Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:06, контрольная работа
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
Таким образом, при выборе дивидендной политики менеджмент компании должен учитывать различия в интересах своих акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то менеджменту компании необходимо принимать решение о выплате дивидендов и соответствующим образом формировать дивидендную политику. При этом меньшинство акционеров, несогласных с принятой практикой выплаты дивидендов, реинвестируют свой капитал в другие компании и состав акционеров станет однородным.
Отметим также сигнальную теорию дивидендов. Все участники рынка – как инвесторы, так и менеджеры – обладают разнородной информацией относительно размера будущей прибыли и дивидендных выплат компании. Очевидно, что менеджеры всегда лучше информированы, чем обычные акционеры и инвесторы о перспективах развития компании. И поскольку компании, как правило, с неохотой снижают дивиденды и также неохотно их повышают, если не предполагают в будущем получать большую стабильную прибыль, постольку рост дивидендов выше ожидаемого уровня является для инвесторов определенным сигналом, что руководство компании ожидает в будущем хорошие результаты. И наоборот, снижение дивидендов или меньший, чем ожидали инвесторы, их рост является сигналом того, что менеджеры ожидают в будущем относительно скромную прибыль.
Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный».
Рассмотрим каждый из типов дивидендной политики более подробно.
Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли сформированы обязательные и добровольные резервные фонды, удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных проектов компании. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней нормы доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала, то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала.
Поскольку и объем инвестиционных потребностей, и уровень прибыли варьируются по годам, строгое следование остаточному принципу выплаты дивидендов приводит к их изменчивости – в одном году компания могла бы объявить, что дивидендов не будет ввиду значительных инвестиционных вложений, а в следующем году выплатить крупные дивиденды, так как размер инвестиционных вложений снизился. Меняющиеся дивиденды менее желательны, чем стабильные, а изменение выплаты дивидендов может подать ложные сигналы и подорвать доверие инвесторов.
Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода, что создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Вместе с тем, реализация данной политики может приводить к снижению инвестиционной активности компании в периоды низкой прибыли. Для того чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.
Политика «экстра-дивидендов» (политика стабильного размера дивиденда с надбавкой в определенный период). Эта политика является развитием предыдущей и предполагает, что компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (как правило, в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра–дивиденды (дополнительные дивиденды), причем выплаты в настоящем периоде не означают их выплаты в следующем. Более того, здесь рекомендуется использовать психологическое воздействие премии – она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама политика выплаты экстра-дивидендов становится бессмысленной. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект в компаниях с нестабильным характером поведения прибыли, сочетающим как значительный рост, так и падение.
Политика стабильного уровня дивидендов по отношению к сумме прибыли. Осуществление дивидендной политики этого типа могут позволить себе только зрелые компании со стабильной прибылью, поскольку величина прибыли зависит от многих факторов и в силу этого сложно прогнозируема, что может вызывать резкие перепады в стоимости акций на рынке и препятствовать максимизации рыночной стоимости компании.
Политика постоянного возрастания размера дивидендов предусматривает стабильный рост уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в пределах установленного процента прироста к их размеру в предшествующем периоде и обеспечивает высокую рыночную стоимость акций, формирует положительный имидж у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Вместе с тем, реализация данной политики приводит к постоянному возрастанию финансовой напряженности: если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность компании сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются (при прочих равных условиях). Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие компании, если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли, то она представляет собой верный путь к банкротству.
В мае 2005 года компания Standard & Poor’s запустила новый биржевой индекс, который позволяет выделить преуспевающих в общем списке хозяйствующих субъектов («дивидендных аристократов»). Это компании, которые увеличивают выплачиваемые дивиденды на протяжении 25 лет или более. Среди них – Bank of America, Coca–Cola, Johnson&Johnson, Pepsico, Procter&Gamble и другие.
Дивидендная политика, основанная на остаточном принципе, когда на выплаты акционерам идет часть чистой прибыли, оставшаяся после удержания средств на внутреннее финансирование, характеризуется для инвесторов повышенным риском по сравнению с дивидендными политиками с более прогнозируемыми потоками дивидендов. С другой стороны, компания, устанавливая размер дивидендов как фиксированный процент от прибыли или иным способом, позволяющим инвесторам легче ориентироваться в расчетах будущих потоков доходов, увеличивает риски для себя. Ведь, выполнив обязательства перед акционерами, компания может столкнуться с нехваткой средств на инвестиционные цели. Поэтому менеджменту приходится искать точку равновесия между интересами инвесторов и потребностями компании, стремясь к установлению гибкой дивидендной политики.
