Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к обязательствам перед покупателями и заказчиками может спровоцировать, в свою очередь, нехватку средств, для погашения собственных обязательств перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. В связи с этим управление обязательствами является частью общей политики организации по выбору условий реализации продукции, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженностей……………….….6
1.1.Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуреоборотных средств предприятия …12
1.2. Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятий………14
1.3. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью...18
2. Организационно-экономическая структура СПК «Калиновский»…….27
3. Дебиторская и кредиторская задолженность предприятия СПК «Калиновский»…….33
3.1 Состав, структура и управление дебиторской задолженностью..…...36
3.2. Состав, структура и управление кредиторской задолженностью…..39
3.3. Сравнение дебиторской и кредиторской задолженности …….……..41
4. Направления повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью……43
4.1. Оптимизация кредиторской задолженности……………….………….43
4.2. Оптимизация дебиторской задолженности…………….………………44
Выводы и предложения………………………………………………………46
Список использованной литературы ……………………………………….48

Вложенные файлы: 1 файл

Настина курсовая.docx

— 94.66 Кб (Скачать файл)

Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

Анализ и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной. Некоторые методы управления задолженностью в инфляционной среде будут рассмотрены ниже.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контрольза оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная ЗО», означающая, что:

а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);

б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;

в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.

Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и 
подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателя зависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, если основной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с момента отгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Таким образом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.

Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

1.3. Методы управления  кредиторской и дебиторской задолженностями

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльностькомпании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективныхпокупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежныхдолгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированноепоступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов,оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Средиподлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания,например необходимость поиск путей сокращениясреднего промежутка временимежду завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактурыпокупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные сдебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использованиясредств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени -на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – этоколичество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, чтокомпании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовойдоставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Времяпочтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализациивыписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовыхотправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либопредоставляя скидки за авансовые платежи).

Кредитные условия

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью являетсяопределение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказываютвлияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление болеепродолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Срокикредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторскойзадолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньшеинвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь отбезнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж,уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, еслисроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большимизатратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягиваютоплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда выхотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшейпродукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которойпредназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваштовар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочнуюдебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитыватьчестность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение.

Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методамианализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной,имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этотметод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количествонекрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери побезнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям идлительное время не меняет свою кредитную политику.

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административныерасходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а такжекомиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющимкредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничнойторговли и профессиональных кредитных справочных служб.

Контроль дебиторской задолженности.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности исвести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансовогоположения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов.

Выставление счетов.

При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различныепериоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на“А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем,чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и такдалее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырехчасов со времени их составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям,когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет зауслуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенногопериода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществленияплатежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета накрупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датированиявыставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей длястимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежираньше, чем в конце сезона.

Процесс оценки покупателя.

Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовыеотчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовыхконсультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторскойзадолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансовонеустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимобыть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года(около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первыхдвух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана сбольшим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следуетмодифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей наосновании изменений финансового положения покупателя. Для этого можноудержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будутпроизведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержкусомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться илипревышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощьюагентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты(расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявленияпокупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченныеплатежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокамдебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет,промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчетоб убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки попокупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по даннымо подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отраслипромышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Защита страхованием.

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденныхпотерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту,необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовуюспособность компании противостоять этим потерям и стоимость страховании.[10].

 

 

Факторинг.

Факторинг – прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании; покупатель берет на себя все кредитные риски и риски по востребованию денежных средств.

Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если этоприведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрытаконфиденциальная информация.

Факторинг имеет ряд преимуществ, таких, как быстрое предоставление денежных средств, снижение накладных расходов, так как функция слежения за кредитоспособностью больше не требуется, получение финансовых консультаций, обеспечение возможности получения авансов, особенно необходимых при сезонных операциях и укреплении позиций балансового отчета предприятия.

Недостатки факторинга: высокая стоимость и негативное впечатление, которое складывается у покупателей в результате смены держателя дебиторской задолженности. Факторинговые фирмы также иногда вызывают негативные чувства у покупателей в связи с командными методами сбора денежных средств по просроченным счетам.[17].

Кредитная политика.

При предоставлении коммерческого кредита следует оценитьконкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В периодспада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес.Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которыеполучают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действияскидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицитатоваров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможностьдиктовать условия.

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики  авансовых расчетов и предоставления  коммерческихкредитов;

5) оценку и реализацию  факторинга.

1) Анализ дебиторовпредполагает, прежде всего, анализ ихплатежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представлениякоммерческих кредитов и условий  договоров факторинга. Уровень и динамикакоэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразностипродажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности сниженияпроцента по коммерческим кредитам и т.п.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как основа обеспечения финансовой устойчивости предприятия