Теоретические основы управления финансами малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы проявляется в том, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 83.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие является основным звеном экономики.

Непосредственной целью и побудительным мотивом деятельности предприятий является получение максимальной величины прибыли. Получение прибыли в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом. Реализуя непосредственно цель производства - получение максимальной величины прибыли, предприятие реализует и цель общества - наиболее полное удовлетворение его постоянно растущих потребностей.

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. управление финансы малый предприятие

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления

Актуальность проблемы проявляется в том, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Объектом курсовой работы являются предприятие ООО «Глобал Трейд» и его финансовые показатели, используемые субъектами экономики в рыночных условиях хозяйствования.

Предметом исследования – финансовая деятельность малого предпринимательства.

Основной целью настоящей курсовой работы является изучение особенности управления финансами малого предприятия.

Достижение цели курсовой работы потребовало постановки и решения следующих задач:

- в анализе управления финансами малого предприятия;

- характеризовать сущность и критерии малого предприятия;

- изучить организацию финансов малого предприятия;

- выявить основные проблемы финансовой деятельности и разработке рекомендаций по управлению финансами.

Большое значение для понимания сущности малого предприятия и его роли в современном мире имеют труды таких авторов, как Литовченко В. П., Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Муравьева А.И., Бланк И. А. и др.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст изложен на 40 страниц машинописного текста, содержит таблицы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические основы управления финансами малого предприятия

    1. Сущность малого предпринимательства

 

 

   Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями показателях. Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационноправовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, работающих за отчетный период на предприятии. Многие экономисты под малым предпринимательством понимают деятельность, осуществляемую относительно небольшой группой лиц или предприятий, управление которыми осуществляет один собственник.

Основными критериями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. 

Так же основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют свою деятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия , управляемые одним собственником.

Однако средняя численность персонала предприятия является не единственным критерием отнесения предприятий к малому предпринимательству. Также используются такие показатели как : объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства

В соответствии с Федеральным законом № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

 

    1. Особенности финансового менеджмента в малом предприятии.

 

Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических  особенностей становления и развития малых предприятий несколько отличается от практики управления финансами крупных предприятий. Это выражается в следующем:

1.В небольшой фирме все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель – хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

2. Финансовый менеджмент направлен  на максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня  дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на  акцию, прибыли. Малые фирмы, созданные  в форме АО, имеют право выпускать  акции, но в силу определенных  трудностей этой процедуры, как  правило, не делают этого. Следовательно, финансовый менеджмент на малых  предприятиях, в первую очередь, направлен на максимизацию прибыли, доходов владельцев, на достижение  безубыточности производства.

  3. На крупных предприятиях обычно разрабатывается финансовая политика или общая стратегия деятельности предприятия, включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

  В небольших компаниях, как правило, отсутствуют документы, фиксирующие стратегические цели и  тактические задачи развития данного  предприятия. Малая фирма обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его  внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

4.Одним из приоритетных  направлений финансового менеджмента  в современных условиях хозяйствования  является оптимизация налогообложения.  На крупных предприятиях все  чаще привлекают специалистов для определения наиболее низкого уровня налоговых обязательств и разработки мер по законному снижению налоговых платежей.

Малые предприятия не могут привлечь дорогостоящего специалиста  по вопросам налогообложения и поэтому  используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение двойной бухгалтерии, выписка фиктивных счетов и т.д.

5.Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую  очередь прибылью,которую  получает предприниматель. Чтобы  ее получить, надо производить  и продавать только то, что требуется рынку. Следовательно, для эффективного функционирования предприятию не обойтись без маркетинга, который представляет собой комплексную и целенаправленную деятельность в области производства и рынка, обеспечивающую удовлетворение потребностей как потребителей, так и производителя.

На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия: понимания важности разработки маркетинговой  политики и “лишних” денежных средств, необходимых для изучения рынка, покупателей, конкурентов или оплаты соответствующих специалистов.

Маркетинговая политика на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом  и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

В то же время следует  отметить, что малые предприятия  в этом смысле находятся в гораздо  более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих  клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры рынка.

 

    1.  Роль малого предприятия в развитии экономики

 

Роль и место малого бизнеса российской экономике трудно переоценить.

Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2008г. Около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.

Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

- формирование конкурентных цивилизованных  рыночных отношений, способствующих  лучшему удовлетворению потребностей  населения и общества в товарах (работах, услугах);

- расширение ассортимента и  повышение качества товаров, работ, услуг.        Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров  и услуг к конкретным потребителям;

-содействие структурной перестройке  экономики. Малое предпринимательство  придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств  населения для развития производства.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспосабливаемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору малого бизнеса свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе малого бизнеса вследствие массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации.

Малый бизнес - важный элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях - этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства.

Информация о работе Теоретические основы управления финансами малого предприятия