Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:01, курсовая работа
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. В свою очередь, на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. С одной стороны цена может определяться количеством затрат на производство товара, с другой - ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы управления ценами………………………………… 5
1.1. Цена как экономическая категория, ее формы и методы
регулирования………………………………………………………………….. 5
1.2. Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен……………………………………………………………….. 11
2. Механизм ценообразования в организации на примере магазина «Орион»…………………………………………………………………………. 22
2.1. Краткая характеристика организации……………………………………. 22
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности
организации……………………………………………………………………… 24
2.3. Методика ценообразования организации…………………………..…….. 27
2.4. Тактические аспекты стратегии ценообразования организации………... 37
3. Пути совершенствования управления ценовой политики организации…. 41
Заключение……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………
Финансовая политика предприятия в области формирования цен на новые изделия, выполняемые работы и оказываемые услуги выступает как политика обеспечения продвижения этих товаров на рынке специфическими финансово-ценовыми методами. Нет смысла формировать цену на новый товар, который не будет затем покупаться, поэтому, проводя ценовую политику, финансовый менеджер совместно с менеджером по продажам и другими службами предприятия определяет маркетинговые возможности и целесообразность использования следующих разновидностей цен на новую продукцию: цены внедрения товара на рынок, обычно пониженной до уровня, позволяющего проникнуть в данный сегмент рынка, где продаются аналогичные изделия; средней нормы прибыли, возмещающей фактические издержки по производству изделия и обеспечивающей среднюю норму прибыли в группе однородных производств или в отрасли; цены лидера рынка установленной на аналогичную продукцию ведущим производителем данного вида продукции; "психологической" цены, ниже любой круглой суммы, кратной 10; цены "снятия сливок" с нового продукта в расчете на определенные круги покупателей-потребителей; престижной цены на новые изделия особо высокого эксклюзивного качества [2, с. 127].
Выбор конкретных видов цен на новые изделия зависит от места (доли) предприятия на рынке аналогичных товаров, уровня конкурентности рынка, устремлений предприятия по скорейшей окупаемости понесенных затрат на создание и освоение производства нового изделия, решаемых задач по быстроте внедрения товара на рынок и т.п.
Целенаправленное или вынужденное изменение цены изделия происходит под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Если первые связаны с производственно-финансовой деятельностью, то вторые – с общей динамикой цен на изделия под влиянием изменений спроса и предложения товара на рынке [10, с. 152].
К внешним факторам следует отнести также цены на топливо, тарифы на перевозки, электроэнергию, газ, коммунальные услуги, валютный курс рубля. Таким образом, не только финансовый менеджер управляет ценами, но изменение ценовых условий и соотношений цен в хозяйстве оказывает ощутимое влияние на процесс управления ценами на предприятии. В этих условиях задача финансового менеджера состоит в том, чтобы грамотно принять, определить меру целесообразного учета при выработке новой ценовой политики или отклонить сигналы рынка на повышение или понижение цен на предприятии.
По способу внесения изменений в цену различаются планово-прогнозное изменение цен и внеплановое фактически сложившееся. Внеплановые коррективы в цены вносятся под влиянием конъюнктуры рынка и реже – по другим причинам целевого характера. Планово-прогнозное изменение цен на продукцию предприятия может осуществляться на базе снижения норм расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, экономии затрат живого труда за счет роста его производительности, экономии на условно-постоянных расходах и амортизационных отчислениях, приходящихся на единицу продукции. Планово-прогнозное изменение цен есть сочетание маркетинговых исследований предприятия с анализом комплекса вопросов производства, снабжения и сбыта, финансового состояния предприятия и перспектив его изменения. Только цена, определенная в результате проработки всех этих вопросов, а также учитывающая прогнозную динамику валютного курса рубля, инфляции, стоимости капиталов, может рассматриваться как эффективная для данного предприятия [3, с. 141].
Целенаправленное изменение
Фиксирование пониженной или поддержание
стабильности повышенной цены на изделие
часто может предполагать дотирование
цен за счет внешних источников,
внутреннюю компенсацию потерь за счет
собственных и заемных
Наконец, иногда фиксируются не только цены, но и надбавки (наценки) к ним по причине коммерческого расчета, когда специально идут на некоторое недополучение прибыли от неповышения цены. Так, например, многие торговые организации сегодня живут не за счет повышения торговых наценок (надбавок), а при их довольно длительной стабильности, т.е. за счет увеличения торгового оборота по продажам товаров. Такой подход уже отражает не текущий, не тактический характер управления ценой. Его следует рассматривать как одну из компонент финансовой стратегии производственно-коммерческой структуры. Управление ценами на предприятии, выступая составной частью краткосрочной финансовой политики предприятия, одновременно может выражать весьма существенную часть общей финансовой стратегии предприятия. Таким образом, в зависимости от целевых установок бизнеса управление ценами на предприятии может быть текущим и стратегическим, т.е. осуществляться как в рамках краткосрочной финансовой политики, так и долгосрочной.
2. Механизм ценообразования в организации на примере магазина «Орион».
2.1 Краткая характеристика организации
Коммерческая фирма «Форт» организована в 1998 году как общество с ограниченной ответственностью «Форт», учредителями являются физические лица. Организация действует на основе Устава.
ООО «Форт» создано для осуществления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Организация специализируется на закупке и реализации в розничную торговлю товаров народного потребления, в основном продуктов питания, и самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса населения, организаций и учреждений.
