Совершенствование дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Дивидендная политика - механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования дивидендной политики ……………5
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики ……………..…….…5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики …………………………….8
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику ………………………..12
2.Анализ формирования дивидендной политики
ОАО «КАМАЗ–ДИЗЕЛЬ» …………………………………………………… 15
2.1 Технико–экономическая характеристика ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» и его положение в отрасли ……………………………………………………………15
2.2Анализ формирования дивидендной политики
ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» ………………………………………………….. 19
3. Совершенствование дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» 23
3.1 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» …………………………………………………………..23
3.2 Разработка эффективной дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» …………………………………………………………….………….24
Заключение ……………………………………………………………………...30
Список литературы ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 208.74 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы формирования дивидендной политики ……………5

1.1 Сущность, значение и  типы дивидендной политики ……………..…….…5

1.2 Этапы формирования  дивидендной политики …………………………….8

1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику ………………………..12

2.Анализ формирования дивидендной политики  
ОАО «КАМАЗ–ДИЗЕЛЬ» …………………………………………………… 15

2.1 Технико–экономическая характеристика ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» и его положение в отрасли ……………………………………………………………15

2.2Анализ формирования  дивидендной политики 
ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» ………………………………………………….. 19 

3. Совершенствование дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» 23

3.1 Рекомендации по совершенствованию дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» …………………………………………………………..23

3.2 Разработка эффективной дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ» …………………………………………………………….………….24

Заключение ……………………………………………………………………...30

Список литературы ……………………………………………………………..32

 

 

Введение

 

Дивидендная политика - механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между  текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие  дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей  политики управления прибылью, заключающуюся  в оптимизации пропорций между  потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Распределение прибыли непосредственно  реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно  формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал, в  форме дивидендов, процентов и  ростом этих доходов в предстоящем  периоде, за счет обеспечения возрастания  вложенного капитала. При этом собственники предприятия самостоятельно формируют  эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.

Предметом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

Объект исследования - ОАО «КАМАЗ-Дизель».

Целью данного курсового  проекта является изучения процесса разработки дивидендной политики ОАО  «КАМАЗ-Дизель».

Информационная база состоит  из финансовой отчетности ОАО «КАМАЗ- Дизель» 2009-2011гг. и интернет ресурсов.

Задачи:

- изучить факторы, определяющие  предпосылки дивидендной политики;

- определить форму выплаты  дивидендов;

- определить уровни дивидендных  выплат на одну акцию;

- оценка эффективности  дивидендной политики;

- дать рекомендации по  усовершенствованию разработки  ОАО «КАМАЗ-Дизель»

При выполнении анализа дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-Дизель» были использованы методика постоянного процентного распределения прибыли, метод аналитического анализа.

 

1. Теоретические основы формирования дивидендной политики

 

1.1 Сущность, значение, типы дивидендной политики и  её определяющие факторы

 

Дивиденды – это денежные доходы акционеров, получаемые ими  за счет распределяемой прибыли акционерных  обществ.

Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке. Большой вклад в разработку теоретических основ дивидендной политики организаций внесли Ф.Модильяни, М. Миллер, М. Гордон, Дж. Линтнер, Р. Литценбергер.

Дивидендная политика –  это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую  сумму собственного капитала предприятия.

Значение проводимой руководством акционерной организации дивидендной  политики заключается в том, что  эта политика:

  • оказывает влияние на финансовую программу и бюджет капиталовложений организации;
  • воздействует на движение денежных средств организации;
  • влияет на отношения организации с ее инвесторами. Низкий уровень дивидендов может привести не только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;
  • способствует сокращению или увеличению акционерного капитала.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между  текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие  дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей  политики управления прибылью, заключающуюся  в оптимизации пропорций между  потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной  политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует  определенный тип дивидендной политики, которые рассмотрены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 - Основные типы дивидендной политики акционерного общества

Определяющий подход к  формированию дивидендной политики

Варианты используемых типов  дивидендной политики

I. Консервативный подход

1. Остаточная политика  дивидендных выплат

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат 

II. Умеренный (компромиссный) подход

3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов  с надбавкой в отдельные периоды

III. Агрессивный подход

4. Политика стабильного  уровня дивидендов

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов


 

