Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и пути сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
- дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
- рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
- рассмотреть принципы исполнения бюджета ;
- дать общую характеристику Федерального бюджета;
Введение……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА1. Социально – экономическое значение и природа Федерального бюджета
1.1 Сущность, функции и роль Федерального бюджета…………………… 5
1.2 Состав доходов Федерального бюджета……………………………….. 12
1.3 Классификация расходов Федерального бюджета……………………. 16
1.4 Принципы исполнения Федерального бюджета………………………. 21
ГЛАВА 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 годы
2.1 Общая характеристика Федерального бюджета………………………. 23
2.2 Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета………. 25
2.3 Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета……… 43
ГЛАВА 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета
3.1 Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета………………………………………………………….48
Заключение………………………………………………………………….. 50
Список литературы………………………………………………………….. 52
Таблица 2.5. Анализ динамики налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (относительно 2012 г.)
Наименование |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
Темп изменения |
Характер изменения | ||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
Налог на добычу полезных ископаемых |
503,5 |
120,84 |
0,669 |
1,127 |
-33,1 |
12,7 |
Спад |
рост |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
-532,63 |
116,4 |
0,665 |
1,123 |
-33,5 |
12,3 |
спад |
рост |
Нефть |
-521,96 |
107,61 |
0,65 |
1,125 |
-35 |
12,46 |
Спад |
рост |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья |
-11,07 |
6,94 |
0,878 |
1,096 |
-12,24 |
9,58 |
спад |
рост |
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья |
0,4 |
1,85 |
1,048 |
1,267 |
4,78 |
26,7 |
Рост |
рост |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) |
-0,16 |
0,11 |
0,984 |
1,011 |
-1,6 |
1,13 |
Спад |
рост |
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ |
2,29 |
4,32 |
1,8 |
6,3 |
80,3 |
526,8 |
рост |
рост |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
3,84 |
9,59 |
1,21 |
1,76 |
20,9 |
76 |
Рост |
Рост |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный ) |
7,52 |
4,24 |
40,58 |
2,22 |
3957,9 |
122,19 |
рост |
Рост |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного |
-3,66 |
5,36 |
0,798 |
1,586 |
-20,15 |
58,64 |
Спад |
Рост |
Водный налог |
-5,22 |
-0,8 |
0,599 |
0,906 |
-40,1 |
-9,3 |
Спад |
спад |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
-1,17 |
0 |
0,215 |
1 |
-78,52 |
0 |
спад |
|
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) |
-1,13 |
0 |
0,21 |
1 |
-79,02 |
0 |
Спад |
|
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) |
-0,05 |
0 |
0,286 |
1 |
-71,43 |
0 |
Спад |
|
Всего |
-559,5 |
376,46 |
50,6 |
22,521 |
3659,22 |
849,2 |
- |
- |
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья. Эта статья в динамике уменьшается относительно 2010. В абсолютном выражении мы видим, что к 2011 году происходит уменьшение поступлений на 1,45 млрд. руб., но к 2012 она растет на 1,85 млрд. руб., что составит 8,77 млрд. руб.Удельный вес этого показателя увеличивается от 0,17%- 0,27%.
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) Данный показатель уменьшается на 0,16 млрд. руб. относительно 2010г. и составляя в 2010г. 9,81 млрд.руб.Удельный вес растет от 0,21%- 0,3%.
Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ. Эта статья в динамике увеличивается с 2,85млрд.руб. – 5,14 млрд.руб.Удельный вес в 2012г. составляет 0,16% , что 0,1% больше, относительно 2008г.
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в 2012 г. увеличиваются на 3,84 млрд.руб. относительно 2010 г. и составляют 22,20млрд.руб. Удельный вес также увеличивается от 0,38% до 0,70%.
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего природного.
Статья данного показателя уменьшается на 3,66 млрд.руб. составляя в 2011г. 14,50 млрд.руб. Удельный вес увеличивается, составляя 0,44%
Водный налог в 2012 году составляет 7,80 млрд.руб. Это на 5,22 млрд.руб. меньше, чем в 2010 году. Удельный вес меняется в 2010,2011,2012 г.г. соответственно 0,27%;0,3%;0,24%.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в 2011 г. уменьшились на 1,17 млрд.руб. относительно 2010 г. и остались неизменными в 2012 г. составляя 0,32млрд.руб.Удельный вес составил в 2010,2011,2012 гг. соответственно 0,03%;0,01%;0,01%.
