Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:15, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение состояния учета и анализа кредиторской задолженности на предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить правовое обоснование учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
проанализировать особенности учета и анализ кредиторской задолженности;
дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
проанализировать состояние учета кредиторской задолженности на предприятии;
наметить пути совершенствования учета кредиторской задолженности на предприятии;
Введение
6
Глава 1. Нормативные и теоретические основы учета и анализа кредиторской задолженности
1.1 Нормативно-правовая база учета кредиторской задолженности
9
1.2 Особенности учета кредиторской задолженности
17
1.3 Теоретические основы анализа кредиторской задолженности
25
Глава 2. Состояние учета кредиторской задолженности на ООО «Электра»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
32
2.2 Учет кредиторской задолженности на предприятии
42
2.3 Недостатки в учете кредиторской задолженности и мероприятия по их устранению на предприятии
48
Глава 3. Особенности анализа кредиторской задолженности на ООО «Электра»
3.1 Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности на предприятии
61
3.2 Анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на предприятии
67
Выводы и предложения
75
Список литературы
Чтобы максимально упорядочить организацию учета предлагаем использовать в ООО «Электра» разработанный нами график подготовки и предоставления отчетности (табл. 7).
Таблица 7 - График подготовки и предоставления отчетности ООО «Электра»
Отчетные формы |
Отчетный период |
Сроки представления |
Адреса учреждений, организаций и должностных лиц, получающих отчеты |
Способ предоставления отчетов |
ФИО Ответственных лиц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Бухгал-терский баланс |
Год |
До 20 марта года, следующего за отчетным |
Налоговая инспекция по Советскому району |
Лично |
Кулиничева В.В. |
Отчет о прибылях и убытках |
Год |
До 20 марта года, следующего за отчетным |
Налоговая инспекция по Советскому району |
Лично |
Кулиничева В.В. |
На ООО «Электра» нет строго установленного и регламентированного графика распределения обязанностей работников бухгалтерии. Следовательно, нами был разработан график плана работы предприятия. Данный график предусматривает равномерную нагрузку учетного аппарата в течение месяца. В данном графике целесообразно указать: наименование работы, срок исполнения и исполнителей (табл.8).
В ООО «Электра» отсутствует специалист, занимающийся непосредственно контролем кредиторской задолженности.
Утверждаю:
_____________А.А.Щемелинин
Таблица 8- План работы бухгалтерского отдела на 1 квартал 2009 года
Наименование работы |
Срок исполнения |
Исполнители |
Подготовка и сдача в банк платежных документов Разработка выписок банка по расчетному счету и по разным счетам Получение в банке денег и выдача их по платежным документам Составление кассовых отчетов Прием, проверка и обработка документов по начислению зарплаты Начисление зарплаты и подготовка документов к ее выдаче Составление свода по зарплате Прием, проверка документов по реализации продукции Учет готовой продукции Прием, проверка кассового отчета и документов Прием, проверка авансовых отчетов Ведение учета складских операций Проверка отчетов экспедиторов Учет материалов Составление ж/о 2,7,12 Составление себестоимости Составление ж/о 1,6,10,10/1 Составление ж/о №11 Учет ГСМ Составление ж/о №12 Начисление по налогам и с бюджетом Начисление амортизационных Прием ,проверка, обработка документов по движению основных фондов Запись в главную книгу ж/о Составление баланса Сдача финансово-хозяйственного отчета за 1 квартал 2009 года |
Ежедневно
Ежедневно По мере необходимости Ежедневно
Ежедневно Ежемесячно
ежемесячно ежедневно ежедневно по мере сдачи ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежемесячно ежемесячно ежемесячно ежемесячно ежедневно ежемесячно ежемесячно ежемесячно ежемесячно ежемесячно ежемесячно
28.04.2009 |
Кулиничева
Кулиничева
Кулиничева
Кулиничева
Кулиничева Кулиничева
Кулиничева Изоткина
Изоткина Кулиничева
Кулиничева Кулиничева Кулиничева Изоткина Ладанова Кулиничева Кулиничева
Кулиничева Изоткина Кулиничева
Кулиничева |
Главный бухгалтер
Существенным недостатком, выявленным в процессе исследования, является отсутствие в учетной политике ООО «Электра» сроков и условий проведения инвентаризации. Таким образом, отсутствие в учетной политике сроков и условий проведения инвентаризации, указывает на недостаточную организацию системы внутреннего контроля в ООО «Электра». Следовательно, ООО «Электра» можно предложить общий план контроля кредиторской задолженности, представленный в таблице 9.
Таблица 9 - Общий план контроля дебиторской задолженности в ООО «Электра»
Планируемые работы |
Период выполнения |
Исполнитель |
1 |
2 |
3 |
Оценка системы внутреннего контроля кредиторской задолженности |
ежеквартально |
Кулиничева В.В. |
Нормативное подтверждение кредиторской задолженности |
ежеквартально |
Кулиничева В.В. |
Подтверждение сумм сальдо по счетам расчетных операций |
ежеквартально |
Кулиничева В.В. |
Встречная проверка (прослеживание) и арифметическая проверка (пересчет) правильности отражения расчетных операций в первичных документах, на счетах, в регистрах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. |
ежеквартально |
Кулиничева В.В. |
Состояние учета кредиторской задолженности оказывает существенное влияние на финансовое состояние предприятия. Анализ и управление кредиторской задолженностью имеет особое значение, что в свою очередь требует от бухгалтера раскрытия его профессионального мастерства, проявления знаний нормативных документов, умения правильно их трактовать и применять.
С этой целью с работниками бухгалтерии необходимо проводить систематические ознакомления с изменениями и дополнениями в нормативном регулировании бухгалтерского учета.
