Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является создание модели управления организацией на примере ателье по пошиву спортивной одежды и рассмотрение управления заемным капиталом на предприятии. В курсовой работе будут рассмотрены основные моменты модели управления ателье, критерии результативности его деятельности, организация работы и мотивация сотрудников. В курсовой работе также необходимо разобраться, кто занимается управлением заемным капиталом на предприятии, чем необходимо управлять, как управлять и как оценить управление.
4. Сложность процедуры
привлечения (особенно в
Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
Классификация заемного капитала
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются, как в Приложении А [5; 521].
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам приведена в Приложении Б [5; 523].
Роль кредитных ресурсов в условиях отсутствия или нехватки собственных средств была и остается сейчас довольно высокой. Заемные средства могут предоставляться как коммерческими банками (российские, иностранные, международные типа ЕБРР и МБРР), так и небанковскими структурами (финансовые и страховые компании, фонды и др.)
Основными факторами, влияющими на условия выдачи кредита, являются: учетная ставка и нормативы Центробанка РФ; средняя процентная ставка по МБК; средняя процентная ставка коммерческих банков по депозитам; структура кредитных ресурсов банка (соотношение собственных и заемных средств); структура спроса на кредит со стороны хозяйства; срок и вид кредита; уровень стабильности в стране.
Банковский овердрафт является одной из широко используемых форм краткосрочного финансирования. Каждая банковская система и каждый отдельный банк внутри нее будет иметь свои собственные правила и нормы для операций с овердрафтом. Овердрафт обычно имеет следующие особенности [4; 412]:
- он связан с текущим или чековым счетом компании, и поэтому его использование отражает затраты компании;
- кредиты по овердрафту обычно погашаются по первому требованию;
- кредиты по овердрафту
имеют верхние пределы, но
- обычно существует условие,
согласно которому овердрафт
должен переводиться в форму
кредита ежегодно на
- процентная ставка связана
с базисной, или основной, ставкой
банка, и ее значение
- если условия овердрафта не выполняются, то могут налагаться штрафы или пени;
- осуществляется ежегодная проверка выполнения компанией условий банковских овердрафтов, и если операции по этим счетам удовлетворяют банк, то овердрафт для компании обычно возобновляется.
Краткосрочные займы обычно используются для более конкретных целей, чем овердрафт. Величина процентной ставки по кредиту является предметом соглашения между банком и заемщиком. Обычно эта величина зависит от суммы кредита и уровня риска по обслуживанию кредита. Некоторые банки устанавливают базовую процентную ставку по кредиту, по которой обычно выдается кредит предприятиям с высоким уровнем кредитного рейтинга. Эта ставка является минимальной. Для других компаний стоимость кредита увеличивается с учетом кредитного рейтинга заемщика, срока, на который берется кредит, и суммы займа.
Среднесрочные кредиты - это кредиты со сроком погашения от одного года до пяти лет. Они необходимы, когда краткосрочные необеспеченные займы не покрывают текущих потребностей предприятия при создании нового бизнеса, покупке новых основных средств или погашения долгосрочных обязательств.
Кроме банков, существенная роль в финансировании принадлежит небанковским организациям, таким как пенсионные фонды, инвестиционные и страховые компании, ПИФы. Последние предлагают прямое инвестирование в производство путем покупки ценных бумаг предприятия.
Корпоративная облигация - ценная бумага с заранее известным сроком погашения, на протяжении которого может:
· накапливаться купонный доход;
· регулярно выплачиваться купонный доход;
· расти рыночная цена (приближаться к номиналу).
Чем чаще происходит начисление дохода, тем выше реальная сумма полученных денег и рыночная цена облигации. Фундаментальными свойствами облигации, определяющими ее преимущества и недостатки, являются:
· отношения займа между инвестором и эмитентом. Держатель облигации приобретает статус кредитора, не дающий право голоса на общем собрании. Особенно это важно, когда на предприятии существует проблема контроля (оказался «распылен» контрольный пакет при приватизации или есть большая вероятность того, что при дополнительной эмиссии значительная часть пакета окажется у недоброжелательных инвесторов);
· наличие конечного срока обращения, по истечении которого облигация гасится;
· приоритетность облигаций по сравнению с обыкновенными акциями и любым типом привилегированных акций. Выплата процентов по облигациям и части имущества при ликвидации производится в первоочередном порядке по сравнению с акционерами. В этой связи облигация - менее рискованная и доходная ценная бумага, и стоимость капитала, полученного путем размещения займа ниже, чем при эмиссии акций;
· привлечение капитала на более длительные сроки, в отличие от банковского кредита. В развитых странах, как правило, на 10-15 лет. Возможность различного выгодного эмитенту сочетания прав при выпуске.
Существует целый ряд ценных бумаг, которые не относятся к эмиссионным, т.е. для их выдачи не требуется никаких проспектов эмиссии, регистрации выпусков, утверждения отчетов об итогах выпусков, аудиторского заключения, что в принципе должно ускорять процесс привлечения финансовых ресурсов и снижать расходы.
