Совершенствование финансового механизма формирования бюджетов муниципальных районов (на материалах Краснодарского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:50, автореферат

Краткое описание

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе содержательного анализа теоретико-методологических аспектов формирования доходной части бюджетов субрегиональных административно-территориальных образований сформировать методические и инструментальные основы совершенствования финансового механизма муниципальных районов в условиях реформирования системы местного самоуправления в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование финансового механизма формирования бюджетов му.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 Особенно очевидна неправомерность изъятия из компетенции муниципалитетов расходов на содержание и эксплуатацию зданий («хозяйственные нужды»), так как все образовательные заведения являются муниципальными учреждениями, учредителем которых является муниципальное образование, которое утверждает смету расходов, в том числе и на хозяйственные нужды. Именно муниципалитеты принимают меры к обеспечению учебных заведений коммунальными услугами (данный вопрос вообще «выпал» из числа вопросов местного значения).

Таким образом, представляется, что принятые новые законы предназначены для решения проблемной ситуации - отсутствия средств у муниципалитетов в результате изъятия полномочий у последних вместо наделения их средствами, что, на наш взгляд, является ошибочным подходом к решению проблемы муниципальных финансов.

Во 2 главе «Анализ финансового механизма формирования доходной части бюджетов муниципальных районов Краснодарского края (на примере муниципального бюджета Крымского района)» исследована структура и механизм формирования бюджета Крымского района, проведен анализ влияния налоговых доходов на формирование доходной части районного бюджета, выявлена специфика мобилизации неналоговых доходов районного бюджета в современных условиях.

      Основные доходные статьи бюджета и динамика изменения доходной части бюджета в 2002-2005 годах отражена в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Динамика изменения налоговых доходов бюджета Крымского района

(без учета остатка  бюджетных средств предыдущего  периода), (тыс. руб.)1

Наименование

источника дохода

Исполнение  бюджета

2002г.

2003 г.

2004 г.

2005 г. 

Налог на прибыль

120243

83932

82974

50000

Налог на доходы физических лиц

93502

71326

17685

84959

Акцизы

4173

12644

2147

3758

Лицензионный  и регистр. сборы

163

100

0

0

Налог с продаж

7156

15052

1612

0

Единый налог  на совокупный доход,

19088

10038

25302

25000

в т.ч.:  ед.налог  на совокупный доход;

997

4205

9502

 

            ед.налог на вмененный доход.

18091

5833

15800

25000

Налог на имущество,

22432

27786

10128

40322

в том числе: физических лиц;

1938

3059

2960

2912

                       юридических лиц;

20188

23898

6188

36460

                       переходящего в порядке

                       наследования и дарения.

306

829

490

950

Плата за недра

35169

36017

35247

13421

Земельный налог

6331

12149

14697

23645

Единый сельскохозяйственный налог

1271

2919

1406

2110

Государственная пошлина

1388

1790

1993

2000

Налог на содержание ЖКХ (недоимка)

2574

1476

0

0

Целевые сборы  на содержание  милиции, благоустройство, нужды образования (недоимка)

879

751

234

0

Налог на рекламу

 

65

121

0

Прочие налоговые  доходы

131

10

355

0

Налоговые доходы

314500

276055

193411

245215


 

В целом, доля налоговых доходов в структуре собственных доходов бюджета Крымского района за период 2002 – 2004 г.г. составила в среднем 92,1%, в 2005 г. - 86%, а по отношению к общим доходам бюджета - 40,1 % (2005 г. – 54,7 %), при этом этот показатель снизился с 52,2 % в 2002 г. до 28,5% в 2004 г.

В среднем для консолидированного бюджета Краснодарского края, в соответствии с отчетами об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края за 2002, 2003, 2004 г.г., этот показатель составил 56%. В сравнении с другими муниципальными районами Краснодарского края, по данным за 2003 год, средняя доля налоговых доходов в сумме собственных доходов – 89,16% (от 95,9% в Мостовском районе, до 71,7% в г. Туапсе). При этом в районах с сопоставимой с Крымским районом экономикой и численностью населения данный показатель составляет: 87,5% - Славянский район, 90,6% - Динской район. Остальные налоговые поступления в местный бюджет производятся за счет регулирующих налогов и сборов.