Для этого главному бухгалтеру ООО «Электра» необходимо разработать план работы по совершенствованию профессионального мастерства работников бухгалтерии, что в свою очередь позволит своевременно изучать нормативные документы, уметь правильно их трактовать и применять.
На основе проведенного анализа учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями ООО «Электра» выявлены проблемные вопросы, такие как: ненадлежащее заполнение реквизитов документов, не для всех документов предусмотрен график документооборота, не ведется книга учета выданных доверенностей.
Для улучшения состояния расчетов:
- необходимо следить
за соотношениями дебиторской
и кредиторской задолженности:
значительное преобладание
- контролировать политику
диверсификации в отношении деб
- постоянно контролировать
состояние расчетов по
- производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
- имея оперативные
данные по просроченной
- разрабатывать разнообразные
модели договоров с гибкими
условиями оплаты, в частности
предоставления покупателями
На предприятии ООО «Электра» применяют автоматизированную форму учета, созданную на базе использования ЭВМ. Но в этом вопросе существует проблема, так как решением этого вопроса занимаются не специально и не специалисты. Насыщение структур бухгалтерии даже самыми последними моделями ПЭВМ ожидаемого эффекта не дают, так как совершенствованием технологии бухгалтерского учета нужно заниматься с двух встречных направлений: совершенствованием методик и инструкций по бухгалтерскому учету и создание специальных ПЭВМ для выполнения экономических расчетов, а не приспосабливать любые модификации, имеющиеся в продаже. Все это должно находится под контролем профессионалов-программистов, что даст возможность вести учет более качественно и у бухгалтеров будет возможность иметь более четкое представление о состоянии расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями в частности, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность, общие тенденции расчетной дисциплины.
В условиях инфляции и нестабильной экономики, основной формой расчётов между предприятиями очень часто становится предоплата. Поставщики часто требуют от покупателей предварительную оплату за товары, но случается, что у покупателя либо недостаточно средств для этого (особенно при покупке дорогостоящего имущества), либо же он не хочет рисковать - оплачивать товар заранее, еще не получив его, так как предварительная оплата очень часто связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. В таких случаях можно предложить ООО «Электра» использовать в качестве предоплаты товарный вексель. Это удобно, так как дает гарантию поставщику, что товар будет оплачен, и покупатель получает отсрочку платежа. Товарным векселем покупатель (векселедатель) гарантирует поставщику продукции (векселедержателю), что полученные товары будут оплачены в указанный в векселе срок.
Для прибыльного функционирования всех, без исключения, оптовых торговых предприятий большое значение имеет качественный отбор покупателей предлагаемой продукции, так как в прямой зависимости от этого находится объем продаж, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и многое другое. В ходе написания курсовой работы выявилось то, что наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности ООО «Электра» составляет задолженность покупателей и заказчиков за товары, работы, услуги, а на увеличение этой задолженности оказало влияние повышение неплатежеспособности покупателей. Вследствие этого, мы рекомендуем менеджеру ООО «Электра» производить отбор покупателей с помощью таких критериев как:
Завершая рассмотрение данного вопроса, следует обратить внимание на необходимость разработать конкретные меры по улучшению организации учета расчетов на ООО «Электра» с поставщиками, подрядчиками и покупателями:
Также мы предлагаем ввести план технического оформления учета. В данном плане дается подробная характеристика формы учета, которая применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства использованы в организации.
Таблица 10 - План технического оформления учета для ООО «Электра»
ФИО работника |
Вычислительная техника |
Счетные машинки |
Принтеры |
Ксерокс |
Кулиничева В.В. |
Компьютер Pentium 4 |
Калькулятор Casio DJ-105 |
Epso№ Stylus Pro |
|
Понуровская Е.М. |
Компьютер Pentium3 |
Калькулятор Citizen SDC-737 |
hp DeskJet 3420 |
|
Малушина Н.В. |
Компьютер Прагма-1 |
Калькулятор Casio DJ-320 |
hp DeskJet 3420 |
|
Итого |
5 |
7 |
3 |
0 |
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета и обеспечения достоверности отчетных данных большое значение имеет разработка Плана организации учетной работы (табл. 11), являющегося составляющей частью первого раздела приказа по учетной политике.
План организации учетной работы в качестве одного из элементов должен включать в себя Порядок проведения инвентаризации. Поэтому в первый раздел приказа по учетной политике необходимо включить соответствующий пункт, предусматривающий проведение инвентаризаций в организации.
Таблица 11 - Процедуры контроля при расчетах с поставщиками и подрядчиками
№ п/п |
Содержание |
Источники информации для проведения проверки |
Рекомендуемые приемы проверки |
1 |
Наличие подтверждающих документов на приобретение ТМЦ, работ, услуг. |
Договора, письма, счета-фактуры, приходные документы. |
Прослеживание, подтверждение. |
2 |
Проверка правильности определения поставщиками суммы НДС. |
Счета-фактуры, инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость. |
Пересчет. |
3 |
Установление соответствия занесения данных из счетов поставщиков в учетные регистры. |
Регистры бухгалтерского учета, счета-фактуры. |
Прослеживание. |
4 |
Проверка реальности кредиторской задолженности. |
Регистры бухгалтерского учета, счета-фактуры. |
Прослеживание. |
5 |
Проверка полноты оприходования ТМЦ, работ, услуг. |
Счета, приходные акты, накладные. |
Выборочная проверка, сопоставление. |
6 |
Проверка правильности составления корреспонденции счетов. |
Регистры бухгалтерского учета, счета, платежные пор. |
Прослеживание. |
Порядок проведения инвентаризации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике. Порядок проведения инвентаризаций включает в себя график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в том числе обязательных) в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, в соответствии с п.1 ст.12 Закона о бухгалтерском учете согласно положениям Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.