Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 13:43, курсовая работа
Практически речь идет об одновременном управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности и их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью..4
1.1. Задачи контролирования дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………………………..4
1.2. Дебиторская задолженность……………………………………6
1.3. Кредиторская задолженность …………………………………13
Глава 2. Дебиторская и кредиторская задолженность ОАО «КЗАЭ» 16
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «КЗАЭ»…. 16
2.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
ОАО «КЗАЭ»………………………………………………………… 19
2.3. Информационные технологии в управлении дебиторской задолженностью …………………………………………………….. 22
Глава 3. ………………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……
Для управления дебиторской задолженностью нужна следующая информация:
Критический срок оплаты – дата, не позднее которой должен быть осуществлен платеж по предоставленному коммерческому кредиту. Для того чтобы иметь возможность контролировать критический срок оплаты, нужно учитывать продолжительность отсрочки платежа, а также дату возникновения дебиторской задолженности. Моментом возникновения дебиторской задолженности считается дата перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю, установленная в договоре. Это может быть дата подписания договора, отгрузки товара со склада продавца, дата поступления продукции к покупателю и т.д.
В большинстве договоров на поставку товаров с рассрочкой платежа критический срок оплаты определяется путем прибавления установленного количества дней к дате возникновения дебиторской задолженности. Для упрощения расчета критического срока оплаты можно порекомендовать выделить типичные для компании условия предоставления отсрочки платежа и реализовать возможность их учета в системе управления дебиторской задолженностью.
При этом следует отметить, что в любой компании могут возникать случаи, когда заключаются договоры, условия оплаты в которых отличаются от типовых. В этом случае очень важно не использовать в учете типовые условия, которые исказят отчетность по погашению дебиторской задолженности, а делить сумму счета, выставленного по этому договору, на такое количество составных сумм, по которому можно для каждой из них однозначно рассчитать срок оплаты.
Процесс
управления дебиторской задолженностью
невозможен без кредитной политики
– свода правил, регламентирующих
предоставление коммерческого кредита
и порядок взыскания
Целями кредитной политики должны быть повышение эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличение объема продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
Инкассация
дебиторской задолженности
Срок кредита – период времени, в течении которого покупатели должны заплатить за свои покупки. Это может быть и 30, и 60, и 90 дней или же любой другой срок, оговоренный в договоре с покупателем. Как правило имеется определенная связь между нормальным периодом хранения запасов у клиента и сроком погашения им товарного кредита.
Скидки – это условия поощрения за ускорение платежей. Решения о размерах скидок принимаются путем сбалансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок. Оптимальной считается скидка, при которой издержки, связанные с предоставлением скидки и дополнительные доходы, полученные в результате ускорения дебиторской задолженности взаимно уравновешиваются.
Стандарты кредитоспособности – это минимальные требования к кредитной надежности покупателей. Если клиенту не доверяют кредит на обычных основаниях, то ему придется покупать товары у компании на более жестких условиях. Отсюда и характер взимания платы может быть жестким или мягким в зависимости от дисциплинированности клиентов компании по погашению своей дебиторской задолженности.
Таким
образом, условия товарной ссуды
– это разумное сочетание срока
кредита и предоставляемых
Разумеется, всякая компания заинтересована в предоставлении товарного кредита надежным клиентам. Следовательно, необходимо уметь правильно оценить надежность предоставляемого кредита. Обычно компания при такой оценке учитывает следующие важнейшие факторы. На первое место следует поставить моральный фактор, под которым имеется ввиду определенная степень доверия к клиенту, к его обещаниям вовремя оплатить купленный товар. Весьма существенен фактор платежеспособности. Частично о платежеспособности клиентов судят по прошлой практике ведения дел, по их кредитной истории. Весьма полезно также организовать текущее наблюдение за их заводами или магазинами. Важнейшим фактором надежности кредита является общее финансовое состояние компании, которое можно установит на основе изучения официально доступных финансовых отчетов клиентов. При этом особое внимание следует уделить изучению таких финансовых показателей, как отношение суммы долга к активам, оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, а также коэффициенту покрытия процента, т.е. степени покрытия чистым доходом процентных платежей. Надежность кредита характеризует также его обеспеченность активами, которые клиенты могут предложить в залог. На показатель надежности влияют и общие экономические тенденции и особенности развития в определенных географических районах или секторах экономики. Все это надлежит детально изучать и осмысливать.
Информацию о кредитоспособности потенциальных клиентов можно получить от местных кредитных ассоциаций, печатающих отчеты, содержащие историю платежей различных должников, а также от коммерческих организаций, предоставляющих фактические данные, которые можно использовать при анализе кредитоспособности.
