В 2013 - 2015 годах прогнозируется ежегодный
рост доходов и расходов консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2015 году доходы и расходы указанных бюджетов
увеличатся по сравнению с 2012 годом на
35,7 % и на 35,2 % соответственно.
Исполнение консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
в 2013 году прогнозируется с дефицитом
в сумме 120,8 млрд. рублей (0,2 % ВВП), в 2014 году
- 86,0 млрд. рублей (0,1 % ВВП); на 2015 год их
исполнение в целом прогнозируется бездефицитным.4
2.2. Межбюджетные отношения на
примере Чеченской республики
С экономической точки зрения Чеченскую
республику можно характеризовать с меньшей
положительной динамикой развития по
сравнению с другими регионами России.
В Чеченской Республике на протяжении
последних 15 лет экономика развивается
стихийно, подстраиваясь под реалии общей
ситуации, и, в основном, характеризовалась
низким объемом собственного производства
и высокой активностью в распределении
и перераспределении материальных благ.
Необходимо отметить, что невысокий
объем собственного производства и, соответственно,
большой процент безработицы привели
к постепенному обнищанию большей части
населения республики.
Бюджет Чеченской Республики
остается самым высокодотационным в России.
Практически отсутствует промышленно-производственный
потенциал, слабо развиты рыночные отношения,
наблюдается низкая платежеспособность
населения, сохраняются значительные
риски для предпринимательской деятельности.
Указанные причины не способствуют повышению
инвестиционной привлекательности Чеченской
Республики и сохраняют негативные тенденции
в экономике и социальную напряженность.
Единственно конкурентоспособной на внешних
рынках является добыча нефти, дающая
98,6% общего объема промышленной продукции.
Чеченская Республика
при наличии собственных природно-ресурсных
возможностей для производства энергетических
мощностей является энергодефицитным
регионом. Большая часть электроэнергии,
поступающая потребителям, получена из
других регионов.
В целях реализации
задач, поставленных Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации на 2012
- 2014 годы, предусматривается проведение
бюджетной политики, направленной на обеспечение
макроэкономической стабильности, стимулирование
роста и модернизацию экономики, повышения
качества предоставляемых государственных
услуг населению республики. В то же время,
принятие расходных обязательств будет
осуществляться исходя из безусловного
исполнения действующих расходных обязательств
с сохранением социальной направленности
консолидированного бюджета Чеченской
Республики, принятия новых расходных
обязательств на основе оценки их эффективности
и при наличии ресурсов для их гарантированного
исполнения в пределах принятых бюджетных
ограничений, повышения сбалансированности
за счет жесткой политики размеров государственного
долга и дефицитов республиканского и
местных бюджетов Чеченской Республики.
Приоритетом бюджетной и налоговой
политики является повышение жизненного
уровня населения Чеченской Республики,
развитие ее экономического потенциала
путем привлечения инвестиций, в том числе
на основе обеспечения мер по модернизации
социальной и инженерной инфраструктуры,
повышения уровня менеджмента участников
бюджетного процесса.
Учитывая высокий уровень дотационное
республики, условия предоставления дотаций
из федерального бюджета, переход на бюджетное
планирование на среднесрочную перспективу
позволит наиболее качественно подходить
к процессу исполнения действующих и принятию
новых расходных обязательств.
Приоритет налоговой политики
- повышение уровня налогового потенциала
республики, создание стимулов для инвестиционной
активности налогоплательщиков.
При формировании проекта бюджета
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014
годов учитывались изменения, связанные
с разграничением полномочий на федеральном
уровне, в рамках перевода с 2012 года финансового
обеспечения полиции на федеральный уровень:
- передачи субъектам Российской
Федерации федеральных учреждений среднего
профессионального образования, полномочий
в области содействия занятости
населения (за исключением социальных
выплат безработным гражданам) и учреждений, осуществляющих
дезинфекционную деятельность;
- финансовое обеспечение выплат
пособий при устройстве детей-сирот в
семью, содержания детей-сирот в семье
опекуна и в приемных семьях, реализация мер по социальной поддержке
реабилитированных лиц за счет собственных средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, высвобождаемых
в результате сокращения расходов бюджетов
субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции;
- передачи в федеральный бюджет
части доходных источников, администрируемых федеральными органами
исполнительной власти, в частности, государственной пошлины за регистрацию
транспортных средств и штрафов за административные
правонарушения в сфере дорожного движения,
и части акцизов на алкогольную продукцию.