1. Остаточная политика  дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов  образуется после того, как за  счет прибыли удовлетворена потребность  в формировании собственных финансовых  ресурсов, обеспечивающих в полной  мере реализацию инвестиционных  возможностей предприятия. Если  по имеющимся инвестиционным  проектам уровень внутренней  ставки доходности превышает  средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли  должна быть направлена на  реализацию таких проектов, так  как она обеспечит высокий  темп роста капитала (отложенного  дохода) собственников. Преимуществом  политики этого типа является  обеспечение высоких темпов развития  предприятия, повышение его финансовой  устойчивости. Недостаток же этой  политики заключается в нестабильности  размеров дивидендных выплат. Такая  дивидендная политика используется  обычно лишь на ранних стадиях  жизненного цикла предприятия,  связанных с высоким уровнем  его инвестиционной активности.

2. Политика стабильного  размера дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы  на протяжении продолжительного  периода. Преимуществом этой политики  является ее надежность, которая  создает чувство уверенности  у акционеров в неизменности  размера текущего дохода вне  зависимости от различных обстоятельств,  определяет стабильность котировки  акций на фондовом рынке. Недостатком  же этой политики является  ее слабая связь с финансовыми  результатами деятельности предприятия.

3. Политика минимального  стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость.

4. Политика стабильного  уровня дивидендов предусматривает  установление долгосрочного нормативного  коэффициента дивидендных выплат  по отношению к сумме прибыли.  Преимуществом этой политики  является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли.

5. Политика постоянного  возрастания размера дивидендов  предусматривает стабильное возрастание  уровня дивидендных выплат в  расчете на одну акцию. Возрастание  дивидендов при осуществлении  такой политики происходит, как  правило, в твердо установленном  проценте прироста к их размеру  в предшествующем периоде. Преимуществом  такой политики является обеспечение  высокой рыночной стоимости акций  компании и формирование положительного  ее имиджа у потенциальных  инвесторов при дополнительных  эмиссиях. Недостатком же этой  политики является отсутствие  гибкости в ее проведении и  постоянное возрастание финансовой  напряженности — если темп  роста коэффициента дивидендных  выплат возрастает, то инвестиционная  активность предприятии сокращается,  а коэффициенты финансовой устойчивости  снижаются.

Различные типы дивидендной  политики акционерной компании проиллюстрированы  на графике, представленном на рисунке 1.

 

ивидендный политика акция

Рисунок 1 - Динамика размера дивидендов на одну акцию

 

На данном графике наглядно представлены динамика размера дивидендов на одну акцию каждого типа дивидендной политики.

Формы выплаты дивидендов:

  1. Выплата дивидендов наличными деньгам (чеками). Наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
  2. Выплата дивидендов акциями. Предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат.
  3. Автоматическое реинвестирование. Предоставляет акционерам право индивидуального выбора: получить дивиденды наличными или реинвестировать их в дополнительные акции.
  4. Выкуп акций компанией (одна из форм реинвестирования дивидендов). На сумму дивидендного фонда компания выкупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций, что позволяет автоматически увеличить размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повысить коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Требует согласия акционеров.

 

1.2 Этапы формирования  дивидендной политики АО

 

Формирование дивидендной  политики является одной из важнейших  задач, которая стоит перед менеджментом предприятия, которое привлекает денежные средства инвесторов. Одной из основных задач дивидендной политики является поиск баланса между выплатами инвесторам или собственникам прибыли за вложенные средства и сохранением денежных средств, необходимых для функционирования компании. Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам, представленным на рисунке 2.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ  ПОЛИТИКИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной  политики

Выбор типа дивидендной политики в  соответствии с финансовой стратегией акционерного общества

Разработка механизма распределения  прибыли в соответствии с избранным  типом дивидендной политики

Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию

Определение форм выплаты дивидендов

Оценка эффективности дивидендной  политики

2

1

3

4

5

6

Рисунок 2 - Последовательность формирования дивидендной политики

 

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту  политику. В практике финансового  менеджмента эти факторы принято  подразделять на четыре группы:

1. факторы, характеризующие  инвестиционные возможности предприятия.  К числу основных факторов  этой группы относятся;

Информация о работе Совершенствование дивидендной политики ОАО «КАМАЗ-ДИЗЕЛЬ»