     Ухудшение экономической ситуации в районе негативно отразилось на состоянии муниципальных финансов, и по многочисленным показателям Крымский район имеет очень низкие показатели по сравнению с другими территориями. Так, по объему недоимки район находится на 42 месте (удельный вес недоимки в налоговых доходах во все уровни бюджетной системы – 16,1%, причем показатель прироста недоимки один из самых высоких в крае – 10 % (46 место), по выполнению плана по налоговым доходам – 33 место, значительно снизились темпы роста налоговых доходов – с 4 места на 01.05.2003 г. на 20 место в крае по состоянию на 01.11.03 г., а по общему объему темпов роста доходной части бюджета на 1 января 2005 года Крымский район находится на 45 месте среди 48 муниципалитетов.      Для сравнения, в других муниципальных образованиях со сходной структурой экономики и примерно с такой же численностью населения (в Крымском районе – 126 тыс. чел., в Славянском районе - 130 тыс. чел., в Динском районе - 119 тыс. чел.) указанные показатели выше.

      Так, по объему недоимки Славянский район находится на 16 месте – 5,71% к объему налоговых доходов, поступивших во все уровни бюджетной системы, а прирост составляет 2,9 % (28 место). В Динском районе объем недоимки составляет 12,86 % (38 место), а прирост – 8% (45 место). По выполнению плана по налоговым доходам Славянский район находится на 39 месте, а Динской район - на 30 месте.

      По темпам роста налоговых доходов Славянский район занимает 39 место, Динской район – 30 место. По состоянию на 1 января 2005 г. темпы роста доходной части бюджетов в данных районах составили:

    • в Славянском районе – 120,7% (33 место),
    • в Динском районе – 114 % (43 место).

       На наш взгляд, такое резкое отличие состояния доходной части бюджета в данном случае связано, прежде всего, с различными нормативами отчислений по наиболее крупным и собираемым налогам, что видно из сравнительной таблицы 2.

      Нормативы,  указанные в таблице 2, установлены Законами Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 530-КЗ «О краевом бюджете на 2003 год», от 26 декабря 2003 г. N 653-КЗ «О краевом бюджете на 2004 год» и от 28 декабря 2004 г. N 817-КЗ «О краевом бюджете на 2005 год».

 

 

 

Таблица 2 . Сравнительная таблица нормативов отчислений по наиболее  крупным налогам,%2

Наименование налога

Норматив отчисления для

Крымского района

Норматив отчисления для

Славянского района

Норматив отчисления для

Динского района

2003 год

НДФЛ

48,4

80

80

Налог на прибыль

2

100

100

2004 год

НДФЛ

10

49,1

41,2

Налог на имущество организаций

10

50

50

Налог на прибыль

90

100

100

2005 год

НДФЛ

38,6

35,6

35,5

Налог на прибыль

48,7

80

83,5

Налог на имущество организаций

50

50

50


 

      Как видно из таблицы 2, разница существенная, а если учесть, что НДФЛ и налог на прибыль являются наиболее собираемыми налогами, то в абсолютных показателях разрыв еще более нагляден. Одной из основных причин закрепления за Крымским районом низких нормативов отчислений по данным налогам явилось то, что за районным бюджетом закреплены нормативы отчислений от акцизов на вино-водочную продукцию, производители которой отсутствуют в Славянском и Динском районах. Однако существующая методика расчета нормативов отчислений учитывает только лишь количество предприятий - плательщиков акцизов, но не фактическое поступление акцизов в бюджет.

 Отсутствие четкой методики расчета нормативов отчислений, которая учитывала бы не только количественные показатели (общее количество предприятий на территории района, производственная мощность оборудования и так далее), но и фактическое состояние экономики муниципалитета, приводит к нерациональному использованию бюджетных средств и к еще большему усилению экономической дифференциации уровня жизни даже в соседних районах. Так, если в Крымском районе уровень бюджетной обеспеченности на душу населения составляет 5916 руб., то в соседнем Славянском районе – 7918 руб. Для сравнения, в среднем по Краснодарскому краю этот показатель равен  8045 руб. и колеблется от 23734 руб. в г. Туапсе до 1259 руб. в Отрадненском районе.

