Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 11:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести анализ управления финансовыми результатами деятельности ООО «ТПА-С» на основе маржинального подхода и предложить пути повышения прибыли и рентабельности на предприятии.
Для достижения данной цели был поставлен ряд следующих задач:
Раскрыть понятие, задачи и методы управления финансовыми результатами;
Изучить анализ соотношения «объем – затраты – прибыль»;
Рассмотреть понятие маржинального дохода, как инструмента оценки финансовых результатов.
Дать оценку финансового состояния на примере ООО ТПА-С
Проанализировать использование маржинального подхода в управлении финансовыми результатами на примере ООО «ТК З-С»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......…..3
1 Теоретические основы управления финансовыми результатами деятельности предприятия………………………………………………….......5
Понятие, задачи и методы управления финансовыми результатами…...5
Анализ соотношения « объем – затраты – прибыль» ……………….…...8
Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов.............................................................................................................13
Управление финансовыми результатами деятельности организации на основе маржинального дохода на примере ООО «ТК Запчасть-Сервис»……………………………………….................................15
Общая характеристика предприятия…………………………………......15
Оценка финансового состояния ООО «ТК З-С»………………….……..17
Маржинальный анализ на примере ООО «ТК З-С»………………….....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..……..24
S = (1.7)
Если целевая прибыль задается как прибыль после уплаты налогов (NP), то формула принимает следующий вид:
S = , (1.8)
Где t – ставка налога на прибыль.
Запас финансовой прочности (SM) измеряет разницу между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности, и показывает, на сколько предприятие может сократить объем продаж, прежде чем понесет убытки. Запас финансовой прочности рассчитывается в процентах от планируемого объема продаж по следующей формуле:
SM = (1.9)
Графически – чем правее стоит планируемый объем продаж от точки безубыточности, тем меньше вероятность убытков при возможном снижении объемов.
Анализ ассортиментной политики.
В реальной жизни предприятие производит и реализует множество разных изделий. При принятии решений производство какого товара из ассортимента необходимо увеличивать а какого сократить, следует учитывать следующее:
Чем больше маржинальная прибыль, тем больше объем и благоприятнее динамика прибыли
Производство (продажа) товара всегда связаны с какими-либо ограничивающими факторами, которые зависят от специфики бизнеса и свойств внешней среды. К таким факторам относят: объем производственных мощностей предприятия, емкость рынка сбыта, возможности использования трудовых ресурсов, доступность сырья и материалов, степень напряженности конкурентной борьбы, величину рекламного бюджета и прочее. Самый жесткий ограничивающий фактор – время.
Выбор приоритетного товара с помощью критерия «максимальный коэффициент маржинальной прибыли на единицу продукции – максимальная прибыль» может привести к неверным выводам. Необходимо основывать свой выбор на критерии «максимальная маржинальная прибыль на фактор ограничения - максимальная прибыль».
Операционный рычаг (Leverage) –это потенциальная возможность влиять на прибыль, изменяя структуру себестоимости и объема выпуска. Действие операционного рычага заключено в том, что любое изменение выручки от продаж ведет к еще большему изменению прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики переменных и постоянных затрат на финансовые результаты при изменении объема выпуска. Изменяя величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно вычислить на сколько увеличится прибыль. Уровень или силу воздействия операционного рычага(DOL) можно выразить:
DOL = (1.10)
Чем больше доля постоянных затрат, тем выше уровень операционного рычага, а следовательно, и большой производственный риск.
Таким образом, понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности оперативной деятельности предприятия [4, с.261].
1.3 Маржинальный доход как
Среди многих категорий прибыли выделяют одну особую, которая требует специфического расчета. Расчет объема маржинальной прибыли одна из важнейших задач экономистов и финансовых аналитиков, так как она дает возможность быстро возмещать постоянные затраты и тем самым увеличивать доход предприятия.
В научной и практической литературе под маржинальным доходом следует понимать разницу между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию.
