Финансово-эксплутационные потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

(ФЭП) — это разность между суммой запасов, дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью. Этот показатель часто путают с чистым оборотным капиталом.
Показатель ФЭП характеризует достаточность либо недостаток у предприятия собственных оборотных средств. Этот недостаток при существующих источниках финансирования может быть покрыт за счет привлечения краткосрочных кредитов. Следовательно, положительное значение ФЭП отражает потребность предприятия в дополнительных источниках финансирования оборотных активов, к примеру, в краткосрочных кредитах.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) организации. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Наличие у предприятия оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота и эффективность использования оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке.

Развитие рыночных отношений  определяет новые условия организации оборотного капитала и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей,

 

определяющая роль в  ускорении оборота капитала и  обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий  определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления оборотными активами.

 

1. Понятие и механизм формирования краткосрочной финансовой политики

 

Финансовая политика подразделяется на государственную финансовую политику и финансовую политику отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Она выражает интересы тех, кто ее организует.

Государственная финансовая политика определяется и проводится государственными органами в отношении различных хозяйствующих субъектов через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы. Основными формами регулирования финансов со стороны государства являются:

1) направление бюджетных средств на наиболее важные объекты финансирования;

2) регулирование экономических отношений через государственную систему налогообложения;

3) регулирование конкурентоспособности отечественных товаров посредством изменения таможенных платежей;

4) участие в регулировании стабилизации курса отечественной валюты по отношению к устойчивым иностранным валютам с помощью Центрального банка.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия.

Финансовую политику предприятия определяют учредители, собственники, проводит финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.

Проводимая финансовая политика находит отражение в  балансе предприятия, основной форме, отражающей ее имущественное и финансовое состояние (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1. Финансовая политика

 

Реализация финансовой политики включает в себя стратегические и тактические финансовые решения, которые можно разделить на две группы:

1) инвестиционные решения;

2) решения финансирования.

Инвестиционные решения связаны с образованием и использованием активов (имущества) организации и дают ответ на вопрос: «Куда вложить?».

Решения финансирования связаны с образованием и использованием пассивов и дают ответ на вопрос: «Где взять средства?».

Два типа финансовых решений  взаимосвязаны и взаимопереплетены. Для организации приоритетными являются решения инвестирования, так как их цель – получение дохода от эффективного вложения капитала.

Ключевой целью разработки финансовой политики организации является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач ее деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов и собственного капитала и др.). Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового, налогового и управленческого учета и анализа.

В современных условиях для многих организаций характерна оперативная форма управления финансами, т.е. управленческие решения представляют собой реакцию на текущие проблемы. Такая форма управления финансами зачастую вызывает противоречия между интересами организации и ее партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению финансами на основе анализа финансового состояния, постановки стратегических целей деятельности организации, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики.

Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) организации. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

Многие организации, долгое время работавшие в условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции (10–90% в год), непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства, как и раньше решают текущие финансовые проблемы, реагируя на макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами хозяйствующих субъектов и фискальными интересами государства: ценой внешних заимствований и рентабельностью производства, доходностью собственного капитала и фондового рынка, интересами производства и финансовой службы и др.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья.

  1. Разработку оптимальной концепции управления финансовыми ресурсами организации, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от предпринимательского риска.
  2. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.).
  3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:

  • максимизация прибыли;
  • оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости организации;
  • достижение финансовой прозрачности организации для собственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредиторов;
  • использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг;
  • разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния, бюджетирования и прогнозирования движения капитала, доходов и расходов с учетом постановки стратегических целей и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной  системы управления финансами постоянно  возникают проблемы гармонизации различных  интересов организации (собственников  и управленческого персонала), наличия  достаточного объема денежных ресурсов для расширения производства и сохранения высокой платежеспособности.

Целью финансовой политики является оптимизация решений финансирования и инвестирования.

