Управление дебиторской задолженностью на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Рассмотрение путей совершенствования дебиторской задолженности.
Задачи:
1. определить понятие, классификацию и сущность дебиторской задолженности;
2. рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью 6
1.1 Понятие, классификация и сущность дебиторской задолженности 6
1.2 Способы управления дебиторской задолженностью 10
2. Анализ дебиторской задолженности на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 14
2.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия 14
2.2 Состав, структура, динамика и оборачиваемость дебиторской задолженности организации 18
2.3 Совершенствование управления дебиторской задолженностью 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Фин. мену (Тарасов А.Н.).docx

— 85.77 Кб (Скачать файл)

 

Результаты данной таблицы  показывают изменения в составе и структуре дебиторской задолженности на протяжении нескольких периодов. Для наглядности построим диаграмму (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура  дебиторской задолженности

Результаты таблицы, наглядно показанные на диаграмме, говорят о  том, что дебиторская задолженность  практически полностью сформирована из работ и услуг, выполненных в отсрочку платежа. В 2009 г. работы и услуги составили 68,9 % от общей дебиторской задолженности, в 2010 г.  – 100 %, что свидетельствует о плохой платежеспособности, а в августе 2011 составляли 98,2 %. Помимо работ и услуг в структуру дебиторской задолженности в 2009 г. вошли прочие дебиторы, они составили 31,1 %. В 2011 г. дебиторская задолженность дополнительно к работам и услугам дополнилась расчетами с бюджетом на 1,5 % и прочими дебиторами, которые имели 0,3 % от общей дебиторской задолженности. В целом общая дебиторская задолженность имеет тенденцию к росту. В 2009 г. общая дебиторская задолженность составляла 2144 тыс. руб., в 2010 г. увеличилось до 2320 тыс. руб., а в 2011 г. она составила 4050,86 тыс. руб.

Дальнейшее изучение дебиторской  задолженности требует создания таблицы, где дебиторская задолженность  группируется по срокам образования (Таблица 3).

 

 

Таблица 3 – Анализ дебиторской  задолженности по срокам образования  ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

п/п

Статьи дебиторской задолженности

Всего на 2011., тыс. руб.

В том числе по срокам образования, мес.

до 1

1-3

3-6

6-12

> 12

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

За работы и услуги

3978,3

354,3

-

128,2

-

3495,8

2.

С бюджетом

59,87

-

-

59,87

-

-

3.

Прочие дебиторы, в том числе:

12,69

-

-

-

-

-

3.1

переплата финансовым органам

-

-

-

-

-

-

3.2

задолженность подотчётных лиц

-

-

-

-

-

-

3.3

прочие виды задолженности, в том  числе по расчётам с поставщиками

12,69

-

6,39

6,3

-

-

4.

Общая дебиторская задолженность

4050,86

Х

Х

Х

Х

Х


Данные таблицы 3 показывают распределение общей дебиторской  задолженности по срокам образования, в месяцах. Большая доля дебиторской  задолженности относится к сроку  более 12 месяцев: по статье «за работы и услуги» и составляет 3495,8 тыс. руб.. Дебиторская задолженность со сроком образования 1 месяц приходиться только на статью «за работы и услуги» и составляет 354,3 тыс. руб., со сроком от 1 до 3 месяцев приходится только на статью «прочие виды задолженности, в том числе по расчетам с поставщиками» и составляет 6,39 тыс. руб.. Дебиторская задолженность со сроком от 3 до 6 месяцев распределяется по статьям: «за работы и услуги» – 128,2 тыс. руб., «с бюджетом» – 59,87 тыс. руб., «прочие заложенности, в том числе по расчетам с поставщиками» – 6,3 тыс. руб..  Дебиторская задолженность по статье «прочие виды задолженности, в том числе по расчетам с поставщиками» образуется  из-за непредставления документов контрагентом за оказанные услуги, задолженность ликвидируется при поступлении документов.

Эффективное управление дебиторской  задолженностью предполагает контроль за ее оборачиваемостью. Ускорение  оборачиваемости дебиторской задолженности  – положительная тенденция, замедление – отрицательная тенденция. Увеличение оборачиваемости может быть результатом  правильных действий организации на начальном этапе: при подборе  потенциальных клиентов и определения  условий оплаты ими товаров, работ, услуг. Оборачиваемость дебиторской  задолженностью, как известно, рассчитывается двумя способами:

(1),

где:– коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

ВР – выручка от реализации товаров, работ, услуг за анализируемый период;

– среднеарифметическая величина дебиторская задолженность за определенный период (месяц, квартал, год).

