширение
объема реализации продукции, на основе оптимизации размера дебиторской
задолженности и обеспечение ее своевременной
инкассации.
Политика управления
дебиторской задолженностью может
осуществляться по следующим этапам:
А). Анализ дебиторской
задолженности в предшествующем
периоде.
Б). Формирование принципов учетной политики
по отношению к покупателю.
Различают три принципиальных
типа кредитной политики:
- консервативный (жесткий) – направлен на минимизацию кредитного риска. При этом типе политики фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой доли прибыли. За счет расширения реализации продукции в кредит. Такой тип политики осуществляется за счет сокращения покупателей товара в кредит из группы повышенного риска (группы «злостных» неплательщиков), минимизацией срока предоставления кредита и его размера, ужесточение условий кредита, повышение его стоимости и использование жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.
- агрессивный (мягкий) тип – цель данной политики – максимизация дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации в кредит, максимизация рентабельности. При этом кредит расп-ся на привлечение покупателей из группы повышенного риска. Увеличивается размер и период предоставления кредита.
Предложения:
Снижение стоимости кредита до минимально допустимых
размеров.
Предоставление возможности
пролонгации кредита.
Смягчение процедур инкассации.
- умеренный тип - расчет необходимой суммы финансовых средств инвестированных в дебиторскую задолженность осуществляется следующим образом:
ВРкр – выручка
от реализации в кредит (планируемая).
Себ/Ц – коэффициент
отношения себестоимости к цене.
ППК – период предоставления
кредита (в днях).
ППроср – период просрочки
в днях (по данным предыдущего периода).
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать
расчетную сумму средств в полном объеме,
то изменяются либо условия кредитования,
либо плановый объем выручки от реализации
продукции в кредит.
В). Формирование системы
кредитных условий. Сюда включаются
– сроки предоставления кредита, размер предоставленного
кредита (сроки и размер рассматриваются
с учетом типа кредитной политики), система
штрафных санкций за просрочку исполнения
обязательств (штрафы, пени, неустойка).
Размер штрафных санкций должен возмещать
все финансовые потери предприятия (инфляционные
потери, потери дохода, возмещение риска
снижения уровня платежеспособности и
другие потери).
Г). Определение стоимости
предоставления кредита при использовании
ценовых скидок, стимулирующих немедленный
или быстрый возврат дебиторской задолженности.
Стк – скидки на товарный
кредит.
- ценовая скидка.
Пример.
Поставка на 1000р., при
оплате сразу предоставляется скидка
в размере 5%, срок предоставления товарного
кредита 45 дней, среднебанковский процент
40 %.
Решение:
Стк = 5%*360/45 = 40% , то есть предоставляется
максимально возможная скидка.
ЦСмах = %банк.кредита/360 *
ППК
ППК – период предоставления
кредита.
ЦСмах = 40%/360*45 = 5%
Если ЦС = 4%, то
Стк = 4*360/45 = 32%
Если ЦС = 6 %, то Стк = 6*360/45
= 48%
Расчет стоимости товарного
кредита по кредиторской задолженности.
Необходимость расчета
возникает при решении покупателем
оставить у себя кредиторскую задолженность
в качестве источника средств
или привлечь в качестве источника
банковский кредит и оплатить товар со скидкой.
А).рассматривается скидка
5%.
Стк = (5%/(1-0,05))*360/45 = 42% - выше
чем банковский кредит. В этом случае
рекомендуется взять кредит и
оплатить товар со скидкой.
Б).ЦС = 4%
Стк=(4%/(1-0,04))*(360/45)=33,3%<40%,
в данном случае рекомендуется не пользоваться скидкой, а
оставить в качестве источника финансирования
кредиторскую задолженность.
В). ЦС = 6%
>40%
то есть продавцу не выгодно,
а покупателю выгодно.
Предложение скидок оправдано
в следующих случаях:
- Снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что это связано на увеличении общей прибыли от реализации данной продукции. Если в полной себестоимости продукции существенно преобладает доля переменных затрат, то снижение цены не всегда приведет к росту прибыли при увеличении объема продаж. При этом надо учитывать коэффициент эластичности спроса.
- Система скидок интенсифицирует приток денежных средств в условиях их дефицита на предприятии (при этом предоставление максимальных скидок и скидок сверх максимальной цены).
- Система скидок для ускорения оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченные оплаты.
- Предоставлять скидки следует также:
- Есть необходимость избавления от устаревшей продукции.
- Наблюдается общий спад покупательского спроса (в период кризиса).
- Товар находится на гребне НТП и очень быстро обновляется.
- Цены снижаются на продукцию сезонного спроса.
- На продукцию скоропортящуюся.
Д). Формирование стандартов
оценки покупателей. Этапы и дефференсация
условий предоставления кредита.
В основе установления стандарта лежит
оценка кредитоспособности покупателя.
Кредитоспособность покупателя характеризует
систему условий, определяющих его способность
привлекать кредит в разных формах и в
полном объеме, в предусмотренные сроки
все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование стандартов системы оценки
покупателей предполагает:
1. Определенные системы
характеристик, оценивающих кредитоспособность
отдельных групп покупателей:
- Объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления.
- Репутация покупателя в деловом мире.
- Контрагенты данного предприятия.
- Платежеспособность покупателя - при этом выбирается система показателей и методика их расчета.
