Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 08:37, контрольная работа
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - одно из самых значимых и интересных направлений в оценочной деятельности.
Стоимость компании - это объективный показатель результатов ее деятельности. Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия.
1. Понятие стоимости бизнеса. Роль оценки стоимости бизнеса………………...3
2. Методы оценки стоимости бизнеса: доходный подход, сравнительный подход, метод чистых активов……………………………………………………...5
3. Управление стоимостью бизнеса. Факторы стоимости. Функциональные элементы системы управления стоимостью
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли - продажи аналогичных бизнесов, метод реально отражает спрос и предложение на данный объект оценки, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке продаж готовых бизнесов.
Для определения стоимости бизнеса сравнительным подходом необходима достоверная рыночная информация о сделках купли - продажи готовых бизнесов, и достоверная финансовая информации о проданных бизнесах. На рынке данная информация является закрытой.
Оценка методом сравниваемых продаж имеет свои ограничения применения. Сравнительный подход к оценке не учитывает перспектив развития оцениваемого бизнеса, по этому данным подходом целесообразно оценивать бизнесы, вышедшие на стабильную прибыль, и в отношении которых можно предполагать, что в реально прогнозируемой перспективе их деятельность не будет прекращена
Оценки, полученные вышеуказанными методами, могут различаться. Заключительным элементом процесса оценки является сравнение оценок, полученных на основе указанных методов, и сведение полученных стоимостных оценок к единой стоимости объекта. Процесс согласования учитывает слабые и сильные стороны каждого метода, определяет насколько они адекватно отражают объективное состояние рынка. Итоговая рыночная стоимость предприятия рассчитывается как средневзвешенная величина.
Процесс
сведения оценок приводит к установлению
окончательной стоимости
3. Управление стоимостью бизнеса. Факторы стоимости. Функциональные элементы системы управления стоимостью
Важную роль в управлении стоимостью играет глубокое понимание того, какие именно параметры деятельности фактически определяют стоимость бизнеса. Назовем их ключевыми факторами стоимости. Знать их важно по двум причинам. Во-первых, организация не может работать непосредственно со стоимостью. Она вынуждена заниматься тем, на что способна влиять, — например, удовлетворением запросов потребителей, себестоимостью, капитальными вложениями и т. д. Во-вторых, именно эти факторы стоимости помогают менеджерам высшего эшелона понять, что происходит на всех остальных уровнях организации, и донести до них свои планы и намерения.
Фактор стоимости — это просто любая переменная, влияющая на стоимость компании. Однако, чтобы факторами стоимости можно было пользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее воздействие на стоимость, и возложить ответственность за этот параметр на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации.
Необходимо
разработать продуманную до мелочей
систему факторов стоимости —
до самого детального уровня, где фактор
стоимости увязывается с
Факторы
стоимости нельзя рассматривать
в отрыве друг от друга. Например, повышение
цены само по себе может существенно
увеличить стоимость — но только
если не повлечет за собой потерю значительной
доли рынка. По этой причине мы советуем
анализировать различные
Факторы стоимости и сценарии придают управлению стоимостью реалистичность, поскольку связывают действия менеджеров с их последствиями для стоимости компании. Все вместе эти элементы составляют стоимостное мышление, без которого невозможно подлинное управление стоимостью.
Управление стоимостью компании начинается с определения стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей релевантной информацией о результатах работы их менеджеров. Успех здесь зависит во многом от того, насколько правильно руководство сможет расставить приоритеты и определить ключевые факторы стоимости верхнего уровня. Как правило, первый этап в данном процессе — определение финансовых факторов стоимости.
На первый взгляд, задача определения финансовых факторов стоимости и построения системы финансовых показателей кажется тривиальной и не требующей пояснения. Сегодня известны различные схемы финансового анализа, такие как схема Дюпон, дерево ROIC. Почему бы просто не воспользоваться данными подходами и не построить систему показателей на основе одного из них?
Построение
современной системы
Все финансовые факторы стоимости условно можно разделить на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности (рис. 1). Рассмотрим их по порядку.
Стратегическая
эффективность компании. Одна из проблем,
возникающая при внедрении стоимостного
управления в компаниях, — невозможность
использования самой стоимости для оперативного
управления бизнесом. Дело в том, что сама
стоимость не всегда отражает исключительно
результат работы менеджеров: на нее влияют
внешние факторы (например, прогноз развития
рынка или поведение инвесторов), и, кроме
того, формула ее расчета слишком сложна
для понимания рядовыми сотрудниками.
