Состояние теории и практики финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Развитие культуры Республики Беларусь должно стать важнейшим стратегическим направлением государственной политики, направленной на социально-экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны.
Следовательно, без полномасштабных инвестиций в культуру невозможно добиться устойчивого тренда в интеллектуальном развитии общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов на культуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема № 5.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

Здесь надо принимать во внимание, прежде всего, общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, разграничение налоговых и других доходов между уровнями бюджетной системы, установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных услуг. Помимо общих принципов организации и функционирования бюджетной системы большое влияние на финансирование сферы культуры оказывают конкретные решения, уже принятые государством в данной сфере. [1, с.231] Эти решения предусматривают:

- государственные  гарантии доступности получения  полноценных культурных услуг;

- адресность бюджетного  финансирования;

- достижение современного  качества культуры;

- формирование эффективных  нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов в сферу культуры;

- повышение социального  статуса и профессионализма работников культуры, усиление их государственной и общественной поддержки [5, с.59].

Эффективность расходов бюджетов зависит от правильности выбранных приоритетов финансовой деятельности, установленных законодательством.

Основными правовыми актами, в области культуры, являются:

Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1)

Закон «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» ад 4 чэрвеня 1991 года № 832-XІ

Указа Президента Республики Беларусь № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации»

Указ Президента от 1 июля 2005 года « О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»

Указ Президента Республики Беларусь №77 от 28 февраля 2011 г. « О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республик Беларусь от 1 июля 2005 г.№300 и от 26 июля 2005 г. №339» и др.

В нормативных правовых актах отражены предложения по развитию сферы культуры, подчеркивается, что с одной стороны, приоритетная роль в развитии отдана государству, с другой - это необходимость эффективного использования внутренних ресурсов сферы культуры.

Большое значение имеют также формы и методы предоставления бюджетных средств учреждениям культуры, то есть действующий сегодня механизм бюджетного финансирования с точки зрения его способности решать задачи как культурной, так и финансовой политики.

В настоящее время согласно действующему бюджетному законодательству в сфере культуры принято прямое финансирование государственных учреждений культуры, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об учреждениях. При этом на законодательном уровне должны устанавливаться:

порядок финансирования учреждений культуры;

обязательные на территории Республики Беларусь минимальные размеры ставок заработной платы и должностных окладов работников культуры и работников государственных органов управления культуры;

льготы различным категориям работников государственных учреждений культуры, а также виды и нормы материального обеспечения работников культуры;

разработка и реализация республиканских и международных программ развития сферы культуры с учетом социально-экономических и других условий и особенностей [7, с.40].

Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей сферы культуры. Это одна из причин оттока наиболее квалифицированных кадров из сферы культуры, а также старения профессионального состава: у 64% работников культуры стаж работы превышает 25 лет, около 1/4 перешагнули пенсионный возраст.

Существенное недофинансирование сферы культуры во многом объясняется следующими факторами. [1, с.230]

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования сферы культуры по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Общеизвестно, что в схеме планирования средств «по факту» изначально заложен механизм недофинансирования сферы культуры. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании.

Во-вторых, при разграничении бюджетов по нескольким уровням прямое и непосредственное воздействие государства на объем и структуру бюджетных ассигнований ограничено. Так, например, сегодня на республиканском уровне за государством сохраняются только следующие полномочия по организации оплаты труда в сфере культуры:

* установление минимальной  заработной платы;

* регулирование оплаты  труда относительно других бюджетных  отраслей;

* территориальное и налоговое  регулирование заработной платы.

В третьих, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами учреждению культуры необходимы гарантии именного их получения в полном объеме. Такие гарантии, призваны в частности, обеспечить современные методы планирования потребности

Бюджетным кодексом Республики Беларусь предусмотрено нормативное финансирование в качестве инструмента финансового регулирования в виде территориально обусловленной цены той или иной культурной услуги. С другой стороны, законодательство предусматривает финансирование по нормативам, комплексно отражающим целевую ценность деятельности учреждений. То есть в норматив должны включаться общесистемные показатели (минимально допустимый уровень государственной поддержки, качество услуги и др.). Эти нормативы представляют собой укрупненные показатели, включающие всю совокупность расходов на обеспечиваемую единицу (единицу нормирования) [7, с.75].

На практике нормативы рассчитываются на основе фактически произведенных расходов и, по существу, отражают величину средних расходов, сложившихся на территории за определенный период. Его отсутствие сегодня в качестве правовой нормы, объясняется, конечно же, не особой сложностью расчета необходимых учреждению финансовых ресурсов, а наличием объективного противоречия между реальной потребностью учреждений культуры в средствах и имеющимися «возможностями» бюджета. Это подтверждается тем, что на протяжении последних лет в практике финансового обеспечения сферы культуры не действует механизм компенсации государством недофинансирования учреждений [14, с.30].

Основы нового механизма финансирования сферы культуры должны быть разработаны в программе развития культуры.

