Управление финансами корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 23:18, лекция

Краткое описание

21.Роль финансового менеджмента в корпорациях в современных условиях
22. Особенности управления финансами в различных видах корпораций
23. Организация управления финансами корпорации
24. Общие требования к финансовой консолидированной отчетности корпорации
25. Структура капитала и значение собственного капитала
26. Фомы контроля, субъекты контроля и роль финансового контроля и аудита в корпорации
27. Совокупный баланс, управление активами и пассивами корпорации
28. Дивидендная политика корпорации
29. Инвестиционная активность корпораций в условиях дефицита ресурсов
30. Проблема монополизма и государственного ценового регулирования

Вложенные файлы: 1 файл

Управление финансами корпорации.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

  Сводную консолидированную отчетность по деятельности хозяйственной группы подписывают руководитель и главный бухгалтер уполномоченного юридического лица хозяйственной группы.

   25. Структура капитала и значение собственного капитала

  Основной  капитал предприятия — это  денежная оценка его основных фондов. Основные фонды — средства труда, которые многократно участвуют  в процессе производства, сохраняют  при этом натурально-вещественную форму  и переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений. Критериями отнесения средств труда к основным фондам являются срок и цель их использования. В соответствии с законодательством основными фондами принято считать средства труда со сроком службы более одного года, предназначенные для производственного использования. Для организации первичного учета, статистической от четности, оценки и анализа производится классификация основных фондов по ряду признаков:  по натурально-вещественному составу основные фонды подразделяются на следующие группы здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности,  многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги й пр.; по функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды — это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства и создающие условия для его нормального осуществления (машины, оборудование, здания и т.п.) и составляющие материально-техническую базу предприятия. Непроизводственные основные фонды несут социальную нагрузку непосредственно не участвуют в производственном процессе. К ним относятся объекты здравоохранения, физической культуры, общественного питания находящиеся на балансе предприятия и предназначенные для удовлетворения различных потребностей работников; в зависимости от степени участия в производственном процессе в практике планирования и экономического анализа основные производственные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть фондов влияет на объем производства продукции и ее качество, непосредственно воздействуя на предмет труда (машины и оборудование). Пассивные основные фонды непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают условия для нормального функционирования производства (здания, сооружения и др.). Анализ наличия и использования основных фондов на предприятии, их качественного состояния и воспроизводства невозможен без определения их структуры. Каждое предприятие должно стремиться к достижению оптимальной видовой, возрастной и технологической структуры основных фондов. Видовая структура основных производственных фондов характеризуется долей каждой группы фондов по натурально-вещёственному составу в их общей среднегодовой стоимостью. Производственная структура зависит от многих факторов, в том числе от отраслевой принадлежности предприятия, географического размещения производства, размеров предприятия, темпов НТП, уровня специализации и т. д. Возрастная структура. Технологическая структура отражает распределение по подразделениям предприятия и удельный вес фондов каждого подразделения в их общей стоимости.

  Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия. Собственный капитал включает в себя различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов: уставный, добавочный, резервный капитал. Кроме того, в состав собственного капитала, которым может оперировать  хозяйствующий субъект без оговорок при совершении сделок, входит нераспределенная прибыль; фонды специального назначения и прочие резервы. Также к собственным средствам относятся безвозмездные поступления и правительственные субсидии. Величина уставного капитала должна быть определена в уставе и других учредительных документах организации, зарегистрированных в органах исполнительной власти. Она может быть изменена только после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.

  Собственные финансовые ресурсы для каждого  предприятия, пусть и вложенные  и в свободном состоянии, являются той жизненно необходимой частью, без которой невозможна ни работа, ни дальнейшее существование предприятия. Не зря, среди классификации общего капитала, именно деление на собственный и заемный капитал стоит на первом месте.

  Имеющиеся в наличии собственные средства позволяют предприятию использовать их как по своему усмотрению, так и в отдельных случаях по законодательно установленным направлениям. Все зависит от источника такого финансирования за счет элементов собственного капитала. Рассматривая источники финансирования за счет собственных средств можно заметить, что:

  1. За счет уставного капитала можно формировать ряд внеоборотных средств, т.е. он должен всегда находиться в распоряжении организации. Его увеличение и уменьшение жестко закреплено законодательно. Как источник финансирования уставный капитал работает в двух случаях:

1. При  учреждении предприятия;

2. При  дополнительной эмиссии акций  или привлечение дополнительных  паев.

    Это означает, что как источник  финансирования уставной капитал  работает достаточно редко. Если  при основании предприятия он  является основой для его организации и начала хозяйственной деятельности, то привлечение средств на уже работающем предприятии преследует определенные цели:

  • Привлечение дополнительного капитала (в случае, если цена привлечения средств из других источников делает их недоступными, либо требуется привлечь значительное количество средств для финансирования инвестиционного проекта);
  • Изменение структуры капитала.

  В последнем случае перед руководством может возникнуть проблема, состоящая в том, что при новом выпуске акций (паев) могут произойти существенные изменения в структуре собственников, и не всегда эти изменения могут положительно отразиться на дальнейшем положении предприятия.

   26. Фомы контроля, субъекты  контроля и роль  финансового контроля  и аудита в корпорации

   Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

   Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

   Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

   Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

   Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

   Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль  за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

   Сферой  финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.) .

   Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

   Финансовый  контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль) ; финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

   Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

   Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

   Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

   Субъектами  финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

   Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

   Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

   Финансовые  органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации  и использования средств бюджетных  фондов. Поэтому этот вид финансового  контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

   В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные  управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Информация о работе Управление финансами корпорации