Именно поэтому в мире для управления
стоимостью используют показатели на
основе экономической прибыли, которые,
с одной стороны, в наибольшей степени
коррелируют с рыночной оценкой стоимости,
а с другой стороны, могут быть использованы
в оперативном управлении компанией. Одним
из наиболее распространенных показателей
является экономическая добавленная стоимость
(EVA – Economic Value Added). Не останавливаясь подробно
на преимуществах этого параметра, приведу
формулу его расчета
:
EVA = NOPAT — NA . WACC, где
Таким образом, показатель EVA отражает успехи менеджмента по достижению стратегической цели бизнеса — максимизации стоимости компании. При этом задача определения рычагов воздействия на стоимость сводится к определению финансовых факторов, которые в наибольшей степени влияют на экономическую добавленную стоимость.
Эффективность операционной деятельности отражает результаты основной деятельности компании по увеличению продаж, снижению издержек или повышению производительности. Предполагается, что улучшение данных показателей может быть достигнуто без существенных дополнительных инвестиций.
Рис.1 Факторы стоимости
компании
Эффективность инвестиционной деятельности отражает эффективность инвестиционных проектов, осуществляемых компанией. Под инвестиционными проектами в данном случае понимаются любые проекты, связанные с инвестированием денежных средств (не меньше заранее оговоренной суммы) в реальные активы на срок более 1 года. Как правило, данная группа показателей закрепляется за директором по стратегии или директором по маркетингу, поскольку именно они часто принимают решения о расширении бизнеса и стимулировании продаж.
Эффективность финансовой деятельности. Данная группа показателей фактически представляет собой прерогативу финансового директора и отражает эффективность его работы по привлечению различных источников финансирования компании, размещению свободных денежных средств на фондовом рынке и управлению оборотным капиталом.
Рассмотрев структуру финансовых факторов стоимости, перейдем к определению критериев, с помощью которых данные факторы стоимости можно проранжировать и выбрать ключевые из них.
Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 4 критериев:
В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, она использует различные стратегии максимизации отдачи на вложенные средства. Можно выделить три крайние стратегии в зависимости от жизненного цикла компании:
Стратегия роста. Рост — это стадия, которую предприятие проходит в самом начале своего жизненного цикла. Продукты и услуги на данном этапе обладают существенным потенциалом роста. Для того чтобы капитализировать этот потенциал, необходимо привлечь значи- тельные ресурсы с целью развития и продвижения новых продуктов и услуг; построить и расширить производственные мощности; инвестировать в системы, инфраструктуру и распределительную сеть; создать и развивать клиентскую базу. На этом этапе развития денежный поток может иметь отрицательное значение, а рентабельность инвестиций — быть низкой (средства либо идут на инвестирование в нематериальные активы, либо капитализируются для внутренних целей). Инвестиции в будущее развитие могут превышать доходы, которые бизнес получает от пока ограниченной базы существующих продуктов, услуг и клиентов. Общая финансовая цель на этой стадии развития бизнеса состоит в процентном росте дохода и объемов продаж в целевых сегментах.
Стратегия удержания позиций применяется, когда высокие темпы роста рынка сменились умеренными, а компания сумела занять на нем определенную нишу. В этом случае повысить рентабельность своего бизнеса компания может как за счет улучшения работы с клиентами, так и за счет оптимизации бизнес- процессов. Инвестиционные проекты, в отличие от долгосрочных вложений на первой стадии развития бизнеса, по большей части направлены на ликвидацию «узких мест», расширение мощностей и постоянное совершенствование бизнеса. Поэтому большинство компаний на данном этапе развития ставят перед собой финансовые цели, связанные с прибыльностью бизнеса, такие как достижение рентабельности компании,продуктов и каналов продвижения.
При наступлении стадии стабилизации или стагнации рынка компания прежде всего заинтересована либо в продаже своего бизнеса, либо в получении максимальной отдачи от него. Последний вариант называется стратегией «сбора урожая». В этом случае для поддержания приемлемых показателей рентабельности руководство компании должно снизить издержки настолько, насколько возможно. Ключевыми показателями являются удельные, прямые и общие издержки, а также период окупаемости новых капиталовложений, который должен быть наикратчайшим.
Чувствительность
EVA к финансовым факторам стоимости
показывает, на сколько процентов
изменится этот параметр при изменении
одного из финансовых факторов стоимости
на 1%. Для такого расчета можно
построить детальную финансовую
модель и вычислить чувствительность
итеративным способом. Однако есть
способ проще. Если посмотреть на любую
схему финансового анализа, то можно
заметить, что между всеми финансовыми
показателями существуют четкие причинно-следственные
связи. Более того, взяв один из показателей
и проведя с ним несложные
математические расчеты, мы без труда
получим любой другой. Предположив,что
изменение фактора 1 влияет исключительно
на результирующий показатель, но не оказывает
горизонтального влияния на другие факторы,
для оценки чувствительности мы можем
использовать формулу эластичности:
Eyx= dY /dX x X/ Y,
где Eyx — эластичность показателя
Y по показателю X.
Преимущество
формулы эластичности по сравнению
с финансовой моделью заключается
в быстроте и простоте ее использования:
достаточно лишь продифференцировать
EVA по любому из факторов. Недостатком
является предположение об отсутствии
горизонтального влияния