Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:29, курсовая работа
Целью моей работы является исследование роли негосударственных пенсионных фондов в пенсионной реформе, анализ современного состояния негосударственного пенсионного обеспечения и перспектив его развития в будущем.
Задачами исследования являются:
рассмотрение основных моделей пенсионного обеспечения;
анализ результатов пенсионной реформы России, а также опыта реформирования пенсионных систем зарубежных стран;
исследование роли НПФ в пенсионной реформе в РФ;
анализ основных показателей развития НПФ в России в целом и на примере НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»;
Содержание
В настоящее время в России большое внимание уделяется негосударственному пенсионному обеспечению. Возникшие в ходе пенсионной реформы в 90 годы ХХ века как неотъемлемая часть новой пенсионной системы, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль в развитии страны. Как мощный инструмент обеспечения социальной стабильности общества, НПФ обеспечивают пенсионерам достойный уровень дохода, снимая часть финансовой нагрузки с Пенсионного Фонда РФ. Также НПФ имеют значительный финансовый потенциал, выступают в роли инвесторов.
Целью моей работы является исследование роли негосударственных пенсионных фондов в пенсионной реформе, анализ современного состояния негосударственного пенсионного обеспечения и перспектив его развития в будущем.
Задачами исследования являются:
Объектом исследования является сфера негосударственного пенсионного обеспечения, ее роль в пенсионной системе, а также современное состояние.
Исследование имеет большое практическое значение, как для экономически активного населения, так и для пенсионеров, так как в работе рассмотрены основные аспекты деятельности негосударственного пенсионного обеспечения (2 и 3 главы работы).
Вместе с тем в работе систематизированы теоретические аспекты пенсионного обеспечения, рассмотрены модели государственного и негосударственного пенсионного обеспечения, приведен анализ опыта зарубежных стран в реформировании пенсионных систем.
При выполнении исследования в первую очередь были проанализированы Федеральные законы Российской Федерации: Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" а также постановление правительства РФ №63 "Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением». Наиболее ценными источниками теоретической информации для работы являются учебник под редакцией А. Г. Грязновой и учебник Милякова Н.В. Источником статистической информации для работы в первую очередь являются статьи из научных экономических журналов Научной библиотеки ОГУ. Также актуальность темы и большой интерес к ней многих экономистов позволили при исследовании воспользоваться ресурсами сети Интернет. Наиболее ценная информация по теме исследования представлена на сайтах http://www.investfunds.ru/ (Investfunds, группа Cbonds), http://www.rb.ru («RUSSIAN BUSINESS» деловая сеть), также на официальном сайте НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» - www.npflg.ru.
Все существующие в мире пенсионные схемы можно разделить на 2 группы:
В схемах с установленными выплатами участнику гарантируется определенный уровень пенсий или иных пособий. Они обычно рассчитываются на основе совокупного стажа и заработной платы в последние годы трудовой деятельности по актуарным формулам. Пенсия выплачивается в виде пожизненного аннуитета и может индексироваться в зависимости от законодательства страны. В случае государственной пенсионной системы государство выступает гарантом выплаты пенсий /1/.
В схемах с установленными взносами размер будущей пенсии зависит от суммы всех платежей, а также от эффективного управления пенсионными резервами фонда, то есть от доходов от инвестирования, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Каждый участник имеет индивидуальный счет, на который поступают взносы. Обычно он вправе самостоятельно избирать инвестиционную стратегию, таким образом, принимая риск на себя. Размер пенсий в этом случае не гарантируется государством.
Остановимся на работе государственных накопительных пенсионных фондов. Анализ мирового опыта позволяет выделить три основные категории этих фондов:
Первая категория самая распространенная. Поступающие пенсионные взносы разделены на несколько частей, которые затем используются различными способами. Обычно одна часть попадает в распределительную систему для выплаты текущих пенсий, а вторая идет на непосредственное формирование накопительной части пенсии будущего вкладчика. По такой схеме работают фонды в Швеции, Японии, Канаде, в странах Африки и Ближнего Востока [4, с.113].
Фонды второй категории — полностью накопительные. Резервы фондов находятся, как правило, под управлением частных компаний. Такую систему используют Великобритания, Нидерланды, Австралия, Швейцария, страны Латинской Америки (в частности Чили), Венгрия, Польша.
Третий тип фондов характеризуется тем, что принципы государственного регулирования в некоторой степени заменены инвестиционными принципами. Внешние инвестиционные управляющие, как правило, не привлекаются, а управление активами осуществляется советом, в который обычно входят представители государства, профсоюзов и иногда, в особых случаях, клиенты фонда. Руководят фондом чаще всего государственные чиновники, инвестиции связаны в основном с государством (покупка государственных облигаций, акций государственных компаний, вложения в различные государственные проекты). Такие фонды распространены в некоторых странах Африки и Азии. В некоторых странах существуют фонды двух или трех типов [4, с.114].