Для компании наиболее
цивилизованными формами таких
ценных бумаг являются простые и перев
,
где L - сумма кредита, предоставленная продавцом покупателю, руб.;
D - стоимость одного векселя, руб.;
r - стоимость кредита, % в год;
n - число подпериодов.
В целом можно отметить следующие преимущества данного способа финансирования: технически проще продать на аукционе ценные бумаги, нежели реальный товар; заемщик может продать складскую часть двойного свидетельства и страховой полис; часть рисков берут на себя страховая компания и склад, к которому не переходит право собственности на товар. Итоговый результат тот же, что и при банковском кредитовании, - предприятие получает денежные средства во временное пользование, но только значительно увеличивается оборачиваемость кредитных ресурсов, которые уже могут переуступаться, продаваться и покупаться на финансовом рынке.
В процессе своей деятельности предприятие использует заемные средства, получаемые в виде:
· долгосрочного кредита от коммерческих банков и других предприятий;
· выпуска облигаций, имеющих заданный срок погашения и номинальную процентную ставку.
В первом случае стоимость заемного капитала равна процентной ставке кредита и определяется путем договорного соглашения между кредиторами и заемщиком в каждом конкретном случае отдельно.
Во втором случае стоимость капитала определяется величиной выплачиваемого по облигации купона или номинальной процентной ставкой облигации, выражаемой в процентах к ее номинальной стоимости. Номинальная стоимость - это цена, которую заплатит компания-эмитент держателю облигации в день ее погашения. Срок, через который облигация будет погашена, указывается при их выпуске.
В момент выпуска облигации обычно продаются по их номинальной стоимости. Следовательно, в этом случае стоимость заемного капитала Сd определяется номинальной процентной ставкой облигации iн:
Сd = iн
Однако в условиях изменения процентных ставок по ценным бумагам, которое является следствием инфляции и других причин, облигации продаются по цене, не совпадающей с номинальной. Поскольку предприятие - эмитент облигаций должно платить по ним доход исходя из номинальной процентной ставки и номинальной стоимости акции, реальная доходность облигации изменяется: увеличивается, если рыночная цена облигации падает по сравнению с номинальной, и уменьшается в противном случае.
Для оценки реальной доходности облигации (стоимости заемного капитала) используется модель современной стоимости облигации:
,
где d - процентная выплата по облигации в год t;
N - номинальная стоимость облигации;
Сb - современная (настоящая) стоимость облигации;
n - количество периодов (лет) до погашения облигации;
r - процентная ставка по облигации.
Согласно условиям
выпуска облигаций фирма-
В качестве реальной доходности облигации (или стоимости заемного капитала, основанного на облигациях данного типа) используется конечная доходность облигации, т.е. такая процентная ставка, которая позволяет, купив облигацию сейчас по текущей рыночной цене, получать доход на облигацию, объявленный в контракте на ее выпуск, и номинальную стоимость облигации на момент ее погашения.
Результат, близкий
к использованию уравнения
Если компания хочет привлечь заемный капитал, то она должна будет выплачивать по привлеченным средствам процентный доход, как минимум равный конечной доходности по существующим облигациям. Таким образом, конечная доходность будет представлять собой для компании стоимость привлечения дополнительного заемного капитала.
Если у компании есть избыточные средства, то она может использовать их на покупку существующих облигаций по их рыночной стоимости. Сделав это, компания получит доход, равный доходу, который бы получил любой другой инвестор, если бы он купил облигации по их рыночной стоимости и держал их у себя до момента погашения.
Если компания
по-другому инвестирует
Когда компания покупает какие-то товары у производителей, то обычно оплата поставки этой продукции производится через некоторый период. В связи с этим покупатель товара имеет перед поставщиком долговое обязательство, по сумме равное стоимости поставленной продукции. Таким образом, покупатель получает от поставщика товара торговый кредит. Его величина зависит от объема купленной продукции и срока, когда будет осуществлен платеж за поставленный товар. Торговый кредит является гибким источником финансирования, но он не позволяет оплачивать другие обязательства предприятия. Постоянные задержки с обслуживанием своей кредиторской задолженности могут отрицательно сказаться на кредитном рейтинге фирмы, что может обусловить нежелание поставщиков товара работать с такой фирмой или требовать предоплаты поставляемого товара.
Лизинг - это контрактное соглашение о передаче владельцем (арендодателем) арендатору определенных объектов или видов оборудования в долгосрочную аренду. При этом право собственности на арендуемые активы остается за арендодателем, а арендатор обязан платить налоги, страховые платежи, производить ремонт объектов аренды. На практике применяется несколько видов лизинга. Операционный лизинг, по которому обеспечивается финансирование и прочие услуги. Финансовая аренда обычно не предусматривает технического обслуживания. Продажа актива с условием аренды его продавцом - компания продает актив другой компании (обычно финансовому учреждению) и затем арендует его снова. Лизинг с внешним финансированием - при аренде за счет внешнего финансирования третья сторона выступает в качестве кредитора.