Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:50, автореферат
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе содержательного анализа теоретико-методологических аспектов формирования доходной части бюджетов субрегиональных административно-территориальных образований сформировать методические и инструментальные основы совершенствования финансового механизма муниципальных районов в условиях реформирования системы местного самоуправления в России.
Особенно очевидна неправомерность изъятия из компетенции муниципалитетов расходов на содержание и эксплуатацию зданий («хозяйственные нужды»), так как все образовательные заведения являются муниципальными учреждениями, учредителем которых является муниципальное образование, которое утверждает смету расходов, в том числе и на хозяйственные нужды. Именно муниципалитеты принимают меры к обеспечению учебных заведений коммунальными услугами (данный вопрос вообще «выпал» из числа вопросов местного значения).
Таким образом, представляется, что принятые новые законы предназначены для решения проблемной ситуации - отсутствия средств у муниципалитетов в результате изъятия полномочий у последних вместо наделения их средствами, что, на наш взгляд, является ошибочным подходом к решению проблемы муниципальных финансов.
Во 2 главе «Анализ финансового механизма формирования доходной части бюджетов муниципальных районов Краснодарского края (на примере муниципального бюджета Крымского района)» исследована структура и механизм формирования бюджета Крымского района, проведен анализ влияния налоговых доходов на формирование доходной части районного бюджета, выявлена специфика мобилизации неналоговых доходов районного бюджета в современных условиях.
Основные доходные статьи бюджета и динамика изменения доходной части бюджета в 2002-2005 годах отражена в таблице 1.
Таблица 1. Динамика изменения налоговых доходов бюджета Крымского района
(без учета остатка бюджетных средств предыдущего периода), (тыс. руб.)1
Наименование источника дохода |
Исполнение бюджета | |||
2002г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | |
Налог на прибыль |
120243 |
83932 |
82974 |
50000 |
Налог на доходы физических лиц |
93502 |
71326 |
17685 |
84959 |
Акцизы |
4173 |
12644 |
2147 |
3758 |
Лицензионный и регистр. сборы |
163 |
100 |
0 |
0 |
Налог с продаж |
7156 |
15052 |
1612 |
0 |
Единый налог на совокупный доход, |
19088 |
10038 |
25302 |
25000 |
в т.ч.: ед.налог на совокупный доход; |
997 |
4205 |
9502 |
|
ед.налог на вмененный доход. |
18091 |
5833 |
15800 |
25000 |
Налог на имущество, |
22432 |
27786 |
10128 |
40322 |
в том числе: физических лиц; |
1938 |
3059 |
2960 |
2912 |
юридических лиц; |
20188 |
23898 |
6188 |
36460 |
переходящего в порядке наследования и дарения. |
306 |
829 |
490 |
950 |
Плата за недра |
35169 |
36017 |
35247 |
13421 |
Земельный налог |
6331 |
12149 |
14697 |
23645 |
Единый сельскохозяйственный налог |
1271 |
2919 |
1406 |
2110 |
Государственная пошлина |
1388 |
1790 |
1993 |
2000 |
Налог на содержание ЖКХ (недоимка) |
2574 |
1476 |
0 |
0 |
Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования (недоимка) |
879 |
751 |
234 |
0 |
Налог на рекламу |
65 |
121 |
0 | |
Прочие налоговые доходы |
131 |
10 |
355 |
0 |
Налоговые доходы |
314500 |
276055 |
193411 |
245215 |
В целом, доля налоговых доходов в структуре собственных доходов бюджета Крымского района за период 2002 – 2004 г.г. составила в среднем 92,1%, в 2005 г. - 86%, а по отношению к общим доходам бюджета - 40,1 % (2005 г. – 54,7 %), при этом этот показатель снизился с 52,2 % в 2002 г. до 28,5% в 2004 г.
В среднем для консолидированного бюджета Краснодарского края, в соответствии с отчетами об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2002, 2003, 2004 г.г., этот показатель составил 56%. В сравнении с другими муниципальными районами Краснодарского края, по данным за 2003 год, средняя доля налоговых доходов в сумме собственных доходов – 89,16% (от 95,9% в Мостовском районе, до 71,7% в г. Туапсе). При этом в районах с сопоставимой с Крымским районом экономикой и численностью населения данный показатель составляет: 87,5% - Славянский район, 90,6% - Динской район. Остальные налоговые поступления в местный бюджет производятся за счет регулирующих налогов и сборов.
