Состояние теории и практики финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:00, реферат

Краткое описание

Развитие культуры Республики Беларусь должно стать важнейшим стратегическим направлением государственной политики, направленной на социально-экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны.
Следовательно, без полномасштабных инвестиций в культуру невозможно добиться устойчивого тренда в интеллектуальном развитии общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов на культуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема № 5.docx

— 62.63 Кб (Скачать файл)

Учреждение самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством Республики Беларусь предусматривается государственное регулирование цен на отдельные виды продукции и услуг.

Источником формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов (средств) Учреждения являются:

- имущество, закрепленное  собственником или уполномоченным  им органом в установленном  порядке;

- имущество, приобретенное  за счет бюджетных средств, выделяемых  учреждению по смете;

- бюджетные ассигнования  и другие поступления от Минкультуры  Беларуси; - внебюджетные средства;

- доходы от предпринимательской  деятельности;

- безвозмездные или благотворительные  взносы, добровольные пожертвования  юридических лиц и граждан;

- иные источники, не противоречащие  законодательству Республики Беларусь;

Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом театра.

Текущее руководство театром осуществляет - директор. Он является высшим должностным лицом. Директор действует на основе Конституции Республики Беларусь, законодательства Республики Беларусь и Устава театра.

На директора возложены следующие основные функции:

- действует без доверенности  от имени театра, представляет  его интересы в государственных  органах;

- заключает договоры, выдает  доверенности;

- открывает расчетные  счета и иные счета;

- утверждает штатное расписание;

- в пределах своей компетенции  издает указы и приказы и  дает указания для всех работников  театра;

- самостоятельно определяет  репертуар театра. Ни одна пьеса  не может быть принята к  постановке без его разрешения;

- принимает спектакли, поставленные  очередными и приглашенными режиссерами;

-принимает окончательное  решение по распределению ролей;

- является председателем  художественного совета театра.

Художественный руководящий состав осуществляется руководство художественной деятельностью театра и является подотчетным главному режиссеру. Творческий персонал принимает участие в творческой деятельности театра и включает режиссера.

Художественный постановочный состав осуществляет постановочную деятельность театра и отвечает за репертуар театра.

Художественный технический персонал несет ответственность за технические стороны постановки спектаклей.

Бухгалтерия осуществляет функции бухгалтерского учета в театре, а также ведет плановую деятельность.

За 2013 год согласно «Отчету об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» формы 4 по ОКУД, при сметном назначении по доходам отпредпринимательской деятельности 2500 млн. руб. фактически исполнено 3190млн. руб. (табл.). Расходы составили: при сметном назначении 2500 млн. руб., фактическоеисполнение - 3049 млн. руб. Полученнаяприбыль в сумме 71,7 млн. руб. направлена на уплату налогов (на прибыль, напользователей автомобильных дорог и на рекламу) по фактическому исполнению всумме 45 млн. руб., а также на образование средств учреждения.

Таблица 1 - Данные отчета формы 4 поГосударственное учреждение культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь» за 2013год (млн. руб.)

 

Наименование раздела

 

Утверждено по смете

Фактическое Исполнение

 

Предпринимательская деятельность

доходы

2500

3190

 
 

расходы

2500

3049

 

Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия от бюджетов других уровней

Поступило

2287

2289

 
 

Расходы

2287

2287

 

Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия от юридических и физических лиц

Поступило

2919

1451

 
 

Расходы

2919

1448

 

ИТОГО

Доходы и Поступления

7706

6930

 
 

Расходы

7706

6784

 
         

По разделу «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия» от бюджетов других уровней по данным отчета за 2013 год поступления составили (табл.2) по смете - 2287 млн. руб., фактически исполнено - 2289 млн. руб. Расходы при сметном назначении 2287 млн. руб. составили: фактическое исполнение - 2287 млн.руб.

По разделу «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия от юридических и физических лиц» поступления составили (табл.2) по смете - 2919 млн. руб., фактически исполнено - 1451 млн. руб. Расходы при сметном назначении 2919 млн. руб. составили: фактическое исполнение - 1448 млн. руб. Источники поступления целевых средств приведены в следующей таблице.

Таблица 2 - Источники поступления целевых средств Государственное учреждение культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь» (по данным бухгалтерского учета)

Наименование источников

Сумма (млн. руб.)

 

Финансирование администрацией Центрального района г. Минска

913,0

 

Финансирование Министерством культуры Республики Беларусь

780,0

 

Итого от бюджетов других уровней

1693,0

 

Благотворительная помощь от организаций

1024,2

 

Благотворительная помощь на растамаживание роялей

382,8

 

Благотворительная помощь от физического лица

10,0

 

Оплата задолженности за проведение детской программы

3,0

 

Итого от юридических и физических лиц

1420,0

 
     

бюджетный финансирование театр

Всего доходов от предпринимательской деятельности и поступлений целевых средств за 2013 год, так же как и расходов, учреждением предусмотрено по смете 7706 млн. руб. (2500+2287+2919), фактическое исполнение - 6930 млн.руб. (3190+2289+1451). Израсходовано 6784 млн. руб. (3049+2287+1448) по фактическому исполнению, при сметном назначении 7706 млн. руб.(табл.2).