Структура капитала
Капитал предприятия можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, целесообразно различать капитал реальный, т.е. существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства, как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим сначала денежный капитал.
Собственный и заемный капитал
Средства, обеспечивающие деятельность предприятия, обычно делятся на собственные и заемные.
Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности.
В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени.
Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия. Особая роль принадлежит уставному капиталу, который будет ниже рассмотрен более подробно.
Заемный капитал — это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.
Основной и оборотный капитал
Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.
К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п.
Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда.
Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный — полностью потребляется в течение одного цикла производства.
Основной капитал в большинстве случаев отождествляется с основными фондами (основными средствами) предприятия. Однако понятие основного капитала шире, так как кроме основных фондов (зданий, сооружений, машин и оборудования), представляющих его значительную часть, в состав основного капитала включается также незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции — денежные средства, направленные на прирост запаса капитала.
Финансовая структура капитала и финансовый риск
Любая финансово-экономическая деятельность требует постоянного вложения капитала. Для поддержания и расширения производственного процесса и повышения его эффективности, внедрения новых технологий и освоения новых рынков необходимы прямые инвестиции (капитальные вложения). Одной из основных задач финансового управления, наряду с согласованием денежных потоков, разработкой инвестиционного бюджета, выступает оптимизация затрат на привлечение финансовых ресурсов, оптимизация структуры капитала.
Выбор источников финансирования зависит от множества факторов, среди которых отрасль и масштабы деятельности предприятия, технологические особенности производственного процесса, специфика выпускаемой продукции, характер государственного регулирования и налогообложения бизнеса, связи с банковскими структурами, репутация на рынке и др.
Структура капитала, используемого предприятием, определяет многие аспекты не только финансовой, но также операционной и инвестиционной деятельности, оказывает активное воздействие на конечный результат этой деятельности. Она влияет на показатели рентабельности активов и собственного капитала, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности, формирует соотношение доходности и риска в процессе развития предприятия.
Финансовая структура капитала — это структура основных источников средств, т. е. соотношение собственного и заемного капитала.
Финансовый капитал предприятия состоит из собственного и заемного.
Собственный капитал
Собственный капитал и резервы включают вложенный капитал и накопленную прибыль.
Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственником (уставный капитал, добавочный капитал, целевые поступления). Собственный капитал предприятия — нераспределенная прибыль, резервный капитал, различные фонды.
Накопленная прибыль — это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало в предшествующий и настоящий период.
Заемный капитал (обязательства предприятия)
Заемный капитал в структуре капитала предприятия состоит из кратко- и долгосрочных обязательств.
Долгосрочные обязательства — это кредиты и займы со сроком погашения более года.
Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком погашения менее 1 года (например, краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность).
Различия между собственным и заемным капиталом предприятия
Признак |
Вид капитала в структуре капитала предприятия | |
Собственный |
Заемный | |
Непосредственное право на участие в управлении предприятием |
Дает такое право |
Не дает |
Отношение к финансовому риску |
Увеличение доли собственного капитала снижает финансовый риск |
Увеличение доли заемного капитала увеличивает финансовый риск |
Право на получение прибыли |
По остаточному принципу |
Первоочередные |
Очередность удовлетворения требований при банкротстве |
По остаточному принципу |
Первоочередные |
Срок и условия оплаты и возврата капитала |
Однозначно не установлены |
Четко определены кредитным соглашением |
Основное направление финансирования |
Долгосрочные активы |
Краткосрочные активы |
Снижение налога на прибыль за счет отнесения финансовых издержек на затраты |
Такая возможность отсутствует |
Такая возможность присутствует |
Источники финансирования |
Внутренние и внешние источники |
Внешние источники финансирования (за исключением кредиторской задолженности) |
Связь дохода владельца капитала с прибыльностью предприятия |
Доход владельца капитала непосредственно связан с финансовым результатом |
Доход владельца капитала не связан с финансовым результатом |
Информация о работе Структура капитала и дивидендная политика