Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

В российских компаниях финансовое планирование зачастую носит фрагментарный характер, что затрудняет эффективное управление финансами, прежде всего движением денежных средств, и принятие точных и взвешенных в финансовом отношении управленческих решений. Этим объясняется актуальность изучения теоретических и практических аспектов финансового планирования и постановки системы бюджетирования на предприятиях.
Цель данной работы – исследовать теоретические основы финансового планирования в современных условиях, проанализировать финансовое состояние ОАО «Мираж», а так же определить основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

Содержание

С.
Введение
3
1 СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4
1.1 Сущность и задачи финансового планирования
4
1.2 Процесс и этапы финансового планирования
1.3 Виды финансового планирования
6
8
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ОАО «Мираж)

15
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
15
2.2 Оценка финансового плана предприятия на основе бюджета доходов и расходов

23
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.

30
3.1 Технология финансового планирования на российских предприятиях
30
3.2 Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии

34
Заключение
38
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.68 Кб (Скачать файл)

Заключительный этап разработки финансовой стратегии фирмы это  оценка эффективности данной стратегии. Эта оценка должна проводится по нескольким параметрам:

1. Оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы.

2. Оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

3. Оценивается гибкость финансовой стратегии.

4. Оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии.

5. Оценивается результативность финансовой стратегии.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.

Прогнозирование состоит  в изучении возможного финансового  состояния фирмы на перспективу. Базой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся  информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации. Информационной базой прогнозов  является бухгалтерская и статистическая отчетность предприятия.

В отличие от планирования перед прогнозированием не стоит  задача реализации прогнозов на практике, так как прогноз это всего  лишь возможность предугадать вариант  развития ситуации. Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноза отчета о прибылях и убытках;

- прогноза движения денежных средств;

- прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью создания этих документов является оценка финансового  положения предприятия на конец  планируемого периода.

Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии  и финансовой политике по отдельным  аспектам финансовой деятельности и  представляет собой конкретизацию  его показателей. Разрабатываемые  конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию  определить на предстоящий период все  источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.

 Текущее финансовое  планирование состоит в разработке  трех основных документов:

- плана движения денежных средств;

- плана отчета о прибылях и убытках;

- плана бухгалтерского баланса.

Основная цель этих документов – оценка финансового положения  фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается  на период в один год.

Годовой финансовый план разбивается  поквартально или помесячно, в зависимости  от потребности в финансовых средствах. Более конкретных план позволяет  более точно скоординировать  движение денежных средств, сопоставить  доходы и расходы, ликвидировать  кассовые разрывы.

Текущие финансовые планы  предприятия разрабатываются на основе данных о:

- финансовой стратегии фирмы;

- результатах финансового анализа за прошедший период;

- планируемых объемах производства и реализации продукции;

- других экономических показателях операционной деятельности фирмы.

Также на разрабатываемые  планы влияет действующее законодательство, система налогообложения и иные внешние факторы.

Для составления финансовых документов важно определить объем  будущих продаж, обычно этот план составляется еще на этапе перспективного финансового  планирования.

На основе этих данных рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определяются и другие составные затраты на производство. И уже на основе этих данных разрабатывается плановый отчет  о прибылях и убытках. С помощью этого отчета прогнозируется величина прибыли, которая должна быть получена в расчетном периоде.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Этот план учитывает все поступления и  платежи, затраты и расходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток  или дефицит денежных средств  на определенный момент времени. Фактически он показывает движение денежных потоков  по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Заключительным документом текущего годового финансового плана  является плановый баланс активов и  пассивов на конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества  и финансов предприятия в результате планируемой деятельности. Цель разработки балансового плана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.

Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

1. организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

2. формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

3. ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

4. анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

5. расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;

6. расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;

7. анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При  его осуществлении необходимо следить  за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности  в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.

Главной особенностью правильно  составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь  помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину  такого положения, наметить и выполнить  соответствующие мероприятия, и  таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе следующих документов:

- плана реализации продукции;

- сметы затрат на производство;

- плана капитальных вложений;

- выписок по счетам предприятия и приложений к ним;

договоров;

- внутренних приказов;

- графика выплаты заработной платы;

- счетов-фактуры;

- а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.

На многих фирмах наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, а также  платежные календари по отдельным  видам движения денежных средств.

Кроме платежного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Банку, обсуживающему предприятие  также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный  кассовый план на обслуживание своих  клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.