Ухудшение экономической ситуации в районе негативно отразилось на состоянии муниципальных финансов, и по многочисленным показателям Крымский район имеет очень низкие показатели по сравнению с другими территориями. Так, по объему недоимки район находится на 42 месте (удельный вес недоимки в налоговых доходах во все уровни бюджетной системы – 16,1%, причем показатель прироста недоимки один из самых высоких в крае – 10 % (46 место), по выполнению плана по налоговым доходам – 33 место, значительно снизились темпы роста налоговых доходов – с 4 места на 01.05.2003 г. на 20 место в крае по состоянию на 01.11.03 г., а по общему объему темпов роста доходной части бюджета на 1 января 2005 года Крымский район находится на 45 месте среди 48 муниципалитетов. Для сравнения, в других муниципальных образованиях со сходной структурой экономики и примерно с такой же численностью населения (в Крымском районе – 126 тыс. чел., в Славянском районе - 130 тыс. чел., в Динском районе - 119 тыс. чел.) указанные показатели выше.
Так, по объему недоимки Славянский район находится на 16 месте – 5,71% к объему налоговых доходов, поступивших во все уровни бюджетной системы, а прирост составляет 2,9 % (28 место). В Динском районе объем недоимки составляет 12,86 % (38 место), а прирост – 8% (45 место). По выполнению плана по налоговым доходам Славянский район находится на 39 месте, а Динской район - на 30 месте.
По темпам роста налоговых доходов Славянский район занимает 39 место, Динской район – 30 место. По состоянию на 1 января 2005 г. темпы роста доходной части бюджетов в данных районах составили:
На наш взгляд, такое резкое отличие состояния доходной части бюджета в данном случае связано, прежде всего, с различными нормативами отчислений по наиболее крупным и собираемым налогам, что видно из сравнительной таблицы 2.
Нормативы, указанные в таблице 2, установлены Законами Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 530-КЗ «О краевом бюджете на 2003 год», от 26 декабря 2003 г. N 653-КЗ «О краевом бюджете на 2004 год» и от 28 декабря 2004 г. N 817-КЗ «О краевом бюджете на 2005 год».
Таблица 2 . Сравнительная таблица нормативов отчислений по наиболее крупным налогам,%2
Наименование налога |
Норматив отчисления для Крымского района |
Норматив отчисления для Славянского района |
Норматив отчисления для Динского района |
2003 год | |||
НДФЛ |
48,4 |
80 |
80 |
Налог на прибыль |
2 |
100 |
100 |
2004 год | |||
НДФЛ |
10 |
49,1 |
41,2 |
Налог на имущество организаций |
10 |
50 |
50 |
Налог на прибыль |
90 |
100 |
100 |
2005 год | |||
НДФЛ |
38,6 |
35,6 |
35,5 |
Налог на прибыль |
48,7 |
80 |
83,5 |
Налог на имущество организаций |
50 |
50 |
50 |
Как видно из таблицы 2, разница существенная, а если учесть, что НДФЛ и налог на прибыль являются наиболее собираемыми налогами, то в абсолютных показателях разрыв еще более нагляден. Одной из основных причин закрепления за Крымским районом низких нормативов отчислений по данным налогам явилось то, что за районным бюджетом закреплены нормативы отчислений от акцизов на вино-водочную продукцию, производители которой отсутствуют в Славянском и Динском районах. Однако существующая методика расчета нормативов отчислений учитывает только лишь количество предприятий - плательщиков акцизов, но не фактическое поступление акцизов в бюджет.
Отсутствие четкой методики расчета нормативов отчислений, которая учитывала бы не только количественные показатели (общее количество предприятий на территории района, производственная мощность оборудования и так далее), но и фактическое состояние экономики муниципалитета, приводит к нерациональному использованию бюджетных средств и к еще большему усилению экономической дифференциации уровня жизни даже в соседних районах. Так, если в Крымском районе уровень бюджетной обеспеченности на душу населения составляет 5916 руб., то в соседнем Славянском районе – 7918 руб. Для сравнения, в среднем по Краснодарскому краю этот показатель равен 8045 руб. и колеблется от 23734 руб. в г. Туапсе до 1259 руб. в Отрадненском районе.
