Понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий «издержки – объем продаж – прибыль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Расчетная часть курсовой работы на данных торгового предприятия ТД «дежАВЮ».
Среди задач данной работы можно выделить следующие:
изучение теоретических аспектов управления операционной прибылью;
выявление факторов, определяющих размер прибыли;
оценка влияния факторов на прибыль;
исследование проблем в управлении формированием прибыли от продаж на российских предприятиях;
оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага.

Вложенные файлы: 1 файл

Фин.менедж. (Оперативная прибыль).doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

 

3. Оценка степени  предпринимательского

риска на основе операционного рычага

 

Ведущим принципом в работе коммерческой организации (производственного предприятия, коммерческого банка, торговой фирмы) в условиях перехода к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Оно ограничивается возможностью понести убытки. Иными словами, здесь появляется понятие риска.

Следует отметить, что понятие «риск» имеет достаточно длительную историю, но наиболее активно начали изучать различные аспекты риска в конце XIX – в начале XX века.

Чтобы наиболее точно раскрыть категорию «риск», необходимо определить такие понятия как «вероятность» и «неопределенность», поскольку именно эти два фактора лежат в основе рисков.

Вероятностью события является определенное число, которое тем больше, чем более возможно событие4. Вероятность – это возможность получения определенного результата. Очевидно, что более вероятным считается то событие, которое происходит чаще. Таким образом, в первую очередь понятие вероятности связано с опытным, практическим понятием частоты события.

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна; например, это неполнота или неточность информации5.

На основании приведенных определений можно сделать вывод о том, что в основе риска лежит вероятностная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществлении.

Далее, следует учитывать, что риск сопутствует всем процессам, идущим на предприятии, вне зависимости от того, являются ли они активными или пассивными (в юриспруденции для этого существует термин «деяние» – действие или бездействие).

Таким образом, здесь открывается третья сторона риска – его принадлежность какой-либо деятельности. Иначе говоря, если предприятие планирует реализовать проект  – оно подвержено инвестиционным, рыночным рискам; если же компания не осуществляет никаких действий, она опять-таки несет риски – риск неполученной прибыли, те же рыночные риски и пр. Это заложено уже в самом определении понятия «предприятие».

При осуществлении своей деятельности предприятие ставит определенные цели – получить такие-то доходы, затратить столько-то и т.д. Следовательно, оно планирует свою деятельность. Но, выбирая ту или иную стратегию развития, предприятие может потерять свои средства, то есть получить сумму, меньшую, чем запланированная. Как было указано выше, это объясняется неопределенностью ситуации, в которой находится компания. А, находясь в условиях неопределенности, руководству приходится принимать решения, вероятность успешной реализации которых (а значит, и получения доходов в полном объеме), зависит от множества факторов, воздействующих на предприятие изнутри и извне. В этой ситуации и проявляется понятие риска.

Риски, с которыми сталкивается риск-менеджер на предприятии, весьма разнообразны,  однако существует ряд причин, по которым некоторым рискам уделяется наибольшее  внимание, а другим – наоборот.

Так, основной причиной является неразвитость российского фондового рынка  и невостребованность финансовых инструментов, что в свою очередь не стимулирует  научных исследований связанных с ними рисков – кредитных и рыночных. Поэтому  в настоящее время российскими специалистами по управлению рисками практически  не затрагиваются вопросы, связанные с акционерным (или долевым)  капиталом,  а задачи риск-менеджмента на отечественных предприятиях в основном сведены  к минимизации воздействия на их деятельность технико-производственных  рисков6.

В то же время ведущая роль рынка ценных бумаг в развитой  рыночной экономике, пристальное внимание экономических служб западных  корпораций портфельным инвестициям ставят во главу угла риск-менеджмента  задачи минимизации воздействия на деятельность предприятий именно кредитных  рисков.

В современных российских условиях воздействие кредитного  риска неизмеримо меньше, хотя вопросы эмиссии акций и других ценных бумаг  стоят в повестке дня деятельности руководства отечественных корпораций  не на последнем месте7. Есть все основания предполагать,  что по мере обновления основных производственных фондов российских предприятий,  развития в России рынка ценных бумаг и расширения финансирования, произойдет  смена акцентов в деятельности отечественных специалистов по управлению  рисками. Основные усилия будут направляться на минимизацию воздействия  на деятельность предприятий не  технико-производственных, а кредитных  рисков.

Операционный рычаг (или операционный леверидж) – это механизм управления операционной прибылью, основанный на разделении всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные.

