Пенсионная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание и первые итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского Управления Пенсионного фонда РФ

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации
Этапы реформирования пенсионной системы России
Проблемы пенсионного обеспечения
Необходимость перехода на пенсионное страхование
2. Анализ результатов реформирования пенсионной системы РФ на примере УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан
2.1 Характеристика деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск
2.2 Анализ деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда
3. Варианты совершенствования пенсионной системы РФ
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Вриант 1.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет около 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москва и Санкт-Петербург. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках [15,c.42].

Как государственный  внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы  и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП Росси составляет порядка 6%. ПФР выплачивает пенсии свыше 38,6 млн. пенсионеров и пособия для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц более 128 млн. граждан России.

Средства ПФР формируются  за счет:

- страховых взносов  работодателей;

- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

- страховых взносов  иных категорий работающих граждан;

- ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, индексацию указанных пенсий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых  ПФР Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначением досрочных  пенсий безработным;

- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов  физических и юридических лиц,  а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.

Средства ПФР направляются на:

- выплату в соответствии  с действующим на территории  Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

- выплату пособий по  уходу за ребенком в возрасте  старше полутора лет;

- оказание органами  социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности  ПФР и его органов;

- другие мероприятия,  связанные с деятельностью ПФР.

В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

- учет страховых средств,  поступающих по обязательному  пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

- персонифицированный  учет участников системы обязательного  пенсионного страхования. В системе  учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

- взаимодействие с  работодателями - плательщиками страховых  пенсионных взносов. Информация  о гражданах, застрахованных в  пенсионной системе, поступает  от 6,2 млн. юридических лиц;

- выдачу сертификатов  на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами  пенсионной системы, в т.ч. накопительной  частью трудовой пенсии, которое  осуществляется через государственную  управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализацию Программы государственного софинансирования пенсии;

- с 2010 года  – администрирование страховых  средств, поступающих по обязательному  пенсионному страхованию и обязательному  медицинскому страхованию;

- с 2010 года – установление  федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

1 апреля 2010 года в составе  трудовой пенсии по старости  был на 6,3% увеличен фиксированный  базовый размер ее страховой  части. Теперь фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости для большинства пенсионеров составляет 2 723 рубля 41 коп.

C 2010 года базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации вошла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера. Если раньше базовая и страховая части индексировались отдельно и по разным правилам, то теперь страховая часть индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Такой подход позволил сделать процесс индексации более простым и понятным для пенсионеров [16,c.55].

Управление Пенсионного  фонда России (УПФР) в Нефтекамском районе и г.Нефтекамск Республики Татарстан  образовано на основании Постановления  Правления Пенсионного Фонда РФ от 04.12.2000г. №150, для организации пенсионного обеспечения в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск.

УПФР действует на основании  положения «О государственном учреждении – Управлении Пенсионного Фонда  РФ в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск РТ», утвержденного Постановлением Правления ПФР от 27.08.2003г. №123п. Управление ПФР является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках.

УПФР в г. Нефтекамск состоит из следующих отделов:

- финансово-экономический отдел;

- отдел выплаты пенсии;

- отдел автоматизации;

- отдел социальных выплат;

- клиентская служба;

- отдел персонифицироанного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, взыскания недоимки;

- отдел назначения и перерасчета  пенсий;

- отдел оценки пенсионных прав  застрахованных лиц.

Вышестоящей организацией является Отделение  Пенсионного Фонда РФ по Республике Татарстан.

В Нефтекамском УПФР численность работников составляет 143 человека.

В целях эффективного расходования бюджетных средств и исполнения Федерального закона «О размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. №94-ФЗ за 9 месяцев 2009 года было проведено 8 размещений заказов различными способами, а именно: открытых конкурсов - 4, запрос котировок - 4. По итогам было заключено 8 контрактов.

Стоимостная характеристика торгов и  других способов закупок:

- общая стоимость предложений  Управления, выставленная на торги и другие способы закупок составила 625000,00 руб., из них: на открытые конкурсы 587000,00 руб., на запрос котировок 38000,00 руб.;

- общая стоимость предложений  победителей торгов и других  способов закупок составила 418000,00 руб., из них по открытым конкурсам 391000,00 руб., по запросам котировок 27000,00 руб.

В форме 0503125 «Справка по консолидируемым расчетам» поступление по межбюджетным отношениям в разрезе кодов элементов бюджета составляет

- финансирование по  смете по кодам составляет 52745400,00 руб., по персонифицированному учету  1095200,00 руб. из них по 221 коду 937300 руб., по 340 коду 157900,00 руб.;

- безвозмездно получено  от Отделения ПФР по РТ:

1) материальные запасы на 105.06 счет 615186,46 руб.

2) основные средства  на 106.01 счет 1215767,83 руб., в т.ч.: источники  бесперебойного питания 19 шт. на сумму 72180 руб., электронный ключ 6 шт. на сумму 12036,00 руб., монитор 5 шт. на сумму 18402,00 руб., сканер планшетный 2 шт. на сумму 11998,24 руб., системный блок 35 шт. на сумму 383909,40 руб., монитор 35 шт. на сумму 130259,85 руб., принтер 3 шт. на сумму 13548,00 руб., компьютеры в составе 32 шт. на сумму 573434,34 руб.