- Результативность хозяйственной деятельности покупателя (темпы роста объема продаж покупателя, рентабельность продаж и активов и т.д.).
- Рентабельность продаж, активов.
- Составление конъюнктуры товарного рынка, на котором функционирует покупатель.
2. формирование и экспертиза
информационной базы.
3. группировку покупателей по
уровню кредитоспособности.
4. дифференсацию кредитных условий
в соответствии с уровнем кредитоспособности:
- формирование процедуры инкассации
дебиторской задолженности:
- сроки и формы предварительных и последующих напоминаний покупателям о дате платежа.
- Возможности и условия пролангирования долга по предоставленному кредиту.
- Условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
- обеспечение использования
современной формы финансирования:
- учет векселей, выданных покупателями продукции.
- Факторинг – передача прав на истребование дебиторской задолженности банку или специализированным факторинговым компаниям.
- Форфейтинг – финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. На основе договора о поставке продукции предприятие – экспортер заключает соглашение с банком своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям. Предприятие – экспортер авалирует свои векселя в банке своей страны. Банк страны – импортера пересылает авалированные (учтенные) им векселя предприятия – импортера в адрес предприятия – экспортера. Предприятие экспортер передает векселя банку своей страны и получает за это соответствующие средства. Банк страны – экспортера продает векселя на рынке ценных бумаг.
- построение эффективной системы контроля за движением
дебиторской задолженности.
Расчеты по изменению
кредитной политики.
Принятию решения об
изменении кредитной политики должно
предшествовать с точки зрения ее
влияния на прибыль предприятия.
Для этого необходимо разрабатывать прогнозные оценки для
предполагаемой или предполагаемых политик
исходя из следующих данных:
- Предполагаемый объем продаж.
- Административные расходы, связанные с возвратом дебиторской задолженности.
- Объем сомнительных и безнадежных долгов.
- Сумма предоставляемой скидки.
- Средний срок возврата денежных средств.
Анализ проводится на
основе расчета приростной прибыли,
которая рассчитывается путем сопоставления
дополнительных доходов, возникающих
в результате изменения кредитной
политики и дополнительных расходов.
Если в результате
формируется дополнительная прибыль,
то следует изменить кредитную политику.
Анализ кредиторской
задолженности.
Коммерческий (товарный)
кредит получает все большее распространение
в современной коммерческой и
финансовой практике. Для предприятий он имеет ряд преимуществ
по сравнению с кредитами и займами (финансовыми
заемными источниками):
- коммерческий кредит является наиболее маневренной формой формирования наименее ликвидной части оборотных активов – запасов. Он позволяет сглаживать сезонную потребность в кредитах и займах, т.к. сезонная потребность формирования сырья и материалов (запасов) покрывается дополнительной кредиторской задолженностью
- поступающие сырье и материалы не рассматриваются как имущественный залог, и предприятие свободно распоряжается предоставленными ему товарно-материальными ценностями
- в коммерческом кредите заинтересованы обе стороны: и покупатели и продавцы
- стоимость коммерческого кредита, как правило, ниже банковского кредита
- привлечение коммерческого кредита позволяет снизить потребность в финансовых средствах, идущих на формирование оборотных активов и тем самым сократить финансовый цикл предприятия, сократить текущие финансовые потребности.
ФЦдн = ОБдн.зап. + ОБдн.дз
– Обдн.кз
ТФП = Зап + ДЗ – КЗ
ТФП > СОС – потребность в приобретении
кредита банков.
Недостатки коммерческого
кредита:
- целевое использование коммерческого кредита носит узконаправленный характер
- коммерческий кредит ограничен во времени. Как правило его период ограничивается несколькими месяцами
- коммерческий кредит несет повышенный риск по сравнению с банковский кредитом
Выделяют следующие
основные виды коммерческого кредита:
- кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта (самый традиционный вид кредита)
- товарный кредит с оформлением задолженности векселем (один из перспективных видов кредитования)
- товарный кредит по открытому счету. Он используется в хозяйственных отношениях предприятия с постоянными поставщиками при многократных поставках заранее согласованной номенклатуры продукции мелкими партиями. В этом случае поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета открытого отдельному предприятию, которое погашает свою задолженность как правило один раз в месяц. Срок этот оговаривается в контракте.
- Товарный кредит в форме консигнации. Это вид внешнеэкономической комиссионной операции, при которой поставщик отгружает товар на склад торгового предприятия с поручение реализовать его. Расчеты с данным предприятием осуществляются тогда, когда поставленный товар реализован.
Политика привлечения коммерческого кредита
заключается в обеспечении предприятия
максимального удовлетворения потребностей
финансирования его производственных
запасов и снижение общей стоимости в
совокупности заемных источников.
К основным этапам управления
кредиторской задолженностью относятся:
- Формирование принципов привлечения коммерческого кредита. Принципы формирования на основе сложившейся хозяйственной практики, длительности хозяйственных связей с партнерами и экономическим превосходством заемщика перед кредитором или наоборот кредитора перед заемщиком.
К экономическому превосходству
можно привести следующие обстоятельства:
- монопольное положение
покупателя (продавца) на рынке,
- маркетинговое преимущество,
если покупатель обнаружил
юридические промахи, неточности в составлении договора, то
пользуется этим.
- Анализ кредиторской задолженность в предшествующем периоде, т.е. определение оборачиваемости