Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:06, контрольная работа
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Введение
Динамично развивающиеся компании требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности.
Оптимизация дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. Без дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов.
Под термином «дивидендная политика» понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих доходов в предстоящем периоде, за счет обеспечения возрастания вложенного капитала. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.
Вкладывая средства в акцию, долю, пай в капитале предприятия, инвестор фактически становится его совладельцем и получает право на участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализация данного права осуществляется в виде изъятия в пользу владельцев части прибыли в различных формах. Для акционерных обществ реализация права на участие в распределении прибыли традиционно осуществляется в форме дивидендных выплат.
Дивиденд – это часть прибыли, распределяемая между собственниками в соответствии с количеством приобретенных акций, долей, паев с той или иной периодичностью.
Право на получение дивидендов дают как привилегированные, так и обыкновенные акции. Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности общества удовлетворяются в последнюю очередь.
Одним из существующих источников финансирования предприятия считается нераспределенная прибыль, выплата дивидендов уменьшает величину прибыли направленную на реинвестирование.
Решения о порядке и размере выплаты дивидендов является решение о финансирование деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала.
Чем больше ожидаемые дивиденды и темпы их прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочной перспективе.
Однако выплаты дивидендов уменьшает возможность рефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательно сказаться на доходах и благосостоянии собственников.
Важнейшей задачей дивидендной политики является нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с необходимость достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом.
Дивидендная политика оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены ее акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что фирма, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Дивиденды начисляются с определенной периодичностью и в сознании инвестора связываются, как правило, с заработанной фирмой прибылью. Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций, поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство может повлиять на стоимость предприятия в целом.
Формирование дивидендной политики акционерных обществ включает четыре основные этапа:
• оценка эффективности проводимой
дивидендной политики.
Подробно каждый из данных этапов будет
рассмотрен в соответствующих разделах
работы.
Типы дивидендной политики
Второй этап при разработке дивидендной политики - это вопрос выбора оптимального типа дивидендной политики, т.е, как уже ранее отмечалось, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.
Из-за большого числа факторов, а также ввиду изменения относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор из трех возможных типов политики определения коэффициента дивидендных выплат, исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности. Оценивая финансовые потребности, следует принимать во внимание прогнозы денежных потоков предприятия, долгосрочных инвестиций и другие факторы, влияющие на состояние денежных остатков предприятия. Основное в этой оценке - определение возможных потоков средств и возможного их состояния с учетом изменения дивидендных ставок и риска. Иначе говоря, анализируется способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов в связи с вероятным распределением будущих потоков денежных средств. С позиций второго критерия - ликвидности - необходимо учитывать риск уменьшения запаса ликвидности при определении размера дивидендных выплат, особенно при его возрастании.
Корпорации используют один из трех типов политики выплаты дивидендов:
Теории и модели дивидендной политики
Исследованию содержания дивидендной политики, ее влияния на стоимость компании, инвестиционные и финансовые решения в современной финансовой науке уделялось много внимания. Отметим наиболее значимые теории, получившие наибольшее распространение:
Рассмотрим более подробно каждую из приведенных теорий.
Согласно теории иррелевантности дивидендов (dividend irrelevance theory) дивидендная политика не влияет ни на цену акций, ни на стоимость ее акционерного капитала ks, ни на стоимость компании. Создателями этой теории являлись нобелевские лауреаты Мертон Миллер и Франко Модильяни. Они утверждали, что стоимость компании определяется только способностью ее активов генерировать денежные потоки и степенью делового риска, а не от того, как полученную в результате работы активов прибыль компания распределит между выплатой дивидендов и реинвестированием.
Модильяни и Миллер исследовали взаимосвязь дивидендной политики и стоимости компании в идеальных условиях, предполагающих:
Авторы теории полагали, что инвесторов в условиях совершенного рынка будет интересовать только общая доходность, а не ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет приводить к одинаковым результатам не влияя на стоимость компании и благосостояние ее собственников.
В частности, общеизвестно, что благосостояние собственников складывается из стоимости принадлежащей им доли акций (доходность акционерного капитала) и текущих выплат дивидендов (дивидендная доходность). Если у компании достаточно денежных средств и дивиденды будут выплачены, благосостояние собственников увеличится на величину полученной суммы. В то же время статья «Денежные средства» в активе баланса и раздел «Собственный капитал» пассива уменьшатся ровно на эту же величину. Таким образом, суммарное благосостояние собственников не изменяется. Если для финансирования дивидендных выплат выпускаются новые акции, то их реализация увеличит собственный капитал и стоимость компании. Одновременно выплата дивидендов уменьшит стоимость организации на эту же величину. Если компания вообще не выплачивает дивиденды, а собственники нуждаются в денежных средствах, они продадут часть акций другим инвесторам, что равносильно «самодельным» дивидендам.
Теория предпочтения дивидендов противоположна предыдущей. Майрон Гордон и Джон Линтнер утверждали, что стоимость (доходность) акционерного капитала ks снижается по мере увеличения коэффициента выплаты дивидендов, поскольку инвесторы считают получение дохода в форме прироста стоимости капитала более рискованным, нежели дохода в форме дивидендных выплат: первый может быть получен в относительно неопределенном будущем и при благоприятном общем состоянии фондового рынка, тогда как второй – после принятия акционерами соответствующего решения. По сути авторы теории считали, что инвесторы оценивают каждый доллар ожидаемых дивидендов более высоко, чем доллар капитального дохода, поскольку дивидендная составляющая требуемой доходности их акций.
Суть этого аргумента хорошо описывает известная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Теория налоговых асимметрий исходит из того, что при получении дивиденды подлежат немедленному налогообложению, в то время как налог на прирост капитала уплачивается только при продаже акций, долей, паев. Таким образом, налог на прирост капитала теоретически может быть отсрочен до бесконечности. С учетом данного факта Р. Литценбергер и К. Рамасвами предложили теорию, в соответствии с которой, если дивиденды облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, компании следует выплачивать низкий уровень дивидендов.
Например, в США до 1982 г. ставка подоходного налога на дивиденды составляла 70%, а на прирост капитала – 50%. После 1982 г. ставки налога снизились (50 и 20% соответственно), а с 1986 г. сравнялись (28%). В России до 2002 г. ставка подоходного налога (налога на доходы физических лиц) на дивиденды составляла 30%, с 2002 г. – 6%, а с 2005 г. – 9%.
В соответствии с теорией влияния эффекта клиентуры компания должна проводить такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям и предпочтениям ее акционеров и будущих инвесторов. В свою очередь инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой в наибольшей степени соответствует целям их вложений.
В частности, отдельные группы инвесторов, использующие дивиденды для целей текущего потребления, предпочитают, чтобы менеджмент компании направлял на выплату дивидендов значительную долю своей прибыли. В то же время другие группы акционеров и инвесторов могут предпочитать и реинвестирование прибыли, если в данном периоде они не испытывают потребности в денежных средствах, и получение дивидендов для них оборачивается лишь более существенным налоговым бременем.
Если компания оставляет прибыль на цели собственного развития, не выплачивая дивидендов, то те акционеры, которые предпочитают получать немедленные денежные доходы, будут поставлены в невыгодное положение. Стоимость их акций может возрасти, но только по истечении определенного времени, и для покрытия своих текущих расходов им придется реализовать на рынке часть акций. С другой стороны, стратегические инвесторы, которые по большей части накапливают капитал, а не тратят дивиденды, могут в результате политики выплаты низких дивидендов выиграть.
Информация о работе Структура капитала и дивидендная политика