Без определения маржинального дохода невозможно провести CVP-анализ. Чем больше величина маржинального дохода, тем больше вероятность у предприятия покрыть постоянную часть затрат и следовательно получить прибыль от хозяйственной деятельности.
Метод маржинального дохода базируется на принципе деления производственных затрат на переменные и постоянные, в связи с этим он играет ключевую роль в управлении затратами и определении финансового результата.
Фактически маржинальная прибыль включает в себя две составляющие:
При сравнении маржинального дохода с суммой постоянных затрат можно судить о финансовом результате от операционной деятельности
MP
= S – VC
Если МР < VC, то предприятие терпит убытки
Если МР>VC, то предприятие получает прибыль
Если МР =VC, финансовый результат равен нулю (безубыточное производство).
Маржинальный доход служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта для принятия управленческих решений [15, с.266].
Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржинального дохода по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей суммы покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования полной себестоимости продукции[15, с.266].
При широком ассортименте продукции расчет маржинальной прибыли на единицу продукции дает возможность определить более рентабельные и относительно убыточные позиции, а значит, можно способствовать росту маржинального дохода, делая акцент на те виды продукции, которые его максимизируют.
Таким образом, маржинальная прибыль, также как и итоговый финансовый результат имеет важное значение для управления себестоимостью продукции.
2 Управление финансовыми
2.1 Общая характеристика
Общество с ограниченной ответственностью «ТК Запчасть-Сервис Сервис» (далее ООО «ТК З-С») зарегистрировано как юридическое лицо в феврале 2009г по адресу Алтайский край, г. Барнаул, ул. Кулагина, 28.
Основным видом деятельности ООО «ТК З-С» является производство подъемно-транспортного оборудования, а именно: тали электрические канатные, тали специальные для объектов использования атомной энергетики, а также производство запасных частей, ремонтом и оснащением дополнительными опциями подъемно-транспортного оборудования.
Производственная мощность ООО ТК З-С составляет 120 шт. в месяц, по факту 2011г.(91шт.), 2012г. (78 шт.) Производство продукции в течение года происходит практически равномерно, небольшое увеличение выпуска продукции наблюдается в летний период.
Объем производства продукции определяется портфелем заказа продукции, который формируется на основании заявок покупателей.
Рассматриваемое предприятие является одним из 7 организаций, входящих в состав Холдинговой компании Алтайталь. Основным и единственным покупателем продукции и поставщиком материалов ООО ТК З-С является ООО Торговый Дом Алтайталь. Также ООО ТК З-С оказывают услуги аутсорсинга.
Учет затрат на предприятии ведется с разделением на постоянные и переменные.
Доля переменных затрат на производство составляет 88% от общих затрат, соответственно постоянных 12%.
Основные показатели деятельности ООО ТК З-С представлены в таблице 1
Таблица 1 -Основные показатели деятельности ООО ТК З-С
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение | |
2011/2010 |
2012/2011 | ||||
Производственная мощность, шт. |
1047 |
1091 |
940 |
44 |
-151 |
Выручка от продаж, тыс.руб |
128 307 |
143 562 |
146 228 |
15 255 |
2 666 |
Себестоимость продаж, тыс.руб |
127 993 |
142 960 |
144 207 |
14 967 |
1 247 |
Прибыль от продаж, тыс.руб |
314 |
602 |
2 021 |
288 |
1 419 |
Чистая прибыль, тыс.руб |
437 |
283 |
1 483 |
-154 |
1 200 |
Среднегодовая величина активов, тыс.руб |
11 746 |
9 914 |
12 962 |
-1 832 |
3 048 |
Среднегодовая величина собственного капитала, тыс.руб |
237 |
532 |
1 350 |
295 |
818 |
Среднегодовая величина оборотных активов, тыс.руб |
11671 |
9835 |
12920 |
-1 836 |
3 085 |
Рентабельность продаж, % |
0,24 |
0,42 |
1,38 |
0,17 |
0,96 |
Рентабельность активов, % |
3,72 |
2,85 |
11,44 |
-0,87 |
8,59 |
Рентабельность собственного капитала, % |
184,78 |
53,25 |
109,89 |
-131,53 |
56,65 |
По данным таблицы 1 можно сказать, что к 2012 году основные экономические показатели ООО ТК З-С возросли, кроме производственной мощности. Это связано с тем, что ОО ТПА-С перешло с массового и односерийного производства продукции на выпуск оригинальных, более дорогостоящих и следовательно затратоемких изделий.