Также при формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит).
Разумное
использование коммерческого
Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит так называемый реестр старения. Он представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа. Реестр составляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней - обращаться в суд. Исходя из этого, будет осуществляться группировка в реестре старения дебиторской задолженности: 0 - 7 дней, 8 - 15, 16 - 30, свыше 30.
Одним
из наиболее действенных инструментов,
позволяющих максимизировать
Известно, что политика взыскания дебиторской задолженности может быть «мягкой» и «жесткой». Так называемая «мягкая» политика предполагает некоторую отсрочку применения санкций за нарушение сроков платежей, т.е. на определенных условиях предоставляется дополнительный льготный период. Такая политика характерна для финансово устойчивых, стабильно развивающихся фирм при проведении ими агрессивной политики завоевания рынка.
«Жесткая» политика предполагает строгий контроль над соблюдением сроков платежей, немедленное применение санкций и наложение штрафов на должника. Однако, для каждого конкретного дебитора всегда может быть рассчитан предел покупок в кредит – некое подобие кредитной линии. При этом следует помнить, что при проведении жесткой кредитной политики затраты на взыскание дебиторской задолженности могут и не окупиться.
1.3. Кредиторская задолженность
Коэффициент
оборачиваемости кредиторской задолженности
(Payables Turnover) – финансовый показатель, рассчитываемый
как отношение себестоимости проданных
товаров к среднегодовой величине кредиторской
задолженности:
Себестоимость проданных товаров
РТ =
Средн. кредиторская задолженность
где: Себестоимость проданных товаров – годовой объем затрат на производство;
Средн. кредиторская задолженность – среднегодовое значение кредиторской задолженности (обычно определяется как сумма на начало и конец года, деленная пополам, хотя возможно и более детальное изучение ее изменений в течении года)
Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими поставщиками. Снижение оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отлаженный график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.
Широко распространен еще один вариант данного показателя, выражающий оборачиваемость кредиторской задолженности как среднее число дней, в течении которых компания оплачивает свои долги. Этот вариант показателя называется Период сбора кредиторской задолженности и рассчитывается по следующей формуле:
Средн. кредиторская задолженность
ПСКЗ = * 365
Себестоимость проданных товаров
При использовании данных отчета о прибылях и убытках не за год, а за другой период, значение себестоимости продаж должно быть соответствующим образом скорректировано.
Анализ кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье «Прочие долгосрочные пассивы»). В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:
Многообразие
субъектов взаимоотношений
Важность
анализа и управления кредиторской
задолженностью обусловлена еще
и тем, что, составляя значительную
долю текущих пассивов предприятия,
ее изменения заметно сказываются
на динамике показателей его платежеспособности
и ликвидности.
ОАО "Калужский завод автомобильного электрооборудования" (КЗАЭ) ОАО "Калужский завод автомобильного электрооборудования" ("КЗАЭ") специализируется на конструировании и производстве электрооборудования и приборов для автомобильной техники и тракторов, а также средств автоматики. Он входит в промышленную группу "Автоком", объединяющую ОАО "Автоприбор" (г. Калуга), "ЛЭТЗ" (г. Лысково), "СеАЗ" (г. Серпухов), "КоМЗ" (г. Козельск), "Автоагрегат" (г. Кинешма) и несколько других крупных промышленных предприятий, занимающихся производством автокомплектующих.
Занимаемая площадь - более 150 000 м2. Количество сотрудников - 4 000 чел.
4 марта 2005 года наше предприятие отметило 65 лет со дня образования. Все эти годы изделия, сделанные на заводе, были необходимой составляющей сначала советского, а затем российского машиностроения. Автомобили Волжского и Горьковского автозаводов, тягачи "КАМАЗа", машины "ЗиЛа" неизменно комплектовались регуляторами, датчиками температуры, электродвигателями и другими автокомпонентами, сделанными в ОАО "КЗАЭ", который продолжает оставаться одним из основных поставщиков комплектующих на все автозаводы России и СНГ. Огромные перемены произошли за это время в нашей жизни, в окружающем мире. Но неизменным был и остается основной принцип, на котором построена деятельность нашего предприятия - высокое качество продукции. Действующая система менеджмента качества сертифицирована на соответствие международному стандарту ИСО-9000-2000. Сейчас на заводе идет подготовка к сертификации на соответствие стандарту ИСО ТС 16949. Высокий уровень качества продукции обеспечивается благодаря жесткому контролю по всей технологической цепочке выпуска продукции.