Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:00, реферат
Развитие культуры Республики Беларусь должно стать важнейшим стратегическим направлением государственной политики, направленной на социально-экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны.
Следовательно, без полномасштабных инвестиций в культуру невозможно добиться устойчивого тренда в интеллектуальном развитии общества. Это, в свою очередь, непосредственно связано с повышением качества оказания услуг населению в сфере культуры, введением системы его оценки и критериев экономической эффективности расходов на культуру.
Учреждение самостоятельно устанавливает цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, кроме случаев, когда законодательством Республики Беларусь предусматривается государственное регулирование цен на отдельные виды продукции и услуг.
Источником формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов (средств) Учреждения являются:
- имущество, закрепленное
собственником или
- имущество, приобретенное за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению по смете;
- бюджетные ассигнования
и другие поступления от
- доходы от предпринимательской деятельности;
- безвозмездные или
- иные источники, не противоречащие
законодательству Республики
Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом театра.
Текущее руководство театром осуществляет - директор. Он является высшим должностным лицом. Директор действует на основе Конституции Республики Беларусь, законодательства Республики Беларусь и Устава театра.
На директора возложены следующие основные функции:
- действует без доверенности
от имени театра, представляет
его интересы в
- заключает договоры, выдает доверенности;
- открывает расчетные счета и иные счета;
- утверждает штатное расписание;
- в пределах своей компетенции
издает указы и приказы и
дает указания для всех
- самостоятельно определяет репертуар театра. Ни одна пьеса не может быть принята к постановке без его разрешения;
- принимает спектакли, поставленные
очередными и приглашенными
-принимает окончательное
решение по распределению
- является председателем художественного совета театра.
Художественный руководящий состав осуществляется руководство художественной деятельностью театра и является подотчетным главному режиссеру. Творческий персонал принимает участие в творческой деятельности театра и включает режиссера.
Художественный постановочный состав осуществляет постановочную деятельность театра и отвечает за репертуар театра.
Художественный технический персонал несет ответственность за технические стороны постановки спектаклей.
Бухгалтерия осуществляет функции бухгалтерского учета в театре, а также ведет плановую деятельность.
За 2013 год согласно «Отчету об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам» формы 4 по ОКУД, при сметном назначении по доходам отпредпринимательской деятельности 2500 млн. руб. фактически исполнено 3190млн. руб. (табл.). Расходы составили: при сметном назначении 2500 млн. руб., фактическоеисполнение - 3049 млн. руб. Полученнаяприбыль в сумме 71,7 млн. руб. направлена на уплату налогов (на прибыль, напользователей автомобильных дорог и на рекламу) по фактическому исполнению всумме 45 млн. руб., а также на образование средств учреждения.
Таблица 1 - Данные отчета формы 4 поГосударственное учреждение культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь» за 2013год (млн. руб.)
Наименование раздела |
Утверждено по смете |
Фактическое Исполнение |
||
Предпринимательская деятельность |
доходы |
2500 |
3190 |
|
расходы |
2500 |
3049 |
||
Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия от бюджетов других уровней |
Поступило |
2287 |
2289 |
|
Расходы |
2287 |
2287 |
||
Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия от юридических и физических лиц |
Поступило |
2919 |
1451 |
|
Расходы |
2919 |
1448 |
||
ИТОГО |
Доходы и Поступления |
7706 |
6930 |
|
Расходы |
7706 |
6784 |
||
По разделу «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия» от бюджетов других уровней по данным отчета за 2013 год поступления составили (табл.2) по смете - 2287 млн. руб., фактически исполнено - 2289 млн. руб. Расходы при сметном назначении 2287 млн. руб. составили: фактическое исполнение - 2287 млн.руб.
По разделу «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия от юридических и физических лиц» поступления составили (табл.2) по смете - 2919 млн. руб., фактически исполнено - 1451 млн. руб. Расходы при сметном назначении 2919 млн. руб. составили: фактическое исполнение - 1448 млн. руб. Источники поступления целевых средств приведены в следующей таблице.
Таблица 2 - Источники поступления целевых средств Государственное учреждение культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь» (по данным бухгалтерского учета)
Наименование источников |
Сумма (млн. руб.) |
|
Финансирование администрацией Центрального района г. Минска |
913,0 |
|
Финансирование Министерством культуры Республики Беларусь |
780,0 |
|
Итого от бюджетов других уровней |
1693,0 |
|
Благотворительная помощь от организаций |
1024,2 |
|
Благотворительная помощь на растамаживание роялей |
382,8 |
|
Благотворительная помощь от физического лица |
10,0 |
|
Оплата задолженности за проведение детской программы |
3,0 |
|
Итого от юридических и физических лиц |
1420,0 |
|
бюджетный финансирование театр
Всего доходов от предпринимательской деятельности и поступлений целевых средств за 2013 год, так же как и расходов, учреждением предусмотрено по смете 7706 млн. руб. (2500+2287+2919), фактическое исполнение - 6930 млн.руб. (3190+2289+1451). Израсходовано 6784 млн. руб. (3049+2287+1448) по фактическому исполнению, при сметном назначении 7706 млн. руб.(табл.2).