Таким образом, ООО «Форт» осуществляет следующие виды деятельности: закупка товаров; розничная торговля; сдача помещений в субаренду. ООО «Форт» специализируется на торговле следующими группами товаров: мука, сахар, крупы, макаронные изделия, фрукты, овощи, кондитерские изделия, винно-водочные изделия, пиво и безалкогольные напитки, бакалея.
ООО «Форт» имеет лицензию (серия МТр-12 №001031 от 15 июня 2007 года) на право розничной продажи алкогольной продукции.
ООО «Форт» имеет собственную торговую сеть, состоящую из магазина и 3 торговых киосков. Одним из таких магазинов является продовольственный магазин «Орион» (св-во №3066 от 14.01.2007).
Магазин является структурным подразделением указанного предприятия, непосредственное руководство осуществляется директором магазина, который назначается и освобождается от должности директором предприятия.
Данный магазин осуществляет свою деятельность с 29 марта 2007 года и является единственной торгово-розничной точкой ООО «Форт».
Торговля в магазине осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами работы предприятий розничной торговли.
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности организации
Проанализируем основные показатели деятельности магазина «Орион» за последние три года. Изменения в деятельности предприятия за 2010–2012 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1. Основные технико-экономические показатели магазина «Орион»
Наименование показателей |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменение (+, -) | |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г.к 2011 г. | ||||
Валовая выручка, тыс. р. |
9737 |
12851 |
15767 |
+3114 |
+2916 |
Затраты, тыс. р. |
7618 |
9770 |
11511 |
+2152 |
+1741 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. р. |
852 |
1448 |
885 |
+596 |
-563 |
Рентабельность реализации продукции, % |
8,8 |
11,3 |
5,6 |
+2,5 |
-5,7 |
Затраты на 1 рубль выручки, р. |
0,78 |
0,76 |
0,73 |
-0,02 |
-0,03 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
7 |
8 |
12 |
+1 |
+4 |
Среднемесячная зарплата 1 рабочего, р. |
7235 |
8732 |
9522 |
+1497 |
+790 |
Среднегодовая производительность труда 1 работника, тыс. р./чел. |
1391,0 |
1606,4 |
1313,9 |
+215,4 |
-292,5 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. р. |
919 |
1001 |
1665 |
+82 |
+664 |
Фондоотдача, р./р. |
10,6 |
12,8 |
9,5 |
+2,2 |
-3,3 |
Данные, приведенные в табл. 2.2.1 показывают, что доходы торгового предприятия стабильно растут, так в 2011 г. выручка от реализации возросла на 3114 тыс. р. по сравнению с 2010 г., в 2012 г. – на 2916 тыс. р. по сравнению с 2011 г. Соответственно и затраты на реализацию продукции имеют тенденцию к росту. Всего за 2012 г. рост выручки фирмы по отношению к 2010 году составил 61,9%. Затраты в целом по магазину «Орион» возросли в 2012 г. по отношению к 2010 г. на 51,1%.
В связи с опережающим ростом доходов против роста затрат на реализацию продукции, в 2011 г. себестоимость на 1 рубль реализованной продукции предприятия снизилась на 2 коп. или на 2,6% по сравнению с 2010 г., в 2012 г. данный показатель сократился еще на 3 коп. по сравнению с 2011 г.
Нужно отметить, что прибыль от реализации продукции возросла на 596 тыс. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г., в 2012 г. она сократилась на 563 тыс. р. или на 38,9% по сравнению к 2011 г. Аналогичную тенденцию изменения имеет показатель рентабельности реализованной продукции, в 2011 году уровень рентабельности возрос с 8,8% до 11,3%, а в 2012 году снизился до 5,6%.
Среднесписочная численность работников предприятия возросла на 1 чел. в 2011 г. по сравнению с 2010 г. и на 4 чел. в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Производительность труда работников предприятия возросла в 2011 г. на 215,4 тыс. р./чел. или на 24,2% по сравнению с 2010 г., в 2012 г. уменьшилась – на 292,5 тыс. р./чел. или на 18,2% по сравнению с уровнем 2011 г. Прирост заработной платы за период составил в среднем 42,4% в год.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия возросла в 2011 г. на 82 тыс. р. по сравнению с 2010 г., и в 2012 г. на 664 тыс. р. по сравнению с предыдущим годом. Уровень фондоотдачи средств возрос в 2011 г. на 2,2 р. по сравнению с 2010 г., и сократился на 3,3 р. в 2012 г. по сравнению с 2011 г.
Численность персонала в 2012 году возрастает на 5 чел. по сравнению с данными на 2010 г., что свидетельствует о расширении масштабов деятельности, при этом производительность труда также растет. Выработка изменяется в различные периоды, что говорит о нерациональной политике управления персоналом, то есть численность не регулируется в зависимости от результатов деятельности предприятия.
Численность работников магазина «Орион» в 2012 г. увеличивается, что на фоне роста объемов реализации следует расценивать как положительную тенденцию. Численность административных работников за последние три года не изменилась, что связано с необходимостью наличия директора, бухгалтера и товароведа.
Как видно из табл. 2.2.1, наиболее успешным был для предприятия 2011 г., т.к. на этот год приходится наибольший объем прибыли от реализации продукции, показатель среднегодовой производительности труда работников, уровень фондоотдачи основных производственных фондов.
В целом показатели выручки от реализации продукции, работ, услуг магазина «Орион» за 2010–2012 гг. свидетельствуют о наращивании масштабов торговой деятельности организации.
2.3. Методика ценообразования организации.