Таким образом, при нынешнем недостаточном финансировании у белорусской сферы культуры есть резервы, которые можно использовать для повышения ее эффективности. Они кроются в возможностях осуществления структурных реформ, предусматривающих пересмотр принципов нормирования финансирования сферы культуры, рационализацию бюджетных расходов и оптимизацию внебюджетного финансирования. Действующее сегодня законодательство позволяет реализацию указанных направлений реформирования.

3. Особенности  финансирования организаций в  сфере культуры

В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть - от 0,2% до 2,5%. Модель государственного финансирования культуры складывается в каждой стране на основе выбора методов, форм и механизмов финансовой политики. На ее формирование сильное влияние оказывают такие факторы, как традиционные национальные культурные предпочтения, а также развитие благотворительности, спонсорства и меценатства. Система финансирования культуры и искусства определяется степенью централизации государственного управления и характером межбюджетных отношений. В унитарных государствах, например в Швеции, основную роль продолжает играть центральный бюджет, тогда как в федеративной Германии его экономические функции в основном ограничиваются субсидированием эфирного вещания и зарубежных культурных мероприятий.

Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета осуществляется по нескольким каналам:

в форме прямого финансирования;

при помощи общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;

на основе совместного участия органов власти разного уровня в финансировании;

через независимые посреднические структуры;

с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

Прямое финансирование организаций культуры имеет место во всех странах, но самая большая доля приходится на него в бюджетах европейских унитарных государств. Осуществляется оно в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов.

От старейшего метода государственной поддержки культуры - полного прямого финансирования - в большинстве стран уже отказались. Этот способ субсидирования сохранен лишь для некоторых национальных музеев, архивов, библиотек или для поддержки национального эфирного вещания.

Специальные целевые трансферты обычно используются при реализации национальных программ развития культуры. Так, во Франции в первой половине 80-х годов в рамках программы перестройки и модернизации коммерческих отраслей культуры министерством культуры была создана специальная "бюджетная линия" для финансирования производства короткометражных фильмов, танцевального и циркового искусства, изобразительного искусства, промышленного дизайна, фотографии.

Самой распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты, которые выплачиваются как организациям, так и отдельным работникам культуры. Условия их предоставления существенно различаются в разных странах. Многообразие грантов отличает шведскую систему финансирования культуры и искусства. Здесь организации культуры могут претендовать на договорной грант (его размер определяется заключаемым на год соглашением между государственными органами и организацией культуры), грант, выплачиваемый по результатам труда в соответствии с нормами субсидирования, пропорционально объему товаров и услуг, или же на так называемый базисный (формульный) грант. Последний должен покрыть определенную долю (обычно 55%) нормативных затрат на заработную плату, утвержденных для каждой категории организаций (театров, оркестров, региональных музеев и библиотек). Грант не имеет отношения к фактическим расходам организаций на оплату труда и к численности их штатов, определяемым ими самостоятельно. Он гарантирует лишь некий уровень занятости в отраслях культуры в данном. Во многих странах правительство предоставляет гранты на условиях встречного финансирования. В Европе этот механизм сначала стали применять в Великобритании, а затем и в континентальных странах. Подобные гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность. Например, в Великобритании с 1988 года действует специальная программа, в соответствии с которой организации культуры могут получить грант в размере от 5 до 250 млн. фунтов стерлингов при условии встречного финансирования проекта в соотношении 1:2.

Государственное финансирование культуры через систему субнациональных бюджетов во всех странах осуществляется путем перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. Общий трансферт отличается от целевого тем, что не связывает реципиента условиями расходования, фактически просто увеличивая его бюджетные доходы.

Целевые трансферты предоставляются для покрытия конкретных статей расходов, нередко на условии встречного финансирования. В Норвегии с 1986 года муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам с 1983 года выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.

Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ (регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу, реконструкции городской хозяйственной инфраструктуры, профессионального обучения и переподготовки кадров), а также для субсидирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов. Во Франции центр, регионы и территории ежегодно заключают трехсторонние контракты для совместного финансирования культуры. Один из наиболее распространенных и, по мнению специалистов, самых демократичных и эффективных методов государственного финансирования культуры - это распределение субсидий через посреднические негосударственные организации (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников). Особенно активно он применяется в Германии, Великобритании и Франции.

Финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и корпоративных спонсоров становится в Европе все более заметной формой субсидирования, что способствует значительному притоку средств из частного сектора. В Великобритании, согласно Справке № 4 2005 126 введенному в 1984 году плану стимулирования корпоративного спонсорства, совместные проекты финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношении 1:1 для первого проекта (при этом спонсорский взнос не должен быть менее 1 млн. фунтов стерлингов) и 1:3 для последующих проектов при минимальном взносе в 3 млн. фунтов стерлингов. При этом государственная дотация составляет не более 25 млн. фунтов стерлингов на один проект. Аналогичная система встречного финансирования, введенная в 1987 году во Франции, предусматривает гораздо бoльшую долю государственного участия. Соотношение бюджетного взноса и средств спонсора составляет 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Приоритетными направлениями финансирования признаны сохранение культурного наследия (памятников архитектуры и др.), проведение музыкальных и театральных фестивалей и выставок современного изобразительного искусства, выпуск книг.

Информация о работе Состояние теории и практики финансирования учреждений культуры