Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:59, курсовая работа
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на формирование денежных потоков и результаты финансовой деятельности. Финансовый менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
Введение.
3
1. Функции производственного менеджмента.
1.1 Понятие функций менеджмента и их взаимосвязь
4
7
1.2. Планирование
7
1.3. Организация
8
1.4. Контроль
11
1.5. Мотивация
12
2.1 Прогнозирование и планирование
15
2.2 Мотивация
17
2.3 Контроль, учет и анализ
18
3 Организационная структура как объект управления
22
3.1 Роль руководства и координация в реализации эффективного менеджмента
25
3.2 Команда - основа успеха
26
3.3 Коммуникационные технологии менеджмента
27
Заключение
28
Список литературы
Элементами структуры являются отдельные работники, группы и другие звенья организации. Горизонтальная структура является следствием разделения
труда менеджеров на одном уровне, и связи по горизонтали носят характер согласования. Вертикальная структура связывает высшие и низшие уровни структуры при наличии иерархии управления. Организационную структуру можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческого труда, в рамках которой осуществляется процесс управления.
Соподчиненность элементов оргструктуры представляет систему непрерывных линий власти, связывающих уровни управления. Структура соподчиненности имеет строго определенный вид (каждый работник подчинен только одному начальнику) и охватывает всех работников.
При построении оргструктуры учитывается норма управления (сфера контроля), т.е. количество людей, находящихся в непосредственном подчинении у менеджера. На величину нормы управления влияют индивидуальные способности менеджера, навыки работников, род их деятельности и виды мотивации, число иерархических уровней компании. Низкая норма управления соответствует высокой структуре, а высокая норма управления - плоской структуре организации.
Формирование структурных подразделений может осуществляться по следующим принципам:
в соответствии с функцией;
в соответствии со специализацией;
по командам;
по матрицам;
по сетям.
Эти принципы не являются взаимоисключающими и могут использоваться в одной оргструктуре. Взаимосвязи между подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение информации и решений между линейными руководителями, отвечающими полностью за деятельность организации и ее подразделений. Функциональные связи отражают
движение информации и управленческих решений по функциям управления.
Организационные структуры подразделяются на два типа:
- иерархические структуры;
-органические структуры.
1 Концепция иерархической
- четкое разделение труда, приводящее
к появлению
- иерархичность уровней
- наличие взаимоувязанной
- дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
- осуществление найма на работу
в строгом соответствии с
Линейно-штабная структура сочетает специализацию с управленческим контролем. Линейная структура дополняется административным аппаратом для предоставления консультаций и оказания специализированных услуг.
Линейно-штабная структура сочетает специализацию управленческим контролем. Линейная структура дополняется административным аппаратом для предоставления консультаций и оказания
Линейно-функциональная структура построена по принципу специализации по функциональным подсистемам организации. Наиболее эффективны в условиях рутинных, редко изменяющихся функций аппарата управления.
Органические оргструктуры являются гибкими, адаптивными, могут сравнительно легко менять форму, приспосабливаясь к новым условиям. Как правило, органические структуры формируются на временной основе для решения сложных проблем, для реализации сложных программ и проектов.
2. В проектной структуре
Схема 2. Матричная оргструктура
При сетевом способе деления оргструктуры основные функции распределены по отделениям, связанным между собой и с небольшой головной организацией единой электронной системой. Такое деление удобно для осуществления международных операций.
1.4. Контроль
Контроль - это наблюдение за достижением организацией своих целей и корректировка отклонений от них. Контроль обеспечивает достижение целей
организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.
Контроль связывает воедино все функции управления, так как позволяет менеджерам поддерживать приемлемое положение дел и корректировать неверные шаги путем перепланирования, реорганизации или переориентации. Контроль основывается на обратных связях.
Существует три разновидности контроля :
Предварительный |
Текущий |
Заключительный |
контроль |
контроль |
контроль |
I этап |
11 этап |
111 этап |
Время
Схема 3. Разновидности контроля
1. Предварительный контроль
Предварительный контроль позволяет проверить готовность фирмы к началу работы
2. Текущий контроль
Основным видом контроля считается текущий. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет, и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.
3. Заключительный контроль
Заключительный (итоговый) контроль связан с оценкой выполнения фирмой своих планов. Он требует всестороннего анализа сильных и слабых сторон деятельности организации за истекший период с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования. Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена.
1.5. Мотивация
Общая характеристика мотивации в менеджменте
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Мотивация - процесс стимулирования человека или группы к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Мотивация - это особый вид управленческой деятельности, имеющий целью активизировать людей, работающих в организации, и побуждающий их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов организации. К ним, в первую очередь, относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т.д.
Потребность - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер: зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей "раздражения", вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.
Стимулирование - процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
Содержательные теории мотивации
Основные теории мотивации могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, вторую - теории мотивации, точкой концентрации, внимания которых являются динамика взаимодействия различных мотивов, т.е. то, как инициируется и направляется поведение человека. Первая группа теорий обычно называется группой теорий содержания мотивации, вторая - теорий процесса мотивации.
Теория иерархии потребностей Маслоу
В 1943 году психолог Абрахам Маслоу высказал предположение, что человеческое поведение определяется широким спектром потребностей. Он разбил эти потребности на пять категорий и расположил их в определенной иерархии:
Стремление к самовыражению;
Стремление к престижу и уважению;
Стремление к контактам и коммуникациям;
Стремление к безопасности и защите от риска;
Обеспечение питанием, одеждой, жильем.
Согласно концепции Маслоу, апеллировать к потребностям более высоких уровней иерархии возможно лишь после того, как удовлетворены потребности более низких уровней.
Теория двух факторов Герцберга
Гигиенические факторы - особенности условий труда, которые способны оказывать дестимулирующее воздействие только тогда, когда они ^неудовлетворительны.
Мотиваторы - факторы человеческих отношений в бизнесе, которые способны усиливать мотивацию.
Теория Герцберга - это продолжение и развитие теории Маслоу: мотиваторы сосредоточены на верхних уровнях иерархии потребностей Маслоу, тогда как гигиенические факторы представляют собой потребности нижних уровней .
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
Эта концепция потребностей в продолжение предыдущих изучает и описывает влияние на поведение человека потребности достижения, потребности соучастия и потребности властвования. МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.
Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Процессуальные теории мотивации
В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается
мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Теория ожиданий
Теория ожиданий своими корнями уходит в 30-е годы и связана в ' значительной мере с разработками Курта Левина. Основными же разработчиками данной концепции применительно к мотивации и поведению человека в организации можно назвать В.Врума, Л.Портера и Э.Лоулера.
Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков:
усилия
исполнение
результат
При этом усилия рассматриваются как следствие, и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды; а результат - как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить определенный результат.
Теория ожиданий - концепция, согласно которой количество труда, затрачиваемое работником, зависит от ожидаемого вознаграждения.
Поведение людей определяется не только потребностями, но во многом зависит от восприятия ситуации, ожиданий, связанных с ней и возможных последствий сделанного выбора, желательностью вознаграждения. Все, что человек считает ценным для себя и ради чего готов работать, называется вознаграждением.
Ожидание - это оценка вероятности некоторого события. В данном случае речь идет об ожидании определенных результатов деятельности или вознаграждения за них.
Ожидаемая степень удовлетворения потребностей называется валентностью. Если ожидания и валентность невелики, то мотивация обычно бывает слабой, и людей трудно чем-то заинтересовать.