Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:01, курсовая работа
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. В свою очередь, на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. С одной стороны цена может определяться количеством затрат на производство товара, с другой - ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы управления ценами………………………………… 5
1.1. Цена как экономическая категория, ее формы и методы
регулирования………………………………………………………………….. 5
1.2. Основы ценовой политики предприятия и главные направления менеджмента цен……………………………………………………………….. 11
2. Механизм ценообразования в организации на примере магазина «Орион»…………………………………………………………………………. 22
2.1. Краткая характеристика организации……………………………………. 22
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности
организации……………………………………………………………………… 24
2.3. Методика ценообразования организации…………………………..…….. 27
2.4. Тактические аспекты стратегии ценообразования организации………... 37
3. Пути совершенствования управления ценовой политики организации…. 41
Заключение……………………………………………………………………… 43
Список литературы…………………
Затратные
методы ценообразования предполагают
расчет цены продажи продукции путем
прибавления к издержкам
Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Пример определения цены методом полных затрат магазина «Монетка» приведен в табл. 2.3.1.
Таблица 2.3.1. Определение цены 1 кг бананов методом полных затрат.
Наименование затрат |
Значение |
Переменные (прямые) издержки, тыс. р.: |
|
– на закуп товара |
18000 |
– на рабочую силу |
2001 |
Постоянные (накладные) расходы, тыс. р. |
7600 |
Итого затрат, тыс. р. |
27600 |
Ожидаемая прибыль, тыс. р. |
120 |
Ожидаемый доход от реализации, тыс. р. |
33120 |
Месячная реализация продукции, кг |
1000 |
Цена единицы продукции, руб. |
33,12 |
Таким образом, усредненная цена реализации 1 кг бананов, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности реализации продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:
Р = С (1+ R/100), (1)
где Р – продажная цена;
С – полные издержки на единицу продукции;
R – ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для реализации данного товара, – условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
В связи
с этим на практике используются различные
способы распределения
– пропорционально заработной плате производственных рабочих;
– пропорционально затратам на материалы;
– пропорционально переменным издержкам.
Предположим, магазин «Орион» реализует три вида фруктов (апельсины, виноград и груши).
Данные о количестве реализуемых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Расчет распределения постоянных затрат, руб.
Показатели |
Товар А |
Товар Б |
Товар В |
Всего |
1 Количество единиц |
1000 |
2001 |
500 |
3500 |
2 Переменные издержки – всего – на зарплату производственных рабочих – на закуп товара |
20100 3500 16 600 |
42000 8000 34 000 |
20500 12 000 8500 |
82600 23 500 59 100 |
3. Общие постоянные издержки |
55 000 | |||
4. Распределение постоянных издержек между товарами: |
||||
4 1 Пропорционально зарплате производственных рабочих |
892 |
18 723 |
28 085 |
55 000 |
4.2 Пропорционально затратам на материалы |
15 448 |
31 641 |
7911 |
55 000 |
4 3. Пропорционально переменным издержкам |
13 384 |
27 966 |
13 650 |
55 000 |
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек по способу 4.1 |
28 292 |
60723 |
48 585 |
|
по способу 4.2 |
35 548 |
73 641 |
28 411 |
|
по способу 4.3 |
33 484 |
69 966 |
34 150 |
Цена
единицы каждого товара при рентабельности
15% к себестоимости и
Таблица 2.3.3. Определение цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб.
Себестоимость единицы |
Прибыль на единицу |
Цена единицы | |||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В | |
По способу 4.1 |
28,3 |
30,4 |
97,2 |
4,2 |
4,6 |
14,6 |
32,5 |
35,0 |
111,8 |
По способу 4.2 |
35,5 |
36,8 |
56,8 |
5,3 |
5,5 |
8,5 |
40,8 |
42,3 |
65,3 |
По способу 4.3 |
33,5 |
35,0 |
68,3 |
5,0 |
5,3 |
10,2 |
38,5 |
40,3 |
78,5 |
Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования для магазина «Орион» относят:
1) снижение
ценовой конкуренции. Этим
2) равенство
покупателей и продавцов. При
высоком спросе продавцы не
наживаются за счет
Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка:
– при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.;
– отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Метод полных затрат наиболее распространен в ценовой стратегии магазина «Орион», так как это оптовое предприятие с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров.
Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на реализацию продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с реализацией продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.
Определение цены методом прямых затрат в магазине «Орион» на примере фруктов – яблок рассматривается в табл. 2.3.4.
Таблица 2.3.4. Определения цены продукции методом прямых затрат
Предполагаемая цена единицы продукции, р. |
36,00 |
32,00 |
30,00 |
28,00 |
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), р. |
8,58 |
8,46 |
8,40 |
8,34 |
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции, р. |
9,42 |
7,54 |
6,60 |
5,66 |
Ожидаемый объем продаж, кг |
400 |
600 |
800 |
900 |
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс. р. |
3768 |
4524 |
5280 |
5094 |
Постоянные затраты, тыс. р. |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Реализованная прибыль, тыс. р. |
768 |
1524 |
2280 |
2094 |
Из данного расчета видно, что наибольшую прибыль магазин «Орион» получит при продаже 800 кг яблок по цене 30 руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов реализации, цен реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема реализации.
В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности магазина «Орион» контролировать величину снижения цен.
В данном случае при расчете цены магазин «Орион» использует метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:
Р s = Рр х (1 + т), (2)
где Ps – цена продажи;
Рр – цена приобретения;
т – повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.
Процент
наценки на основе цены реализации
легко пересчитывается в
Выражение
коэффициента повышения цены от цены
продажи через коэффициент
Рассмотрим использование данного метода в магазине «Орион». Издержки обращения единицы товара равна 62 руб. Сумма наценки – 29 руб. Процент наценки на себестоимость составляет: 29 руб. / 62 руб. х 100 = 46,8%. То же на основе цены реализации: 29 руб. / (62 руб. + 29 руб.) х 100 = 31,9%.
Выше перечисленные методы определения цен базируются на суммировании издержек магазина «Орион». В связи с этим представляет важность анализа структуры издержек обращения торговой фирмы.
Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а предприятия осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность издержки обращения. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.