Политика в сфере межбюджетных отношений
направлена на формирование межбюджетных
отношений между республиканским бюджетом
и местными бюджетами, исходя из бюджетной
обеспеченности муниципальных образований
и необходимости стимулирования развития
их налогового потенциала, обеспечение
сбалансированности местных бюджетов,
повышение инициативы и ответственности
при осуществлении бюджетного процесса,
создание механизмов стимулирования органов
местного самоуправления к повышению
качества управления муниципальными финансами
и организации бюджетного процесса в городах,
районах и поселениях Чеченской Республики.
На эти цели предусмотрено
выделение субвенции из республиканского
фонда компенсаций. Распределение
финансовой помощи нижестоящим
бюджетам по-прежнему будет осуществляться
исходя из основного принципа бюджетного
законодательства - выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности.
Наряду с дотациями на выравнивание
бюджетной обеспеченности сохранены финансовая
помощь в виде дотаций на поддержку мер
по обеспечению сбалансированности местных
бюджетов и бюджетные кредиты.
Государственные полномочия
по выравниванию бюджетной обеспеченности
муниципальных поселений осуществляются
путем передачи полномочий на уровень
муниципальных районов.
Безвозмездные поступления
из республиканского фонда финансовой
поддержки муниципальных районов и городских
округов на 2012 г. и на плановый период 2013-2014
годов(тыс. рублей) |
Наименование |
2012г |
2013г. |
2014г. |
дотации на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности |
2 995 403,90 |
3 160 151,10 |
3 318 158,70 |
дотации на сбалансированность
бюджетов |
687 017,80 |
713 803,80 |
739 494,00 |
субвенций на обеспечение общеобразовательного
процесса |
6 682 582,10 |
7 050 124,10 |
7 402 630,30 |
субсидий |
541 454,10 |
|
|
В связи с вводом в 2012 году Дорожного
фонда Чеченской Республики, транспортный
налог, ранее переданный на уровень муниципальных
районов и городских округов, согласно
закону будет передан на республиканский
уровень. За счет средств дорожного фонда
будут обеспечиваться содержание, ремонт
и строительство дорог муниципального
значения.
Основные характеристики
республиканского бюджета на 2012г и на
плановый 2013-2014 гг. в тыс. руб.
Наименование |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Общий объем доходов республиканского
бюджета |
64 676 002,70р. |
48 080 501,30р. |
49 153 938,30р. |
В т.. безвозмездные и
безвозвратные поступления из Фед. Бюджета |
56 442 016,70р. |
39 370 933,30р. |
39 796 624,30р. |
Налоговые и неналоговые доходы |
8 263 986,00р. |
8 709 568,00р. |
9 357 314,00р. |
Общий объем расходов республиканского
бюджета |
65 090 255,40р. |
48 222 823,60р. |
49 702 354,80р. |
Нормативная величина резервных
фондов |
385 200,00р. |
385 200,00р. |
385 200,00р. |
В т.ч. Резервный фонд Главы
Чеченской республики, |
115 000,00р. |
115 000,00р. |
115 000,00р. |
Резервный фонд Правительства
Чеченской республики |
206 000,00р. |
206 000,00р. |
206 000,00р. |
Резервный фонд Правительства
Чеченской республики по чрезвычайным
ситуациям |
64 200,00р. |
64 200,00р. |
64 200,00р. |
Верхний предел Государственного
внутреннего долга Чеченской республики
|
|
4 131 993,00р. |
4 354 784,00р. |
Предельный объем расходов
на обслуживание гос. Внутреннего долга
Чеченской республики |
166 925,00р. |
103 307,50р. |
27 199,30р. |
Дефицит республиканского бюджета |
414 252,70р. |
142 322,30р. |
548 416,50р. |
Общий объем бюджетных ассигнований
на исполнение публичных нормативных
обязательств |
7 497 593,90р. |
7 909 961,60р. |
8 305 496,60р. |
Фонд финансовой поддержки
муниципальных районов и городских округов |
2 995 403,90р. |
3 160 151,10р. |
3 318 158,70р. |
Средний по муницип-и районам
и городским округам уровень налоговых
доходов в расчете на душу населения
|
2 483,00р. |
2 607,00р. |
2 724,00р. |
Средний уровень расходных
обязательств местных бюджетов в расчете
на 1 жителя |
5 286,00р. |
5 577,00р. |
5 856,00р. |
Фонд компенсаций |
9 178 816,10р. |
9 674 128,10р. |
10 149 177,40р. |
Размер субвенций из республиканского
фонда компенсаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
поселений( в расчете на 1 жителя) |
274,31р. |
289,39р. |
303,86р. |
Средний расчетный налоговый
доход на 1 жителя |
347,00р. |
364,00р. |
380,00р. |
Прогнозные налоговые и неналоговые
доходы бюджетов всех поселений |
335 580,00р. |
352 359,00р. |
368 215,00р. |
По данным министра на плановый
период 2013 и 2014 годов параметры республиканского
бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого
уровня инфляции, не превышающие, соответственно
5,5% - декабрь 2013 года к декабрю 2012 года,
и 5% - декабрь 2014 года к декабрю 2013 года.5
Учитывая высокий уровень дотационности
Чеченской Республики и ужесточения норм
введения временной финансовой администрации,
в условиях слабого развития реального
сектора экономики новые расходные обязательства
принимаются только на основе тщательной
оценки их эффективности и при наличии
ресурсов для их гарантированного исполнения
в пределах принятых бюджетных ограничений.