Заключительным этапом финансового  планирования является составление  сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового  плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА  ТЕХНОЛОГИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере  ОАО «Мираж)

 

2.1 Анализ финансового состояния предприятия

Для наиболее полного и  детального изучения и анализа финансового  состояния ОАО «Мираж» на основе бухгалтерского баланса за 2008-2010гг. составим сравнительный аналитический баланс в таблице 1.

Таблица 1. Анализ структуры  активов ОАО «Мираж»

Статьи баланса

2008г.

2009г.

2010г.

Изменение

тыс.руб

% к итогу

тыс.руб

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб 2008г.к 2010г.

темп роста, в %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Внеоборотные активы, в  т.ч.:

               

Основные средства

63830

32,9

64666

33,2

71490

31,0

7660

20,8

Нематериальные активы

-

-

72

0,04

92

0,04

92

0,2

Незавершенное строительство

6309

3,3

4896

2,5

6170

2,7

-139

-0,3

Долгосрочные финансовые вложения

66

0,03

74

0,04

74

0,03

8

0,02

Отложенные налоговые  активы

130

0,06

136

0,07

161

0,07

31

0,1

2.Оборотные активы, в т.ч.:

               

Запасы

86111

44,4

82223

42,2

110239

47,8

24128

65,7

Дебиторская задолженность

33358

17,2

37093

19,0

37429

16,3

4071

11,0

НДС по приобретенным ценностям

187

0,1

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

3815

2,0

5673

2,9

4922

2,1

1107

3,0

Прочие оборотные активы

29

0,01

29

0,01

-

 

-

-

БАЛАНС

193835

100

194862

100

230577

100

36742

100


 

Основной составляющей внеоборотных активов являются основные средства, их удельный вес в структуре активов колеблется от 32,9 до 31 % и к концу 2010 года они выросли на 7660 тыс. руб. к уровню 2008 года.

Существенными статьями оборотных  активов на конец 2010 года являются запасы и краткосрочная дебиторская задолженность (16,3 %), соответственно наиболее ликвидные в структуре актива баланса занимают незначительный удельный вес, всего 2,1 %. Анализ состава и структуры запасов показал, что значительными составляющими этой статьи являются сырье и материалы, а также готовая продукция и товары для перепродажи.

Наиболее общую структуру  активов характеризует коэффициент  соотношения оборотных и внеоборотных активов, рассчитываемый по формуле:

K о/в = оборотные активы / внеоборотные активы

Найдем коэффициент соотношения  оборотных и внеоборотных активов предприятия. Для этого построим таблицу 1.2.

По данным таблицы 1.2 видно, что коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов за отчетный период несколько изменился.

Таблица 1.2 Анализ структуры активов баланса ОАО «Мираж»

Показатели

Абсолютные величины

Изменения

на 01.01. 2009г.

на 01.01. 2010г.

на 01.01. 2011г.

2009г. к 2008г.

2010г. к 2008г.

1

2

3

4

5

6

I. Внеоборотные активы

70335

69844

77987

8143

7652

II. Оборотные активы

123500

125018

152590

27572

29090

Итого активов

193835

194862

230577

35715

36742

Коэффициент соотношения  оборотных и внеоборотных активов

1,75

1,78

1,95

0,17

0,20


 

Платежеспособность предприятия  выступает в качестве внешнего проявления финансовой устойчивости, сущностью которой является обеспеченность оборотных активов долгосрочными источниками формирования.

По данным таблицы 1.3 видно, что имущество ОАО «Мираж» в 2010 году увеличилось на 36742 тыс. руб., или на 18,9 % к соответствующему периоду 2008 года благодаря модернизации и техническому перевооружению производства.

Таблица 1.3 Анализ динамики активов ОАО «Мираж» за 2008-2010 гг. (в тыс. руб.)

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

Отклонение (+,-)

2010г. к 2008г.

в %

1

2

3

4

5

6

Активы:

на начало года

на конец года

 

164762

193835

 

193835

194862

 

194862

230577

 

30100

36742

 

118,2

118,9

Стоимость активов, средн.

179298,5

194348,5

212719,5

33421

118,6

Внеоборотные активы:

на начало года

на конец года

 

68328

70335

 

70335

69844

 

69844

77987

 

1516

7652

 

102,2

110,8

Внеоборотные активы, средн.

69331,5

70089,5

73915,5

4584

106,6

Оборотные активы

на начало года

на конец года

 

96434

123500

 

123500

125018

 

125018

152590

 

28584

29090

 

129,6

123,5

Оборотные активы, средн.

109967

124259

138804

28837

126,2

Информация о работе Основные направления совершенствования системы планирования финансовой деятельности на предприятии