Одно из важнейших условий успешного управления предприятием является анализ и системное изучение финансового состояния предприятия и факторов на него воздействующих.
Анализ финансового состояния предприятия характеризуется рядом показателей, которые отражают состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятии финансировать свою деятельность на определенный момент времени.
Источниками информации для оценки финансового состояния ООО ТК З-С выступают данные бухгалтерского и управленческого учета.
Определим финансовую устойчивость ООО ТК З-С на основании следующих показателей, представленных в таблице 2:
Таблица 2 - Коэффициенты финансовой устойчивости за 2010-2012гг.
Наименование показателя |
Норматив |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Коэффициент автономии |
0,5 и выше |
0,046 |
0,062 |
0,130 |
Коэффициент маневренности |
0,2 -0,5 |
0,734 |
0,939 |
0,978 |
Коэффициент автономии ниже установленного норматива, что говорит о зависимости предприятия от заемных средств, по причине недостатка собственного капитала. Но следует отметить, что к концу 2012 года показатель вырос в 2,8 раза по сравнению с 2010 годом.
Коэффициент маневренности показывает, какая часть капитала находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать капиталом. Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояние предприятия.
Для оценки ликвидности предприятия необходимо рассчитать следующие коэффициенты, которые представлены в таблице 3:
Таблица 3 - Коэффициенты платежеспособности (ликвидности) за 2010-2012гг.
Наименование показателя |
Норматив |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Коэффициент текущей ликвидности |
1 до 2 |
1,035 |
1,062 |
1,146 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1 |
0,506 |
0,390 |
0,741 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2 и более |
0,377 |
0,359 |
0,726 |
Платежеспособность организации – это возможность своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства. Согласно рассчитанным показателям, не соответствует нормативу коэффициент быстрой ликвидности. Это означает, что у ООО ТК З-С недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства. Но следует отметить, что в динамике данные коэффициенты к 2012 году возросли.
Оценим степень деловой активности ООО ТК З-С с помощью коэффициентов оборачиваемости, представленных в таблице 4:
Таблица 4 - Коэффициенты оборачиваемости за 2010-2012гг.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Коэффициент оборачиваемости активов |
10,924 |
14,481 |
11,282 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
10,994 |
14,597 |
11,318 |
Коэффициент оборачиваемости активов и оборотных средств отражает достаточно эффективное использование организацией всех имеющихся ресурсов независимо от их источников привлечения. Максимальное значение по анализируемым показатели ООО ТК З-С наблюдается в 2011г. То есть в течении года организация имела выручку в 14 раз больше чем стоимость своих активов, а также оборотных средств.
Выявим уровень рентабельности ООО ТК З-С с помощью следующих показателей, рассчитанных в таблице 5:
Таблица 5 - Показатели рентабельности за 2010-2012гг.
Наименование показателя |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рентабельность продаж, % |
0,24 |
0,42 |
1,38 |
Рентабельность активов, % |
3,72 |
2,85 |
11,44 |
Рентабельность собственного капитала, % |
184,78 |
53,25 |
109,89 |
По показателям рентабельности можно судить об уровне доходности предприятия, а также о способности руководства управлять активами для получения прибыли. За анализируемый период ООО ТК З-С является рентабельным предприятием. Показатели рентабельности к 2012 году возросли в связи с тем, что предприятие проводит необходимые мероприятия по ее поддержанию и повышению.