Необходимо осуществлять принятие новых
расходных обязательств на основе конкурсного
отбора, в целях исключения необеспеченных
финансовыми источниками и соответствия
принимаемых обязательств стратегии социально-экономического
развития Чеченской Республики до 2020 года,
утвержденной Постановлением Правительства
Чеченской Республики от 9 ноября 2010 года
№ 202.
Бюджетные расходы на 2012 год
и дальнейшую перспективу до 2014 года будут
сформированы на основе следующих приоритетных
направлений:
- обеспечение равного доступа
населения к государственным услугам,
повышение их качества;
- усиление адресной социальной
помощи ветеранам и малообеспеченным
гражданам, оказание дополнительной государственной
поддержки по улучшению жилищных условий наиболее
социально незащищенных категорий граждан;
- проведение эффективной и рациональной
инвестиционной бюджетной политики;
- поддержка инновационного развития
экономики, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- модернизация социальной, инженерной
и дорожной инфраструктуры;
- обеспечение режима эффективного
и экономного расходования бюджетных средств, в том числе за
счет оптимизации расходов на содержание
органов власти.
Главным приоритетом бюджетных
расходов является обеспечение в рамках
законодательно установленных полномочий
равного доступа населения к государственным
услугам в сфере образования, здравоохранения,
социальной защиты, культуры и спорта,
повышение качества предоставляемых услуг,
переход от сметного финансирования учреждений
к обеспечению выполнения государственных
заданий.
В целях снижения социальной
напряженности в обществе продолжается
работа по содействию занятости населения
и снижению напряженности на рынке труда.
Бюджетные расходы на капитальное
строительство объектов инженерной, дорожной,
социальной инфраструктуры будут способствовать
достижению высокого экономического и
социального эффекта, комплексному развитию
муниципальных образований.
Одним из приоритетных направлений
бюджетной политики является государственная
поддержка организаций реального сектора
экономики, которая будет оказана в основном
путем предоставления субсидий на возмещение
части затрат, связанных с их деятельностью,
предоставление предприятиям субсидий
на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, привлеченным на
инвестиционные цели. В том числе предусматривается
поддержка сельскохозяйственных потребительских
кооперативов и потребительских обществ
с целью развития торгово-закупочной деятельности
на селе и выхода продукции агропромышленного
комплекса республики на рынки за ее пределы.
Формирование объема и структуры
расходов республиканского бюджета на
2012 - 2014 годы будет осуществляться исходя
из следующих основных подходов:
1. Определение "базового"
объема бюджетных ассигнований
на 2012 - 2014 годы, исходя из необходимости
финансового обеспечения действующих
расходных обязательств.
2. Уточнение базовых объемов
бюджетных ассигнований на 2012 - 2014
годы с учетом:
- передачи с 2012 года финансового
обеспечения полиции на федеральный бюджет;
- индексации с 1 октября 2012 года
на 6% фондов оплаты труда государственных служащих и стипендиального
фонда для обучающихся в учебных заведениях с 1 сентября 2012 года
на 6 %;
- индексации заработной платы
работникам государственных и муниципальных казенных и бюджетных
учреждений Чеченской Республики в 2012
году темпами и в размерах, планируемых
для федеральных бюджетных учреждений;
- индексации по уровню инфляции
публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;
- снижения на 2012 - 2013 годы тарифов
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
с 34% до 30%, а для государственных учреждений, осуществляющих основную
деятельность в области социального обслуживания населения, - до 20
% (с установлением ставки тарифа страховых
взносов сверх установленной облагаемой
базы 512 тыс. рублей в размере 10 % для плательщиков
страховых взносов, для которых установлен
базовый тариф);
- индексации с 1 января 2012 года
на 6%, с 1 января 2013 года - на 5,5%, с 1 января
2014 года - на 5,0%) расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) государственных
органов и обеспечение деятельности государственных учреждений, в том числе
на оплату услуг связи, транспортных услуг,
коммунальных услуг;
- доведения к 2013 году заработной
платы учителей общеобразовательных учреждений
до средней заработной платы в экономике
по Чеченской Республике;
- сохранения прочих расходов
на уровне 2011 года.6