определяется  как среднеарифметическая от суммы  на начало и на конец анализируемого периода по данным бухгалтерского баланса.

Второй способ расчета  имеет вид:

(2),

где: В – период погашения дебиторской задолженности;

Д – количество дней в периоде [14, с.131].

Для анализа оборачиваемости  дебиторской задолженности построим таблицу (Таблица 4).

 

 

 

Таблица 4 – Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности ОАО  «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»

п/п

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

отклонения (+/- )

2010 г/ 2009 г

2011 г/ 2010 г

1

2

3

4

5

6

7

1.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб.

25830

22480

28520

- 3350

6040

2.

Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб.

2125,5

2567

3877,5

441,5

1310,5

3.

Оборотные активы, тыс. руб.

4375

3957

6750

- 418

2793

4.

Доля дебиторской задолженности в оборотных активах, %

48,58

64,87

57,44

16,29

- 7,43

5.

Оборачиваемость в разах

12,15

8,76

7,36

- 3,39

- 1,4

6.

Период погашения дебиторской  задолженности, дни 

30

41

49

11

8


 

Рассмотрим влияние различных факторов на оборачиваемость дебиторской задолженности:

 (3)

(4),

где: ∆В – совокупное изменение периода погашения дебиторской задолженности;

  − изменение периода погашения дебиторской задолженности из-за изменения выручки;

 – изменение  периода погашения дебиторской  задолженности из-за изменения  средней дебиторской задолженности.

(5)

(6)

= = 4 дня

= = 7 дней

Совокупное влияние факторов в 2009 - 2010 гг. :

  = 4 + 7 = 11 дней

= = = - 9 дней

= = = 17 дней

Совокупное влияние факторов в 2010 - 2011 гг. :

  = - 9 + 17 = 8 дней

По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в организации наблюдается отрицательная тенденция: оборачиваемость дебиторской задолженности в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась в 3,39 раза, а в     2011 г. еще снизилась в 1,4 раза; период погашения дебиторской задолженности в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 11 дней, а в 2011 г. увеличился еще на 8 дней. Доля дебиторской задолженности в оборотных активах в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 16,29 %, а в 2011 г. снизилась на 7,43%.

 

2.3 Совершенствование управления  дебиторской задолженностью

 

Подводя итоги анализа  дебиторской задолженности организации необходимо еще раз упомянуть: какие статьи дебиторской задолженности составляют весомую часть в ее структуре, а какие незначительную и как с ними бороться, а также какие способы борьбы с непогашением дебиторской задолженности самые существенные.

Наибольшую долю в структуре  дебиторской задолженности составляет задолженность клиентов за работы и  услуги. В состав данной статьи дебиторской  задолженности входит задолженность  с разным сроком образования (наибольшую часть составляет задолженность  со сроком более 12 месяцев).

Среднюю долю в структуре занимает задолженность по расчетам с бюджетом. Появление данной задолженности может быть связано с расходами по обязательному социальному страхованию (больничный лист, пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет). Для погашения дебиторской задолженности по данной статье можно обратиться в Фонд Социального Страхования с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения или уменьшить дебиторскую задолженность на сумму начисленных страховых взносов.

Наименьшую долю в структуре  дебиторской задолженности занимает задолженность прочих дебиторов за выполненные работы и оказанные услуги. Данная статья дебиторской задолженности не является существенной, она постепенно погашается сама.

Самыми эффективными способами погашения дебиторской задолженности являются:

  1. предоставление скидок;
  2. напоминание об оплате;
  3. телефонные звонки;
  4. устранение отговорок;
  5. создание резерва по сомнительным долгам.

Скидка за досрочную оплату задолженности представляет собой стимулирование клиента уплатить меньшую сумму за товар, работу, услугу, раньше даты, указанной в договоре. К стимулирующим факторам может относиться: количественная величина скидки, сроки действия скидки и в течение, какого срока необходимо произвести полную оплату задолженности.

