Финансовая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности.
Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть цели, ресурсы, значение, типы и содержание финансовой политики на современном этапе; изучить механизм реализации финансовой политики развития;
- рассмотреть механизм реализации финансовой политики и финансовую политику в России на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты реализации финансовой политики государства 5
1.1. Содержание и значение финансовой политики 5
1.2. Содержание, цели и ресурсы финансовой политики 7
1.3. Типы финансовой политики 9
Выводы по 1 главе 12
Глава 2. Финансовая политика России 14
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики 14
2.2. Современная финансовая политика 18
Выводы по 2 главе 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая политика тема для юльки.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Планово-директивная  финансовая политика применяется в  странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства  для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового  механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра –  Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве.

  • Выводы по 1 главе

 

Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу  определяются в ежегодном Бюджетном  послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

Целью  финансовой  политики  российского  государства (и субъекта Федерации в частности) должно быть увеличение или сохранение  уровня  реальных  доходов на  душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

Действительно,  такие  определения  финансовой  политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1)  Повышение объема  и эффективности использования  финансовых ресурсов. Последнее  очень важно для проверки воздействия  финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная  перестройка экономики: повышение  в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение  денежного обращения и в перспективе  -восстановление конвертируемости  рубля.

3) Достижение более  высокого уровня жизни населения  на основе развития отраслей  промышленности и сельского хозяйства.  Социальная направленность финансовой  стратегии проявляется не только  в изыскании возможностей увеличения  финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые  экономисты  выделяют  также и другие цели проведения финансовой политики, такие, как: снижение темпов инфляции (чему  особенно много  внимания  уделяется  в  настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию  граждан),  сглаживание экономических циклов (под этим, в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для  борьбы  со  спадами). Однако  легко  заметить,  что  указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

В  основе  определения  границ  перераспределения  финансовых ресурсов должна лежать необходимость  формирования оптимальной  структуры  экономики,  обеспечивающей  не только обороноспособность  государства и престижный уровень развития  военно-промышленного и космического  комплексов,  но  и цивилизованные  условия жизни и достойный уровень оплаты труда всего населения.

  • Глава 2. Финансовая политика России

  • 2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики

 

Реализация целей и  задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных  приемов организации финансовых отношений на централизованном и  децентрализованном уровнях, которые  в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации  финансовых отношений, специфических  методов формирования и использования  финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным  элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения  и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты различных уровней власти используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов – на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств и прочие расходы.

Методами организации  финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  • финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной и безвозвратной основах);
  • метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  • налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
  • страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики н социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Финансовый механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Изменение соответствующих  элементов финансового механизма  в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.

Эффективность используемого  финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в  ходе ее реализации как в течение  финансового года, так и в более  долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы:

  • научный подход;
  • прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
  • учет накопленного опыта;
  • четкое определение макроэкономических показателей;
  • учет национальных и географических особенностей;
  • комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.
  • учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать  рост финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В рыночной экономике  основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных  последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и  населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации.

В качестве средства повышения  эффективности реализации финансовой политики развития должны выступать  учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровня экономического развития территории.

  • 2.2. Современная финансовая политика

 

Если рассматривать  финансовую политику России, то в первую очередь необходимо отметить тот  факт, что её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны. В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство осуществляет не только регулирование финансовых потоков, но помимо этого и контроль за ними, а при необходимости и перераспределение в те регионы страны или секторы экономики, где в этом есть довольно острая потребность.

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отметить её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов. Именно с их помощью обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет государство в ходе проведения финансовой политики. Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают является формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

В настоящее время  в российской федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными  их них являются следующие:

Создание необходимых  условий для концентрации значительного по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую решают в настоящее время правительственные структуры, а также министерство финансов. Выполнение этой задачи в настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом блоке. Связано это главным образом с негативными тенденциями, которые наблюдается в экономической сфере в мире. Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса. Для реализации стабильности внутри страны в настоящее время министерством финансов, которое занимает центральное место в ходе проведения центральной политики. Именно она определяет те направления, в которых будет проводиться финансовая политика.

Информация о работе Финансовая политика России