В российской литературе чаще разделяют пенсионные системы на распределительные и накопительные. Принципиальное различие заключается в методах финансирования пенсионных схем.
Распределительная (солидарная). При таком способе финансирования покрытие пенсионных расходов производится из текущих поступлений. Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений. В распределительных (нефондируемых) пенсионных системах текущие пенсионные выплаты финансируются из текущих поступлений в пенсионный фонд. Платежеспособность таких систем определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в требуемом на данный момент объеме. Пенсионеры получают свои пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и всех выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов [8, с. 73].
Достоинством распределительного метода финансирования пенсионного обеспечения является относительная простота управления. В основе распределительной системы лежит принцип солидарности поколений, так называемая «вертикальная» солидарность, при котором работоспособное более многочисленное поколение несет на себе бремя поддержки старшего (в основном нетрудоспособного) поколения.
Накопительная схема противоположна распределительной. В ней средства идут на создание специального фонда, обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем. Функционирование накопительных (фондируемых) пенсионных систем основано на выплате пенсий из накопленного в этих целях Денежного фонда. Функционирование накопительного пенсионного обеспечения представляет собой инвестиционный процесс, состоящий из трех этапов. Сначала осуществляются вложения в виде взносов в накопительный пенсионный фонд (который может быть как государственным, так и частным), затем накопленные средства инвестируются, а на третьем этапе проводится регулярная периодическая выплата пенсий [8, с. 74]
Часто накопительную систему путают со схемой установленных выплат, а распределительную со схемой установленных взносов. Но, например, при накопительной системе могут функционировать обе схемы.
На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения — обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином).
Основная цель пенсионной реформы в РФ — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, в качестве образца которой была взята пенсионная система Швеции. [20]
Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается /Приложение А/, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается [12]. Реформа призвана изменить отношения между работником и работодателем: повысить ответственность работников за обеспечение своей старости, а работодателей - за уплату страховых взносов за каждого работника.
Начало пенсионной реформы принято относить к 1995 г., когда была разработана и принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (первый этап реформы), предусматривающая формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат: базовой пенсии, предоставляемой независимо от наличия трудового стажа в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности, и трудовой, или страховой, пенсии, размер которой определяется с учетом трудового (страхового) стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка. Помимо этого были предусмотрены перевод льготного пенсионного обеспечения в сферу дополнительных профессиональных пенсионных систем, введение солидарной материальной ответственности работодателя и работника за уплату страховых взносов, персонификация страховых взносов, создание резервного фонда Пенсионного фонда РФ и некоторые другие мероприятия [14, с.504].
За период, прошедший после 1995 г., ряд положений Концепции был реализован, в частности осуществлен переход на персонифицированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Вместе с тем в условиях незавершенности намеченных преобразований модель пенсионной реформы в 1998 г. была существенно изменена.
Так, Программой пенсионной реформы в Российской Федерации (второй этап) предлагалось поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий, а также переход в рамках персонифицированного учета к условно-накопительному механизму, согласно которому исчисление трудовых пенсий должно производиться из суммы уплаченных страховых взносов. Однако намеченные мероприятия не были реализованы, в том числе и из-за финансового кризиса 1998 г. Поэтому в 2001 г. был принят модифицированный вариант Программы, одобренный Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 г. (третий этап реформирования пенсионной системы) [14, с.504]. Тогда же был принят пакет законов, определяющих новый порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который существенно изменил и механизм функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации.
Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:
Проводимая реформа обязывает работодателя уплачивать взносы в Пенсионный Фонд России (ПФР) за каждого работника. Эти взносы являются частью единого социального налога (ЕСН) и в настоящий момент составляют 20% от фонда оплаты труда (весь ЕСН — 20 % от фонда оплаты труда) [21].
Взносы, которые уплачиваются за лиц, родившихся после 1967 года, делятся на три части:
Лица, родившиеся до 1967 года, накопительной части пенсии не имеют — у них на финансирование страховой части направляются 14% [21].
Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах каждого гражданина, на которого распространяется действие реформы.
Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая; размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [18].
С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Это значит, что каждый гражданин имеет право перевести свою накопительную часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую компанию (УК).
Сейчас накопительная часть пенсии по умолчанию находится в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под управлением Государственной управляющей компании (которой является Внешэкономбанк), инвестиционный доход во Внешэкономбанке, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.