Согласно отчету формы 2 по ОКУД за 2013 г. в графе «Утверждено по смете» бюджетных ассигнований 8634 млн. руб. Фактически (согласно «справке о движении сумм финансирования из бюджета» к годовому отчету) театр профинансирован из областного бюджета в размере 13 674 млн. руб.
Расчетная сумма расходов, исчисленная учреждением и предусмотренная в утвержденной смете доходов и расходов учреждения (по бюджету), составляет 15458 млн. руб.
Поступления доходов от предпринимательской деятельности в 2013 году в учреждении носили нестабильный характер. Так за первое полугодие доходы в кассовом исполнении составили 32% годовой суммы дохода, за 9 месяцев - 56%, за 4 квартал - 44%. Целевые поступления от бюджетов других уровней в 4 квартале составили 57 % от годовых поступлений, за 1 полугодие - 17%, за 9 месяцев - 43%. Целевые поступления от юридических и физических лиц в 1 полугодии составили 29%, за 9 месяцев - 79%, в 4 квартале - 21%.
Годовой объем доходов от предоставления платных услуг сложился из стоимости услуг по следующим источникам:
- доходы от оказания платных услуг (входные билеты на концерты);
- Доходы от проведения заказных мероприятий (концертов);
- Доходы от оказания рекламных услуг;
- Доходы от аренды светового и звукового оборудования;
- Доходы от реализации буклетов.
Отсюда можно сделать вывод, что театр оперы и балета являясь некоммерческой организацией культуры, осуществляет деятельность по предоставлению услуг основного вида своей деятельности, доходы от которой инвестируются непосредственно в данном учреждении на нужды своего обеспечения и развития.
5. Проблемы и пути совершенствованию финансирования Государственного учреждения культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета Республики Беларусь»
В связи с проведением ряда реформ в нашей стране, полностью меняется экономическая, политическая и социальная жизнь общества. Одним из таких изменений является финансирование организаций и учреждений бюджетной сферы. К таким предприятиям относятся: образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, предприятия социокультурного назначения и другие [5].
Все организации бюджетной системы, так или иначе, сталкиваются с дефицитом выделяемых средств, а также с необходимостью выискивать данные средства без помощи финансирования из бюджетов разных уровней.
Следует отметить, что в области финансирования бюджетных организаций требуется абсолютно иная концепция отношений, которая могла бы быть жизнеспособной в условиях новой финансово - хозяйственной системы. Именно поэтому изучение темы проблем финансирования бюджетных учреждений особенно актуально на сегодняшний день [2]. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь рассматривается иной порядок, который учитывает ряд недостатков системы, сложившейся на сегодняшний день [1].
Если рассматривать систему финансирования бюджетных организаций в целом, то можно отметить, что она имеет схожие черты с советской системой финансирования, основой которого является нормирование и планирование. Но сегодня следует учесть новые условия [5]:
региональную дифференциацию цен и оплаты труда;
самостоятельность бюджетов различных уровней;
рыночное ценообразование.
Нестабильность и изменчивость условий экономики создали такие условия для бюджетирования, при которых возросла роль органов власти и учреждений бюджетной сферы в данной сфере.
Все вышеперечисленные недостатки определили потребность в реформировании существующей системы управления ресурсами бюджетных организаций.
В связи с заявлением Правительства Республики Беларусь о реструктуризации бюджетного сектора страны, выделяются следующие проблемы финансирования бюджетных учреждений [3]:
бюджетные организации принимают на себя денежные обязательства, которые превышают лимит бюджета, то есть накапливают кредиторскую задолженность. Эта кредиторская задолженность ложится на бюджет;
отсутствие системы оценивания объёма внебюджетных доходов при расчёте финансирования из бюджета. Это может привести к ситуации, при которой предприятия, предоставляющие услуги на бесплатной основе, могут испытывать нехватку средств из бюджета;
отсутствие регламентации решений по распоряжению средствами, полученными от предпринимательской деятельности. Это может привести к нерациональному их использованию;
существует ситуация, при которой основные распорядители финансовых ресурсов не ориентируются в достаточной степени на эффективное расходование средств из бюджета, а также на достижение результатов, являющихся общественно важными.
Для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы необходимо разработать и провести следующие мероприятия: [3]
необходимо повысить значение бюджета, в качестве инструмента реализации государственной политики в области экономики. Это будет возможно благодаря установлению связи задач бюджетного финансирования между различными сферами жизнедеятельности;
необходимо постепенно перейти к другим формам финансового обеспечения бюджетных организаций, которые специализируются на предоставлении муниципальных или государственных услуг. В связи с этим можно выделить:
последовательный отказ от финансирования бюджетных организаций сметного характера;
распространение применения механизмов государственного социального заказа;
Информация о работе Состояние теории и практики финансирования учреждений культуры