Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 21:27, контрольная работа

Краткое описание

Поэтому целью данной контрольной работы является исследование денежно-кредитной политики центрального банка РФ и особенности ее реализации на современном этапе, изучение налоговой системы РФ и расчеты чеками.
Задачи:
изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
исследование налоговой системы РФ;
рассмотрение теоретических основ расчета чеками.

Содержание

Введение 3
1 Налоговая система Российской Федерации на современном этапе. Направления совершенствования 6
2 Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики 15
3 Расчёты чеками 18
4 Задача 21
Заключение 22
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 71.04 Кб (Скачать файл)

Более ста лет известно разграничение  налогов на две подсистемы: прямые и косвенные.

Прямые налоги – те, которые  связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества. Это налог  на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.

Косвенные налоги – те, которые  являются надбавкой к цене. К ним  относятся НДС, налог с продаж, акцизы.

Состав налогов налоговой системы  РФ можно классифицировать по следующим  признакам:

1 По субъекту уплаты: юридические и физические лица;

2 По источнику уплаты налоговых платежей и сборов: индивидуальный доход, выручка от продаж, финансовый результат;

3 По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениям: собственные, регулирующие;

4 По назначению: общие, без привязки к конкретному расходу и специальные, которые имеют целевое назначение;

5 По принадлежности к уровню власти и управления. Налоговая система РФ включает в себя налоги и сборы трех уровней: федеральные, региональные и местные [5].

Федеральные налоги (в том числе  размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов ) и порядок  зачисления их в бюджет устанавливаются  законодательными актами РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  образований.

Итак, классификация необходима не только для составления налоговых  расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки  данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы в составе доходных источников консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ местных бюджетов.  

Функция налога - это проявление его  сущности в действии, способ выражения  его свойств.

Фискальная функция. Фиск (от латинского fiscus — корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., — единый общегосударственный  центр Римской империи, куда стекались  все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные  расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной  казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством  данной функции реализуется главное  предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование  в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых  государственных программ. Все остальные  функции налогообложения можно  назвать производными от фискальной.

Распределительная функция. Распределительная (социальная) функция налогов состоит  в перераспределении общественных доходов между различными категориями  населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств  в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные  категории населения. Результатом  этого является изъятие части  дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально - распределительной  функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные  виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально  ориентированных странах (Швеция) признается почти официально, что налоги представляют собой плату высокодоходной части  населения менее доходной за социальную стабильность в обществе.

Регулирующая функция. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно  для регулирования экономических  отношений.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  налоговой политики государства. Эта  функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и  воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Они  реализуются через систему льгот  и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т.д.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое  бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для  казино до 2001 года была установлена  ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, плата за воду и пр.

Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства  и других отраслей народного хозяйства  в отрыве от прочих экономических  факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и

непосредственно при дестимулирующем налоговом  подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его  эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой  борьбы с кулачеством) привел к его  ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль  от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью  у населения в конце 80-х —  начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также  влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью  организаций и граждан, а также  за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов  возможно количественное сопоставление  показателей доходов с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налоговой  системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему  и бюджетную политику государства[6].

Поощрительная функция. Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие).

Эта функция представляет собой  приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого  дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или  приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса  РФ налогооблагаемый доход будет  снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Налоговая ставка - размер налога на единицу  налогообложения. В качестве последней  может выступать единица земельной  площади, единица измерения товарной массы, но для большинства видов  налогов - денежная единица страны. Существует несколько видов налоговых  ставок. Твердая налоговая ставка определяется в абсолютной сумме  на единицу обложения независимо от величины доходов (например, на тонну  нефти). Пропорциональная налоговая  ставка означает взимание налога в  равных долях независимо от размера  дохода (например, 13 % с каждого рубля  заработной платы независимо от ее величины).

Прогрессивная налоговая ставка предполагает увеличение процента изъятия дохода по мере возрастания размеров этого  дохода. То же относится к стоимости  имущества. Различают простую прогрессию, при которой налоговая ставка возрастает по мере Увеличения дохода для всей суммы дохода, и сложную  прогрессию, когда доход делится  на части, каждая из которых облагается по своей ставке, превышающей предыдущую. Существует также регрессивная налоговая  ставка, при которой чем ниже доход, тем выше процент налогового изъятия  по отношению к сумме дохода.

Налоговая ставка устанавливается  законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации  в рублях и копейках.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики

 

С точки зрения экономической  теории – денежно-кредитная политика – это совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита. С позиции  финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным  банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.

Целями денежно-кредитной  политики являются:

1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:

  • регулирование темпов экономического роста;
  • увеличение ВВП;
  • смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
  • сдерживание инфляции;
  • стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
  • достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:

  • повысить уровень жизни населения;
  • сделать различные услуги более доступными и другие.[2]

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими  и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как  отдельный элемент регулирования  экономики, а в совокупности с  такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

  • изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);
  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).[1]

Могут применяться также  выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам  относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.
  • учетная политика.

В сфере кредитно-денежного  обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские  отношения: "государство — Центральный  Банк". Практика показывает высокую  эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что  в производственной сфере государство  не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая  степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы  государство ориентируется на косвенные  пути воздействия - через систему  кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант  регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого  вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные  методы создают предпосылки к  тому, чтобы предприниматель сам  стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел  будет реализовываться через  принятие деловыми кругами самостоятельных  решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются  в сочетании необходимых для  рынка элементов свободы с  мягкими, но тонко рассчитанными  и настойчивыми действиями государства».

Информация о работе Теоретические подходы к изучению денежно- кредитной политики