Безвозмездно получено материалов из УПФР по РТ всего 307385,77 руб.:

- от УПФР Авиастроительного  района г.Казань пенсионные удостоверения  на сумму 21240,00 руб.;

- от УПФР Приволжского района г. Казань пенсионные удостоверения на сумму 10620,00 руб.;

- от УПФР Московского  района г.Казань пенсионные удостоверения  на сумму 10620,00 руб., календари  на сумму 44405,77 руб.;

Балансовое имущество  УПФР г. Нефтекамск и Нефтекамского  района представлено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Сведения о зданиях, находящихся на балансе НПФ

Показатель

Характеристика единицы

кубатура

8030 м3

общая площадь

2104,2 м2

первоначальная стоимость

30993284,8 руб.

начисленная амортизация

2233043,65 руб.

процент износа здания

7,2 %

Арендованные

Показатель

1 ед.

кубатура

44,2 м3

общая площадь

17,7 м2

первоначальная стоимость

-

процент износа здания

-


 

- от УПФР Елабужского  района и г.Елабуга газодымозащитный  комплект на сумму 112000,00 руб.;

- от УПФР Заинского района и г.Заинск газодымозащитный комплект на сумму 24500,00 руб.;

- от УПФР Сармановского  района газодымозащитный комплект  на сумму 84000,00 руб.

Основные показатели деятельности УПФР г.Нефтекамск и Нефтекамского района представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Основные показатели деятельности УПФР

Показатель

2007

2008

2009

Темпы роста, проценты

2008/2007

2009/2008

Доходы, млн. руб.

2160,00

2585,10

2597,30

119,7

100,47

Расходы, млн. руб.

2567,86

3430,91

4316,75

133,61

125,82

Превышение расходов над доходами

1,19

1,33

1,66

-

-

Сумма начисленных пенсий, пособий  и иных выплат, млн. руб.

2537,51

3369,78

4278,48

132,80

126,97

Численность пенсионеров, чел.

60454

62060

64985

102,66

104,71

Численность граждан, имеющих право  на ежемесячные денежные выплаты, чел.

20345

20698

21584

101,74

104,29

Численность граждан, имеющих право  на ежемесячные денежные выплаты, чел.

20345

20698

21584

101,74

104,29

Общее количество принятых заявлений  от застрахованных лиц, шт.

172

250

929

145,35

371,60


 

Анализ основных показателей деятельности УПФР г. Нефтекамск и Нефтекамского района отражает рост общей величины доходов и расходов. Причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. Наблюдается ежегодное превышение расходов над доходами в 1,19 раз в 2007 г. и 1,66 раз в 2009 г. Следовательно, бюджет УПФР дефицитный.

Суммы начисленных пенсий, пособий  и иных выплат в абсолютном выражении  растут из года в год, но наблюдается  снижение темпов их роста. Это связано  с ростом числа пенсионеров, с  одной стороны, и повышением пенсий и других выплат за счет средств Пенсионного фонда, с другой стороны. Об этом свидетельствует тот факт, что численность пенсионеров выросла на 2,66% в 2008 г. и 4,71% в 2009 г., а сумма выплат выросла на 32,8% в 2008 г. и 26,97% в 2009 г.

Увеличивается объем работы УПФР в связи с ростом числа пенсионеров, граждан, получающих пособия и другие выплаты за счет средств УПФР, пересчетом пений и пособий, а также в связи с увеличением общего числа обращений граждан с заявлениями – на 45,35% в 2007 г. и 271,6% в 2009 г.

 

2.2 Анализ деятельности  УПФР в Нефтекамском районе  и г. Нефтекамск

 

Наиболее детальное представление  о финансовой сути происходящего  в сфере пенсионного обеспечения  в городе Нефтекамск и Нефтекамском районе может дать анализ ежегодно составляемого бюджета УПФР, который является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и прилагаемых расчетов и обоснований можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственного пенсионного регулирования [17,c.70].

К основным характеристикам  бюджета УПФР в г.Нефтекамск относятся  общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета  и дефицит/профицит бюджета.

Средства УПФР формируются за счёт:

- страховых взносов, зачисляемых  в ПФ России на выплату страховой  части трудовой пенсии;

- страховых взносов, зачисляемых  на накопительную часть трудовой  пенсии;

- страховых взносов в виде  фиксированного платежа;

- мобилизации просроченной задолженности;

- доходов от инвестирования  средств, поступивших на накопительную  часть трудовой пенсии;

- средств, полученных от ОПФР  по Республике Татарстан;

- других не запрещаемых законодательством  источников [18].

С 2010 года отменен единый социальный налог. Работодатели уплачивают страховые взносы c сумм, выплачиваемых в пользу работников. Основные изменения, касающиеся уплаты пенсионных взносов с 2010 года, внесены двумя законами:

Информация о работе Пенсионная система Российской Федерации