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

1) обеспечение источников финансирования производства;

2) недопущение убытков  и увеличение массы прибыли;

3) выбор направлений  и оптимизация структуры производства  с целью повышения ее эффективности;

4) минимизация финансовых  рисков.

Приоритетной задачей оперативного управления финансами организации является обеспечение ее ликвидности и финансовой устойчивости.

 

2 Финансово-эксплутационные потребности: понятие и определение объема потребностей

 

В краткосрочной политике существует две проблемы: принципы принятия ценовых решений и оперативное комплексное управление текущими активами и текущими пассивами.

Цены задается кривой спроса. Фирма, в рамках этой непростой  проблемы, решает две взаимосвязанные  задачи: 1) определение базового уровня цены (определение цены на продукцию фирмы с учетом потребительского спроса), 2) определение предельного уровня скидки с базовой цены, наценки к базовой цене.

Существует достаточно много подходов к определению  базовой цены. Определение же предельного  размера скидки (наценки) самым непосредственным образом связано с эластичностью (неэластичностью) спроса по цене.

Таким образом, в самом  широком смысле ценовые проблемы, связаны с принятием финансовых решений. Эта проблема (проблемы) становится значимой в связи с определением функциональной зависимости между ценой и объемом производства данного товара (в зависимости от фазы жизненного цикла товара и его типа), между ценой и увеличением выручки при стимулировании спроса с помощью скидок и наценок (связь: размер скидки (накидки) – величина спроса – выручка – прибыль).

Сила (слабость) отмеченных связей определяется с помощью аппарата эластичности – неэластичности. Это позволяет оптимизировать финансовые поступления в краткосрочном периоде.

Экономическая теория знает  деление капитала на основной и оборотный. Первый, участвуя во многих актах производства, постепенно утрачивает свою стоимость, перенося ее на вновь созданные товары (понятно, что этот процесс перенесения и есть процесс труда, создания новой стоимости и сохранения овеществленной стоимости в средствах производства.

Оборотный капитал – это та часть капитала, которая участвует только в одном акте производства и стоимость которой мы находим в стоимости, произведенной за этот акт производства (в данном случае о перенесении говорить неправильно, так как в действительности живой труд, создавая новую стоимость, присоединяет к ней и стоимость предметов труда (сырья, материалов, топлива, энергии)).

Таким образом, средства труда, полностью принимая участие  во многих актах производства, лишь частично принимают участие в создании стоимости (переносится и сохраняется лишь часть их стоимости). Замена этих средств производится только по мере их износа.

Предметы же труда  требуют своего возобновления после  каждого акта производства.

На уровне финансового  менеджмента разделяют основные и оборотные активы. Основные, постоянные (в балансе – внеоборотные) активы – труднореализуемые, временем на их реализацию нельзя пренебречь. К ним необходимо отнести здания, сооружения, нематериальные активы, землю. Оборотные (текущие) активы разделяются в зависимости от времени и затрат, связанных с их реализацией. Это – медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья, материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах), наиболее ликвидные (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги) активы.

Основные активы и  та часть оборотных, которые в  рамках анализируемого периода остаются неизменными, называются стабильными  активами (основные активы, сложившаяся  на предприятии норма (величина) обязательных запасов сырья, материалов, запасов готовой продукции). Остальные активы – нестабильные.

Другой стороной проблемы капитала предприятия является то, что предприятие может использовать как собственный (принадлежащий  ей) капитал, так и заемный (отчуждаемый  у собственников на время на принципах возвратности, срочности и платности).

Данная постановка проблемы самым непосредственным образом  связана с принятием финансовых решений (следовательно, это проблема как раз финансового менеджмента). Речь фактически идет об источниках капитала, т.е. о пассивах предприятия.

Пассивы бывают собственными и заемными. По времени реализации (превращения в деньги) они разделяются  на постоянные и текущие. К первым относятся собственные средства предприятия, долгосрочные кредиты  и займы (они мало изменяются в краткосрочном периоде). Ко вторым – краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок возвращения которых приходится на данный краткосрочный временной интервал.

Информация о работе Финансово-эксплутационные потребности