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) в 2011 г. уменьшились на 1,13 млрд.руб. относительно 2010 г. и остались неизменными в 2012г. составляя 0,30млрд.руб.Удельный вес составил в 2010,2011,2012 гг. соответственно 0,03%;0,01%;0,01%.
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) в 2011 г. уменьшились на 0,05 млрд.руб. относительно 2010 г. и остались неизменными в 2012 г. составляя 0,02млрд.руб. Удельный вес составил в 2010,2011,2012 гг. соответственно 0,0014%;0,001%;0,001%.
Таможенные пошлины в динамике уменьшаются на 800,5 млрд.руб. от 3484,87 –2684,38 млрд.руб.Удельный вес в 2010,2011,2011 гг. уменьшается соответственно 35,09%; 34,86%; 25,92%.
Ввозные таможенные пошлины в динамике 2010 - 2011 гг. уменьшаются от 625,57 - 473,46 млрд.руб. , но затем с 2011 – 2012 гг. растут на 43,05 млрд.руб. , составляя 516,51 млрд. руб. Удельный вес за весь период меняется соответственно 0,063% ; 7%; 4,99%.
Вывозные таможенные пошлины в 2011 году составляют 2167,88 млрд. руб. , что 691,4 млрд. меньше относительно 2010 года. Удельный вес снижается от 28,8% - 20,94%.
Таблица 2.6. Доходы от внешнеэкономической деятельности
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 | |||
млрд.руб. |
доля,% |
млрд.руб. |
доля,% |
млрд.руб. |
доля,% | |
Таможенные пошлины |
3 484,87 |
35,09 |
2 356,85 |
34,86 |
2 684,38 |
25,92 |
Ввозные таможенные пошлины |
625,57 |
0,06 |
473,46 |
7 |
516,51 |
4,99 |
Вывозные таможенные пошлины |
2 859,29 |
28,8 |
1 883,39 |
27,86 |
2 167,88 |
20,94 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 784,80 |
17,98 |
1 161,01 |
17,17 |
1 323,61 |
12,78 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
490,21 |
4,94 |
330,05 |
4,88 |
401,52 |
3,88 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
522,60 |
5,26 |
363,76 |
5,38 |
410,35 |
3,96 |
Прочие вывозные таможенные пошлины |
61,69 |
0,62 |
28,56 |
0,42 |
32,39 |
0,31 |
Таможенные сборы |
28,19 |
0,28 |
19,46 |
0,29 |
23,03 |
0,22 |
Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана |
7,62 |
0,08 |
10,14 |
0,15 |
7,48 |
0,07 |
Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия |
13,66 |
0,14 |
19,79 |
0,29 |
20,37 |
0,2 |
Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности |
50,61 |
0,5 |
113,68 |
1,68 |
15,02 |
0,15 |
итого |
9929,11 |
100 |
6760,15 |
100 |
10352,84 |
100 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую в 2011 году уменьшаются на 623,79 млрд.руб. относительно 2010 года. Затем идет увеличение данного показателя в 2012 году на 162,6 млрд.руб. относительно 2011 года. Удельный вес изменяется не значительно: в 20010 г. – 17,98%; в 2011 г. – 17,17%; в 2012г. – 12,78%.
Вывозные таможенные пошлины на газ природный уменьшаются в 2011 году на 88,69 млрд.руб. , составляя 330,05 млрд.руб. В 2012 году данный показатель увеличивается на 71,47 млрд.руб., составляя 401,52 млрд.руб. Удельный вес также практически не изменяются : 4,94%; 4,88%; 3,88% соответственно.
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти в динамике уменьшаются от 522,6 – 410,35 млрд.руб. на 46,59 млрд.руб. Удельный вес уменьшается почти на 1,5 %.
Таможенные сборы уменьшились на 5,16 млрд.руб. , составив 23,03 млрд.руб. Удельный вес уменьшился на 0,07 % .
Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана уменьшились в 2012 году на 2,66 млрд.руб. относительно 2011 года. Удельный вес меняется в 2010,2011,2012 г.г. соответственно 0,08%; 0,15%; 0,072%.
Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия в течение 3-х лет растут . В 2012 г. на 6,71 млрд.руб., относительно 2010 г. , на 0,58 млрд.руб. – относительно 2011 г.
Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности значительно уменьшились, составив в 2012 году 15,02 млрд.руб. с удельным весом 0,15%.
2.3 АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Проведем сравнительный анализ расходной части Федерального бюджета 2010 – 2012 годов. Для этого используем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2012-2014 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес расходов, их абсолютное, относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения расходов. [11]
Таблица 2.4. Расходы Федерального бюджета на 2010-2012 гг.
Наименование расходов |
2010 |
2011 |
2012 | |||
млрд.руб. |
доля,% |
млрд.руб. |
доля,% |
млрд.руб. |
доля,% | |
Общегосударственные вопросы |
839,4 |
10,83 |
959,3 |
9,7 |
1 186,7 |
12 |
Национальная Оборона |
1040,9 |
13,4 |
1211,9 |
12,2 |
1 253,2 |
12,7 |
Национальная Безопасность и правоохранительная Деятельность |
835,6 |
10,78 |
1006,3 |
10,1 |
1 062,4 |
10,7 |
Национальная экономика |
1025 |
13,2 |
1845,7 |
18,6 |
1 347,1 |
13,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
129,5 |
1,7 |
142,9 |
1,44 |
137,7 |
1,4 |
Охрана окружающей среды |
10,2 |
0,13 |
13,3 |
0,13 |
12,2 |
0,1 |
Образование |
355 |
4,6 |
413,1 |
4,16 |
398,7 |
4,03 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
88,9 |
1,15 |
114,7 |
1,15 |
108,2 |
1,09 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
278,2 |
3,6 |
348,2 |
3,5 |
332,6 |
3,4 |
Социальная политика |
293,6 |
3,8 |
331,3 |
3,3 |
328,7 |
3,3 |
Межбюджетные трансферты |
2674,6 |
34,5 |
3544,6 |
35,7 |
3 719,4 |
37,68 |
Всего расходов |
7750,9 |
100 |
9931,4 |
100 |
9 886,9 |
100 |
Таблица 2.5. Динамика расходов Федерального бюджета 2010-2012 гг.
Наименование |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
Темп изменения |
Характер изменения | ||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
Общегосударственные вопросы |
347,3 |
227,4 |
1,414 |
1,237 |
41,4 |
23,7 |
Рост |
Рост |
Национальная оборона |
212,3 |
41,3 |
1,204 |
1,034 |
20,4 |
3,4 |
Рост |
Рост |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
226,8 |
56,1 |
1,271 |
1,056 |
27,1 |
5,6 |
Рост |
Рост |
Национальная экономика |
322,1 |
-498,6 |
1,314 |
0,73 |
31,4 |
-27 |
Рост |
Спад |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
8,2 |
-5,2 |
1,063 |
0,96 |
6,3 |
-3,6 |
Рост |
Спад |
Охрана окружающей среды |
2 |
-1,1 |
1,196 |
0,92 |
19,6 |
-8 |
рост |
спад |
Образование |
43,7 |
-14,4 |
1,123 |
1,965 |
12,3 |
-3,5 |
рост |
спад |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
19,3 |
-6,5 |
1,217 |
0,943 |
21,7 |
-5,7 |
рост |
спад |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
54,4 |
-15,6 |
1,195 |
0,955 |
19,5 |
-4,5 |
рост |
спад |
Социальная политика |
35,1 |
-2,6 |
1,119 |
0,99 |
11,9 |
-0,78 |
рост |
спад |
Межбюджетные трансферты |
1044,8 |
174,8 |
1,391 |
1,049 |
39,1 |
4,9 |
рост |
рост |
Всего расходов |
2316 |
-44,4 |
13,51 |
11,84 |
250,7 |
15,48 |
- |
- |
Информация о работе Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развитии страны