Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:09, курсовая работа
Цель работы является раскрытие сущности межбюджетных отношений, определение направлений их развития, а также определения роли государственного влияния на межбюджетные отношения.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Определение сущности, функции и принципов межбюджетных отношении и межбюджетные трансферты
2. Определение сущности межбюджетные трансферты
3. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета
4. Анализ развития межбюджетных отношений на примере Чеченской республики.
Наименование |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год в % к 2012 году | ||
Закон |
Роспись |
Проект |
Закон |
Роспись | |||
Межбюджетные |
1 305 625,10 |
1 357 809,30 |
1 296 895,70 |
1 184 657,20 |
1 168 741,50 |
89,50% |
86,10% |
в % ВВП |
2,15% |
2,22% |
1,95% |
1,60% |
1,41% |
||
в % общей суммы расходов федерального бюджета |
10,20% |
10,6 |
9,70% |
8,30% |
7,50% |
||
в том числе: |
|||||||
Дотации |
502 316,00 |
502 316,00 |
602 023,10 |
592 369,30 |
582 277,30 |
115,90% |
115,90% |
в % общей суммы |
38,50% |
37% |
46,40% |
50% |
49,80% |
||
Межбюджетные субсидии |
498 382,80 |
512 885,70 |
381 749,90 |
300 643,70 |
287 897,60 |
57,80% |
56,10% |
в % общей суммы |
38,20% |
37,80% |
29,40% |
25,40% |
24,60% |
||
Субвенции |
264 291,50 |
295 024,80 |
257 952,40 |
244 231,40 |
254 458,00 |
96,30% |
86,20% |
в % общей суммы |
20,20% |
21,70% |
19,90% |
20,60% |
21,80% |
||
Иные межбюджетные |
40 634,80 |
47 582,80 |
55 170,30 |
47 412,80 |
44 108,60 |
108,50% |
92,70% |
в % общей суммы |
3,10% |
3,50% |
4,30% |
4% |
3,80% |
Суть проблемы
межбюджетных отношений
Федеральный бюджет — это основной финансовый план государства, утверждаемый в виде федерального закона. Он является главным средством перераспределения национального дохода.
Согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Объем расходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с 2012 Годом в номинальном выражении увеличится на 2 808,5 млрд. рублей, или на 21,9 %, при Тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,9 % в 2012 году до 18,8 % в 2015 году. В Реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом в 2013 Году уменьшится на 0,2 %, в 2014 году – на 0,5 %, в 2015 году увеличится на 2,5 %. В 2013 Году по сравнению с 2007 годом расходы увеличиваются на 7,4 трлн. рублей, или в 2,2 раза.
Формирование расходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы осуществляется Правительством Российской Федерации с учетом бюджетных правил исходя из:
Положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
Структура расходов
В структуре общего объема расходов федерального бюджета первое место занимают расходы, направляемые на социальную политику (2013 год – 29,6 %, 2014 год – 29,0 %, 2015 год – 29,2 %), второе место – расходы на национальную оборону (2013 год – 16,0 %, 2014 год – 17,6 %, 2015 год – 19,7 %), третье место – расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (2013 год – 15,2 %, 2014 год – 14,9 %, 2015 год – 13,6 %), 66 которые будут опережать расходы на национальную экономику (2013 год – 13,0 %, 2014 год – 12,3 %, 2015 год – 11,3 %).3
Необходимо отметить, что в 2013 –
2015 годах структура расходов
Условно утверждаемые расходы федерального бюджета (не распределяемые в 2013 году) предусматриваются на 2014 год в сумме 355,2 млрд. рублей, или 2,5 % общей суммы расходов, на 2015 год – 781,3 млрд. рублей, или 5,0 % общей суммы расходов. В 2013 - 2015 годах объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, являются относительно стабильными (2013 год – 533,2 млрд. рублей, 2014 год – 556,5 млрд. рублей, 2015 год – 553,0 млрд. рублей) и по сравнению с предыдущим годом в 2013 году увеличиваются на 2,8 %, в 2014 году - на 4,4 % и в 2015 году уменьшаются на 0,6 %. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составят: в 2013 году – 4,0 %, в 2014 году – 3,9 %, в 2015 – 3,5 %, (в 2012 году – 4,1 %).
Объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств и подлежащих индексации, в 2013 году составит 28,4 млрд. рублей, или 5,3 %, в 2014 году – 28,8 млрд. рублей, или 5,2 %, в 2015 году – 30,3 млрд. рублей, или 5,5 %. При этом индексация социальных выплат (компенсаций, пособий) запланирована на уровне инфляции, предусмотренной в законопроекте на 2013 год в 5,5 %, на 2014 год – 5 %, на 2015 год – 5 %. 68
Следует отметить, что в Программе
Правительства Российской
Значительную часть расходов федерального бюджета в 2013 – 2015 годах необходимо направить на повышение уровня пенсионного и социального обеспечения граждан, увеличение расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, денежного довольствия военнослужащих, содержание судей и прокурорских работников, федеральных государственных служащих, модернизацию здравоохранения и экономики в целом, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года, реализацию федеральных целевых программ, обслуживание государственного долга.
В условиях
ограничения бюджетных
Формирование доходов федерального бюджета на 2013 – 2015 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к уменьшению доходов федерального бюджета в 2013 году на 238,1 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2014 году – на 277,8 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2015 году – на 268,7 млрд. рублей, или на 0,3% ВВП.
Структура доходов
ТАБИЦА № 2
Указанные изменения обусловлены снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, снижением фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2013 года; индексацией специфических ставок акцизов на нефтепродукты с 2013 года, на табачную и алкогольную продукцию, спирт этиловый, автомобили легковые – с 2015 года. 69
Прирост доходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом составит 3 023,2 млрд. рублей, или 27,3 %. В 2012 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 711,3 млрд. рублей, или на 6,4 %, в 2013 году – на 926 млрд. рублей, или на 7,9 %, в 2014 году – на 1 385,9 млрд. рублей, или на 10,9 %. Формирование доходов федерального бюджета на 2012 – 2014 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году на 188,9 млрд. рублей, или на 0,32 % ВВП, в 2013 году – на 255,5 млрд. рублей, или на 0,39 % ВВП, в 2014 году – на 411,7 млрд. рублей, или на 0,57 % ВВП.
Основную долю доходов федерального бюджета в 2013 – 2015 годах будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (31,9 %, 33,4 %, 34,3 %), таможенных пошлин (34,2 %, 32,4 %, 32,2 %), налога на добычу полезных ископаемых (18,3 %, 18,3 %, 17,6 %).
Счетная палата отмечает, что при прогнозировании бюджетных доходов на очередной финансовый год объем отдельных видов доходов существенно занижается. Так, анализ основных показателей исполнения доходов федерального бюджета за 2011 год свидетельствует о том, что доходы федерального бюджета по сравнению с показателями, установленными уточненным прогнозом, в целом перевыполнены на 246,3 млрд. рублей, или на 2,2 %.
Анализируя показатели доходов и расходов бюджетной системы РФ следует отметить, что бюджетный план с 2011 по 2015 гг составлен с дефицитом, т.к. сумма расходов значительно выше чем общая сумма доходов.
Дефицит
бюджетной системы в основном
обусловлен дефицитом
В источниках
финансирования дефицита
Пополнение средств Резервного фонда за счет нефтегазовых доходов в 2012 году планируется в сумме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – 957,3 млрд. рублей. Формирование Резервного фонда регулируется статьей 24 законопроекта только на 2012 год.
Таким образом, существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в заявленных объемах и условиях.