Согласно отчету формы 2 по ОКУД за 2013 г. в графе «Утверждено по смете» бюджетных ассигнований 8634 млн. руб. Фактически (согласно «справке о движении сумм финансирования из бюджета» к годовому отчету) театр профинансирован из областного бюджета в размере 13 674 млн. руб.

Расчетная сумма расходов, исчисленная учреждением и предусмотренная в утвержденной смете доходов и расходов учреждения (по бюджету), составляет 15458 млн. руб.

Поступления доходов от предпринимательской деятельности в 2013 году в учреждении носили нестабильный характер. Так за первое полугодие доходы в кассовом исполнении составили 32% годовой суммы дохода, за 9 месяцев - 56%, за 4 квартал - 44%. Целевые поступления от бюджетов других уровней в 4 квартале составили 57 % от годовых поступлений, за 1 полугодие - 17%, за 9 месяцев - 43%. Целевые поступления от юридических и физических лиц в 1 полугодии составили 29%, за 9 месяцев - 79%, в 4 квартале - 21%.

Годовой объем доходов от предоставления платных услуг сложился из стоимости услуг по следующим источникам:

- доходы от оказания  платных услуг (входные билеты  на концерты);

- Доходы от проведения  заказных мероприятий (концертов);

- Доходы от оказания  рекламных услуг;

- Доходы от аренды светового  и звукового оборудования;

- Доходы от реализации  буклетов.

Отсюда можно сделать вывод, что театр оперы и балета являясь некоммерческой организацией культуры, осуществляет деятельность по предоставлению услуг основного вида своей деятельности, доходы от которой инвестируются непосредственно в данном учреждении на нужды своего обеспечения и развития.

5. Проблемы и пути совершенствованию финансирования Государственного учреждения культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь»

В связи с проведением ряда реформ в нашей стране, полностью меняется экономическая, политическая и социальная жизнь общества. Одним из таких изменений является финансирование организаций и учреждений бюджетной сферы. К таким предприятиям относятся: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, предприятия социокультурного назначения и другие [5].

Все организации бюджетной системы, так или иначе, сталкиваются с дефицитом выделяемых средств, а также с необходимостью выискивать данные средства без помощи финансирования из бюджетов разных уровней.

Следует отметить, что в области финансирования бюджетных организаций требуется абсолютно иная концепция отношений, которая могла бы быть жизнеспособной в условиях новой финансово - хозяйственной системы. Именно поэтому изучение темы проблем финансирования бюджетных учреждений особенно актуально на сегодняшний день [2]. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь рассматривается иной порядок, который учитывает ряд недостатков системы, сложившейся на сегодняшний день [1].

Если рассматривать систему финансирования бюджетных организаций в целом, то можно отметить, что она имеет схожие черты с советской системой финансирования, основой которого является нормирование и планирование. Но сегодня следует учесть новые условия [5]:

региональную дифференциацию цен и оплаты труда;

самостоятельность бюджетов различных уровней;

рыночное ценообразование.

Нестабильность и изменчивость условий экономики создали такие условия для бюджетирования, при которых возросла роль органов власти и учреждений бюджетной сферы в данной сфере.

Все вышеперечисленные недостатки определили потребность в реформировании существующей системы управления ресурсами бюджетных организаций.

В связи с заявлением Правительства Республики Беларусь о реструктуризации бюджетного сектора страны, выделяются следующие проблемы финансирования бюджетных учреждений [3]:

бюджетные организации принимают на себя денежные обязательства, которые превышают лимит бюджета, то есть накапливают кредиторскую задолженность. Эта кредиторская задолженность ложится на бюджет;

отсутствие системы оценивания объёма внебюджетных доходов при расчёте финансирования из бюджета. Это может привести к ситуации, при которой предприятия, предоставляющие услуги на бесплатной основе, могут испытывать нехватку средств из бюджета;

отсутствие регламентации решений по распоряжению средствами, полученными от предпринимательской деятельности. Это может привести к нерациональному их использованию;

существует ситуация, при которой основные распорядители финансовых ресурсов не ориентируются в достаточной степени на эффективное расходование средств из бюджета, а также на достижение результатов, являющихся общественно важными.

Для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы необходимо разработать и провести следующие мероприятия: [3]

необходимо повысить значение бюджета, в качестве инструмента реализации государственной политики в области экономики. Это будет возможно благодаря установлению связи задач бюджетного финансирования между различными сферами жизнедеятельности;

необходимо постепенно перейти к другим формам финансового обеспечения бюджетных организаций, которые специализируются на предоставлении муниципальных или государственных услуг. В связи с этим можно выделить:

последовательный отказ от финансирования бюджетных организаций сметного характера;

распространение применения механизмов государственного социального заказа;

Информация о работе Состояние теории и практики финансирования учреждений культуры