Налоговая политика и налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами.
Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить “ущерб”, причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы налогового планирования и налоговой политики на предприятии 7
1.1 Понятие и содержание налоговой политики и налогового планирования на предприятии 7
1.2 Классификация, принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии 11
1.3 Основные направления налоговой политики на предприятии 18
2. Основы организации налогового планирования на предприятии 20
2.1. Сущность и принципы налогового планирования 20
2.2. Этапы и методы налоговой оптимизации 25
2.3 Стратегическое и тактическое налоговое планирование 33
3. Пути совершенствования управления налогами на предприятии 36
Заключение 41
Список используемых источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 104.54 Кб (Скачать файл)

- решение вопроса о  наиболее выгодном месте расположения  предприятия и его подразделений.

- выбор организационно-правовой  формы предпринимательской деятельности.

- формирование налогового  поля, определение всех предоставленных  налоговым законодательством льгот  по каждому из налогов.

- анализ всех возможных  форм сделок и образование  договорного поля, составление журнала  типовых хозяйственных операций.

- анализ различных хозяйственных  ситуаций с учетом возможных  налоговых рисков, решение вопроса  о рациональном размещении активов  и прибыли предприятия.

- налоговый менеджмент, включая  использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

В целом налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, определяющих уровень и структуру налогового бремени и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом. При этом в случае оптимизационного налогового планирования обеспечивается регулирование уровня и структуры налогового бремени таким образом, чтобы обеспечить достижение стратегических и тактических задач деятельности. Снижение уровня налогового бремени, увеличение финансовых ресурсов и денежных потоков могут являться частными задачами оптимизационного налогового планирования.

Оптимизационное налоговое планирование связано с выбором между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленных на достижение оптимального уровня возникающих при этом налоговых обязательств, и, как следствие, рисков.

Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их «компенсация» может повлечь за собой крупные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование в целях снижения налоговых рисков должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

В рамках проведения налогового планирования приоритетную важность приобретает выбор метода налоговой оптимизации.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Метод замены отношений базируется на основном принципе гражданского права - принципе диспозитивности гражданско-правовых отношений, т.е. праве каждого хозяйствующего субъекта самостоятельно, без ограничений выбирать своих контрагентов, формы и условия сделки с ними. Суть метода заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления гражданско-правовых и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм.

Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия.

Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря желанию государства установить особые режимы налогообложения для отдельных отраслей народного хозяйстве (предприятия ВПК, сельского хозяйства, образования, культуры, инновационный сферы и т.п.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке в период реформирования экономики, групп налогоплательщиков (предприятия, занятые в сфере малого бизнеса, и с иностранными инвестициями), территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны), предприятий, участвующих в решении болезненных социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, молодежи; оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам; помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); экспортно-ориентируемых предприятий и многих других хозяйствующих субъектов.

Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения (оффшорная зона) базируется на принципе налогового федерализма, основывающийся на исключительном праве субъектов Российской Федерации самостоятельно и по своему разумению устанавливать ставки региональных и местных налогов, и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Калининградская область; Закрытые Административные Территориальные Образования: г. Саров, г. Снежинск и др.), установленных федеральным законодательством. В целом в России насчитывается около двадцати различных зон, где предоставляются налоговые льготы на определенных условиях.

Перечисленные методы в своем большинстве - сепаративные (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны; поэтому можно утверждать, что представленные способы оптимизации налогового портфеля не есть суть мероприятия по налоговому планированию в полном смысле слова, ибо первые направлены на решение определенных, конкретных проблем, встающих перед применяющими эти «налоговые схемы» хозяйствующими субъектами, в них отсутствуют элементы последовательности и перспективности.

 

 

 

 

 

2.2. Этапы и методы налоговой оптимизации

Российская система налогообложения трехуровневая. Такая  структура определяется государственным устройством России (федеративное государство с административно-территориальным делением).

Налоговая система РФ состоит из  федеральных налогов, региональных налогов - уровень субъектов РФ и местных налогов - муниципальный уровень.

 

 Общее количество налогов и сборов, предусмотренных законодательством (Налоговым кодексом РФ), снизилось с 54 до 13, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налогов и сборов). Кроме этого в настоящее время НК РФ предусмотрено применение 5 специальных налоговых режимов. Таким образом, налогообложение в РФ осуществляется в рамках двух режимов: общего и специального.

Налоговую систему РФ формируют как косвенные (например, НДС, акцизы и др.), так и прямые налоги (налог на прибыль, НДФЛ, налоги на имущество организаций и физических лиц и др.), причем косвенные налоги доминируют в структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет (с учетом таможенных пошлин).

Таблица. Состав и структура налоговой оптимизации ФГУППЗ «Пригородный» Тамбовского района, Тамбовской обл. за 2011-2013 года

Показатели

2011

2012

2013

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс. руб.