Структура неналоговых доходов  бюджета Крымского района представлена на рисунке 1:


 

 


 



 














 

 

 

Рисунок 1. Структура неналоговых доходов бюджета Крымского района3

 

В некоторых муниципальных образованиях края доля неналоговых доходов в сумме собственных доходов составляет 28,3% (г. Туапсе), 20% (Темрюкский район), 17% (Павловский район). На наш взгляд, это прежде всего связано с высокой стоимостью муниципального имущества и арендных платежей (г. Туапсе, Темрюкский район) или с низкими объемами налоговых поступлений на территории (Павловский район).

 

 

 

 

Таблица 3. Динамика изменения неналоговых доходов бюджета Крымского района

(без учета остатка  бюджетных средств предыдущего  периода), (тыс. руб.)4

Наименование

источника дохода

Исполнение  бюджета

2002г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Неналоговые доходы

8644

17740

23413

37472

Дивиденды по акциям

27

30

81

0

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

0

0

0

6642

Арендная плата за землю

2103

9580

17684

24930

Доходы от сдачи  в аренду муниципального имущества

784

1578

2464

2400

Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов

 

26

48

0

Возмещ. потерь от изъятия с/х угодий

1494

419

731

500

Прочие поступления  от реализации муниципального имущества

267

89

110

109

Перечисление  части прибыли муниципальных  предприятий

0

510

70

0

Средства от реализации конфискованного имущества

0

57

19

0

Штрафные санкции

2398

2805

3119

3000

Прочие неналоговые  доходы

1571

3097

460

0

Итого собственные доходы

323144

293795

216824

282687

Целевой бюджетный  фонд района

 

7116

1126

0

Субвенции и  субсидии

254373

230047

329671

165942

Взаимные расчеты  с краем

25278

164841

49135

0

ВСЕГО ДОХОДОВ

602795

695799

678172

448629


 

Как видно из таблицы 3, наблюдается рост неналоговых доходов даже при уменьшении объема собственных доходов бюджета.

Данное явление характерно практически  для всех муниципальных образований  Краснодарского края. Так, в Северском районе прирост неналоговых поступлений в 2003 году составил 378,1 %, в Щербиновском районе – 357,6 %, в Славянском районе – 348,3%, в Динском районе – 237,1%. В среднем по Краснодарскому краю за данный период прирост составил 185%. Уровень поступления неналоговых доходов во многом говорит о работе органов исполнительной власти муниципального образования, так как именно их непосредственная работа может оказать влияние на объемы данных платежей. Однако и в данном случае прослеживается финансовое влияние вышестоящего бюджета на формирование доходов бюджетов муниципальных образований путем установления нормативов отчислений от региональных налогов. Степень такого влияния видна из  таблицы 4.

Таблица 4. Влияние изменения нормативов отчислений на сумму поступлений5

Наименование платежа

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Норматив отчислений (%)

Потери местного бюджета, тыс. руб.

Норматив отчислений (%)

Потери местного бюджета, тыс. руб.

Норматив отчислений (%)

Поступление от уровня прошлого года, тыс. руб.

Арендная плата за земли городов и поселков

50

4630

50

8760

100

17520

Арендная плата за земли сельскохозяйствен -

ного назначения

90

38

90

74

100

82

Штрафные санкции

60

2235

40

2324

40

2324

ИТОГО:

х

6903

х

11158

х

19926


 

      Таким образом, из таблицы 4 видно, что при установлении 100 - процентного норматива отчислений размер неналоговых доходов значительно увеличивается. При этом необходимо заметить, что в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации административные штрафы подлежат перечислению в местный бюджет по месту наложения взыскания, то есть при применении 100-процентного норматива отчислений сумма поступлений от применения штрафных санкций составила бы 5810 тыс. руб., а общая сумма неналоговых поступлений от данных статей доходов в 2005 году  более чем в 2 раза превысила уровень 2004 года.

Информация о работе Совершенствование финансового механизма формирования бюджетов муниципальных районов (на материалах Краснодарского края)