Скидки могут быть классифицированы на сроки, в течение, которого произойдет полная оплата дебиторской задолженности:

  1. оплата на момент совершения заказа – 10 %;
  2. оплата в течение недели после совершения заказа – 5 %;
  3. от 7 до 15 дней – 3,5 %;
  4. от 15 до 30 дней – 2 %;
  5. свыше месяца скидки не действуют.

Для того чтобы дебиторская  задолженность не переросла в  категорию просроченной, организации  необходимо совершать телефонные звонки, направлять письма должникам, назначать  встречи с представителями организации-должника, проверять остатки дебиторской задолженности, продавать дебиторскую задолженность специальным организациям.

Если платеж не поступил в семидневный срок после упоминания об оплате, следует звонить лицу, который отвечает за платежи. Если платеж не поступит в течение еще какого-то времени, то необходимо принимать меры по возвращению денег, вплоть до обращения  в суд. Чтобы устранить отговорки  важно, чтобы вся  необходимая  информация о заказе была правильно  указана в счете.

Также целесообразно создавать  резерв по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам подразумевает выделение двух групп должников. В первую группу входят просроченные платежи свыше 3, но не менее 6 месяцев – создается резерв в размере 10 % от суммы задолженности.

Во вторую – просроченные более чем на 6 месяцев платежи  – создается резерв в размере 50 % от суммы долга.

Для контроля над дисциплиной  дебиторов в отношении платежей необходимо использовать два отчета: отчет по расчетам с дебиторами и  ведомость непогашенных остатков. Отчет  по расчетам с дебиторами контролирует своевременность погашения дебиторской  задолженности в соответствии с  условия договора. Он составляется или может составляться раз в  неделю. Ведомость непогашенных остатков помогает производить прогноз величины дебиторской задолженности. Ведомость  составляется раз в квартал.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики  дебиторская задолженность является неизбежным фактором жизни для многих компаний. Предоставление отсрочки платежа  за товар, выполненную работу, оказанную  услугу является необходимой мерой  выживания в условиях конкуренции.

Дебиторская задолженность  представляет собой обязательства  клиентов перед организацией по выплате  задолженности, которая возникла из-за несвоевременной оплаты товаров, работ, услуг.

Дебиторская задолженность  имеет следующую классификацию: в зависимости от своевременности  оплаты (нормальную, просроченную: сомнительную и безнадежную), от срока предоставления (краткосрочную и долгосрочную) и от экономического содержания (связанную с реализацией товаров, работ, услуг и несвязанную с реализацией товаров, работ, услуг).

Эффективность управления дебиторской  задолженностью зависит от выбранного типа кредитной политики (агрессивный, консервативный, умеренный). Грамотное  распределение функций между  структурными подразделениями способствует увеличению контроля за изменениями дебиторской задолженности, своевременному принятию необходимых мер, своевременному определению сомнительной задолженности, выявление которой помогает избежать безнадежных долгов, они же убытки компании.

Способов управления дебиторской  задолженностью множество. Один из них  был рассмотрен на примере организации  ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ», которая занимается производством пищевых продуктов, включая напитки, производством хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Первоначально был сделан анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, который показал, что нормативные значения имеют только коэффициенты срочной ликвидности и маневренности собственного капитала. Значение коэффициента текущей ликвидности можно признать приемлемым, т.к. на практике нормативное значение трудно достижимо. Положительную тенденцию имеет собственный капитал в обороте, что происходит за счет погашения убытка прошлых лет. Все остальные показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия не имеют рекомендуемых значений.

Далее был определен состав и структура дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность практически полностью сформирована из работ и услуг, выполненных в отсрочку платежа. В 2009 г. работы и услуги составили 68,9 % от общей дебиторской задолженности, в 2010 г.  – 100 %, что свидетельствует о плохой платежеспособности, а в 2011 составляли 98,2 %. Также в структуру дебиторской задолженности входит задолженность с бюджетом и прочими дебиторами. В целом общая дебиторская задолженность имеет тенденцию к росту. В 2009 г. общая дебиторская задолженность составляла 2144 тыс. руб., в 2010 г. увеличилось до 2320 тыс. руб., а в 2011 г. она составила 4050,86 тыс. руб.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью на примере ОАО «УДОМЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»