%

Единый сельскохозяйственный налог

 

867

 

20,26

 

1084

 

22,3

174

 

4,3

Земельный налог

 

3

 

0,07

 

40

 

0,82

 

140

 

3,5

Единый налог на доходы физических лиц

 

3083

 

72

 

3260

 

67,2

 

3234

 

81

Вводный налог

 

24

 

0,56

 

125

 

2,6

 

95

 

2,3

Другие налоги и сборы

 

302

 

7,05

 

338

 

7,1

 

316

 

7,9

Всего налогов и сборов и обязательных платежей

 

4279

 

100

 

4847

 

100

 

3959

 

100


 

Как видно из таблицы, всего налогов, сборов и обязательных платежей на ФГУППЗ “Пригородный” в 2011г. составило 867 000 р., в 2012г. 1084000р., а в 2013г. 174000р.

Наибольший удельный вес занимает единый налог на доходы физических лиц. Он составляет в 2011г. 72%, в 2012г. 67,2%, а в 2013г. 81%.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Сущность налоговой политики ФГУППЗ «Пригородный» заключается в грамотной ее разработке. Нужно грамотно определить и указать все те статьи, по которым предусмотрены налоговые льготы, ведь от этого напрямую зависит сумма налогов, взимаемых с предприятия, чем меньше организация уплатит налогов, тем большую чистую прибыль она получит.

Также в организации внимательно следят за правильностью заполнения налоговых деклараций, чтобы избежать наложения штрафов на организацию и должностных лиц.

Применяются как маркированные, так и немаркированные налоги и сборы. При этом уровень их применения в целом соответствует сложившейся мировой практике. Маркированные -  на нижних уровнях национальной налоговой системы, немаркированные - на федеральном. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить гибкость и мобильность налоговой системе,  с другой,  повысить контролируемость целевого расходования средств, поступивших в местные бюджеты (муниципальный уровень).

 

   

 

 

 

Элементный состав и структура налоговой системы РФ:

Федеральные налоги и сборы

 

 

   Налог на добавленную  стоимость (НДС);

Акцизы;

Налог на доходы физических лиц  (НДФЛ);

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых  (НДПИ);

Государственная пошлина;

Водный налог;

Сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

Региональные налоги

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес

Местные налоги и   сборы

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

Упрощенная система налогообложения;

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности  (ЕНВД);

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

Патентный налог

Кроме этих, в составе неналоговых, но обязательных платежей:    

- таможенная пошлина   (администрируется  Таможенным кодексом РФ).    

- платежи за негативное  воздействие на окружающую среду;     

- платежи за пользование  лесными ресурсами;    

- обязательные платежи  в государственные внебюджетные  страховые фонды

(Пенсионный, Фонд обязательного  медицинского страхования и Фонд  обязательного социального страхования  обязательного страховании  - вместо ЕСН);    

- страховые платежи по  несчастным случаям


 

Управление налогами в организации помогает укреплению ее  стабильного положения, позволяет  избежать крупных убытков. Для бизнеса со средней рентабельностью полная налоговая нагрузка зачастую бывает тяжела. В этом случае налоговое планирование, позволяющее снизить тяжесть налогового бремени,  просто необходимо.

Эффективная оптимизация налогообложения позволяет:

 

   -  экономить финансовые средства за счет снижения  платежей в бюджет;

 

   - уменьшать налоговые  риски и связанные с ними  негативные последствия в виде  выплат штрафов и пеней;

 

   - влиять на общую безопасность  организации и его должностных  лиц.

Налоговики распространяют ответственность за управление налоговыми рисками на высшее руководство компаний,  советы директоров.

Функции

налоговоого

менеджмента

 

Содержание функций

 

 

 

 

                   Налоговое

              планирование

 

  разработка новой  модели уплаты налогов      и   пересмотр налоговой политики организации;

разработка схем и  механизмов минимизации налогового бремени,

регулирование размера налоговых платежей

(их распределение)  во времени

                Налоговый

               Контроль

 

    

осуществление анализа  текущей системы налогового учета;

проверка документооборота

получение информации о налоговых рисках;

выявление и устранение обнаруженных ошибок;


 

 

    Критическое осмысление  имеющихся в экономической литературе  подходов к определению содержания  и обоснованию методики расчета  налоговой нагрузки, а также рассмотрение  основных факторов, влияющих на  уровень налогового гнета, позволяют  консультантам предложить читателям  методику определения налоговой  нагрузки, разработанную Минфином  России.

При оценке результативности мероприятий  налогового планирования следует ориентироваться на суммарную налоговую экономию (с учетом платежей по всем налогам), а не на экономию от отдельного налога.

Следует использовать все возможности, предоставляемые налоговым законодательством по списанию расходов, использованию льгот,  возможностей выбора методов оценки и способов ведения бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, налоговое планирование непосредственно связано с таким понятием, как налоговая выгода, под которой понимается некоторое снижение налоговой нагрузки на предприятие (предпринимателя) путем получения льгот, вычетов, иных послаблений. Налоговая выгода уменьшает размер налогового бремени и рассматривается как следствие экономически оправданных действий добросовестного налогоплательщика.

Информация о работе Налоговая политика и налоговое планирование