Действие или эффект операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Иначе – постоянные издержки самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.

Но степень такой чувствительности операционной прибыли к изменению объема реализации продукции неоднозначна на предприятиях, имеющих различные соотношения постоянных и переменных затрат.

Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее использовать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется «коэффициентом операционного левериджа»:

Кол = Н / (Н + Р).

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли к сумме объема реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа»:

Эол = DП / DВ.

Воздействие операционного рычага можно определить иначе:

Эол = Дм / П.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты.

2. По мере дальнейшего увеличения  объема продаж и удаления от  точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм операционного левериджа  имеет и обратную направленность  – при любом снижении объема  продаж в еще большей степени  будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4. Между операционным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект операционного левериджа и наоборот.

5. Эффект операционного левериджа  проявляется только в коротком  периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.

При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными издержками и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа отечественные экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Расчет на  примере ТД «дежАВЮ»

рассчитать критический объем продаж

 

Торговый дом «дежАВЮ» расположена в городе Касимове Рязанской области.

ТД «дежАВЮ» специализируется на торговле бытовой мебелью. Торговый дом предлагает товары повышенного качества и по более высоким ценам, так как рассчитан на потребителей со средним и высоким уровнем дохода.

Характер деятельности фирмы – торговля. ТД «дежАВЮ» продает мебель отечественных и зарубежных фирм-производителей. Срок работы на рынке - 7 лет.

Расчет точки безубыточности в целом по торговому предприятию

 

 

Выручка

Себестоимость

Переменные издержки

Маржинальная прибыль

Постоянные затраты

Прибыль от реализации

Точка безубыточности

2007

1 кв.

127 134 490

120 312 285

49 328 037

77 806 453

70 984 248

6 822 205

120 312 285

2 кв.

36 092 473

29 388 671

17 633 203

18 459 270

11 755 468

6 703 802

29 388 671

3 кв.

41 037 000

29 623 835

15 019 284

26 017 716

14 604 551

11 413 165

29 623 835

4 кв.

19 170 000

28 485 620

16 835 001

2 334 999

11 650 619

-9 315 620

28 485 620

2008

1кв.

138 453 294

138 054 087

86 974 075

51 479 219

51 080 012

399 207

138 054 087

2 кв.

31 438 000

31 455 424

19 816 917

11 621 083

11 638 507

-17 424

31 455 424

3 кв.

31 521 000

27 333 632

17 220 188

14 300 812

10 113 444

4 187 368

27 333 632

4 кв.

30 618 000

33 810 047

21 300 330

9 317 670

12 509 717

-3 192 047

33 810 047

1 кв. 2009г.

44 876 294

45 454 984

28 636 640

16 239 654

16 818 344

-578 690

45 454 984


 

Из таблицы следует, что предприятие получало прибыль в течение первых трех кварталов, то есть объем реализации продукции превысил безубыточный объем продаж. В то время как в третьем, четвертом кварталах 2007г., а также в первом, в третьем и четвертом кварталах 2008г. издержки на реализацию продукции превысили доходы от реализации, то есть точка безубыточного объема продаж не была достигнута.

Для расчета точки критического объема продаж к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

Т = Н / Дм . 100%, где

Н – постоянные затраты;

Дм - критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода.

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном выражении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К) то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Т = К . Н / Дм, где

Расчет основных показателей операционного анализа

 

Маржинальная прибыль

Прибыль от реализации

Точка безубыточности

ТБ в% к макс. ОП

ТБ, куб. м

Зона

безопасности

2007

1 кв.

77 806 453

6 822 205

120 312 285

91%

218 398

9%

2 кв.

18 459 270

6 703 802

29 388 671

64%

40 687

36%

3 кв.

26 017 716

11 413 165

29 623 835

56%

35 863

44%

4 кв.

2 334 999

-9 315 620

28 485 620

499%

318 783

-399%

2008

1кв.

51 479 219

399 207

138 054 087

99%

181 385

1%

2 кв.

11 621 083

-17 424

31 455 424

100%

26 175

0%

3 кв.

14 300 812

4 187 368

27 333 632

71%

22 566

29%

4 кв.

9 317 670

-3 192 047

33 810 047

134%

30 988

-34%

1кв. 2009г.

16 239 654

-578 690

45 454 984

104%

29 637

-4%

Информация о работе Понятие операционной прибыли. Взаимосвязь категорий «издержки – объем продаж – прибыль»