Структура неналоговых доходов бюджета Крымского района представлена на рисунке 1:
Рисунок 1. Структура неналоговых доходов бюджета Крымского района3
В некоторых муниципальных образованиях края доля неналоговых доходов в сумме собственных доходов составляет 28,3% (г. Туапсе), 20% (Темрюкский район), 17% (Павловский район). На наш взгляд, это прежде всего связано с высокой стоимостью муниципального имущества и арендных платежей (г. Туапсе, Темрюкский район) или с низкими объемами налоговых поступлений на территории (Павловский район).
Таблица 3. Динамика изменения неналоговых доходов бюджета Крымского района
(без учета остатка бюджетных средств предыдущего периода), (тыс. руб.)4
Наименование источника дохода |
Исполнение бюджета | |||
2002г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | |
Неналоговые доходы |
8644 |
17740 |
23413 |
37472 |
Дивиденды по акциям |
27 |
30 |
81 |
0 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
0 |
0 |
0 |
6642 |
Арендная плата за землю |
2103 |
9580 |
17684 |
24930 |
Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества |
784 |
1578 |
2464 |
2400 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов |
26 |
48 |
0 | |
Возмещ. потерь от изъятия с/х угодий |
1494 |
419 |
731 |
500 |
Прочие поступления от реализации муниципального имущества |
267 |
89 |
110 |
109 |
Перечисление части прибыли муниципальных предприятий |
0 |
510 |
70 |
0 |
Средства от реализации конфискованного имущества |
0 |
57 |
19 |
0 |
Штрафные санкции |
2398 |
2805 |
3119 |
3000 |
Прочие неналоговые доходы |
1571 |
3097 |
460 |
0 |
Итого собственные доходы |
323144 |
293795 |
216824 |
282687 |
Целевой бюджетный фонд района |
7116 |
1126 |
0 | |
Субвенции и субсидии |
254373 |
230047 |
329671 |
165942 |
Взаимные расчеты с краем |
25278 |
164841 |
49135 |
0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
602795 |
695799 |
678172 |
448629 |
Как видно из таблицы 3, наблюдается рост неналоговых доходов даже при уменьшении объема собственных доходов бюджета.
Данное явление характерно практически для всех муниципальных образований Краснодарского края. Так, в Северском районе прирост неналоговых поступлений в 2003 году составил 378,1 %, в Щербиновском районе – 357,6 %, в Славянском районе – 348,3%, в Динском районе – 237,1%. В среднем по Краснодарскому краю за данный период прирост составил 185%. Уровень поступления неналоговых доходов во многом говорит о работе органов исполнительной власти муниципального образования, так как именно их непосредственная работа может оказать влияние на объемы данных платежей. Однако и в данном случае прослеживается финансовое влияние вышестоящего бюджета на формирование доходов бюджетов муниципальных образований путем установления нормативов отчислений от региональных налогов. Степень такого влияния видна из таблицы 4.
Наименование платежа |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | ||||
Норматив отчислений (%) |
Потери местного бюджета, тыс. руб. |
Норматив отчислений (%) |
Потери местного бюджета, тыс. руб. |
Норматив отчислений (%) |
Поступление от уровня прошлого года, тыс. руб. | ||
Арендная плата за земли городов и поселков |
50 |
4630 |
50 |
8760 |
100 |
17520 | |
Арендная плата за земли сельскохозяйствен - ного назначения |
90 |
38 |
90 |
74 |
100 |
82 | |
Штрафные санкции |
60 |
2235 |
40 |
2324 |
40 |
2324 | |
ИТОГО: |
х |
6903 |
х |
11158 |
х |
19926 |
Таким образом, из таблицы 4 видно, что при установлении 100 - процентного норматива отчислений размер неналоговых доходов значительно увеличивается. При этом необходимо заметить, что в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации административные штрафы подлежат перечислению в местный бюджет по месту наложения взыскания, то есть при применении 100-процентного норматива отчислений сумма поступлений от применения штрафных санкций составила бы 5810 тыс. руб., а общая сумма неналоговых поступлений от данных статей доходов в 2005 году более чем в 2 раза превысила уровень 2004 года.