Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 04:33, диссертация
Цель диссертации состоит в изучении теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.
Исходя из вышеуказанной цели, можно определить конкретные задачи исследования:
рассмотреть экономическое содержание, сущность, функции и структуру заемного капитала предприятия;
рассмотреть экономическую сущность понятия финансовый леверидж и определить его роль в управлении финансами предприятия;
проанализировать управление привлечением заемного капитала на предприятии ТОО «AGD Company»
рассчитать величину займа для ТОО «AGD Company»
провести анализ показателей финансового левериджа и эффекта финансового рычага;
разработать рекомендации по совершенствованию структуры заемного капитала ТОО «AGD Company»
разработать рекомендации по упрощению процедуры привлечения заемных средств ТОО «AGD Company»
Введение 3
1 Заемный капитал, его необходимость и роль в развитии предприятия 7
1.1 Экономическая сущность, функции и роль заемного капитала в деятельности предприятия 7
1.2 Классификация и источники финансирования заемного капитала 9
1.3 Система показателей и методика анализа эффективности использования заемного капитала 16
2 Анализ эффективности использования заемного капитала ТОО «AGD Company» 37
2.1 Анализ финансового состояния предприятия ТОО «AGD Company» 37
2.2 Анализ состояния и движения заемного капитала 45
2.3 Анализ эффекта финансового левериджа для ТОО «AGD Company» 46
3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования заемного капитала 51
3.1 Расчет взаимосвязи рычагов операционного и финансового левериджа 51
3.2 Разработка кредитной политики и ее влияние на эффективность использования заемных средств 56
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 1 69
Приложение 2 71
Окончание таблицы 11
1 |
2 |
3 |
Средняя ставка процента за кредит, % |
15 |
15 |
Темп инфляции, % |
1,1 |
1,1 |
Эффект финансового левериджа, с учетом выплаты процентов по кредиту |
14,2 |
9 |
Эффект финансового левериджа, с учетом влияния инфляции |
244 |
97 |
Рассчитаем эффект финансового левериджа с учетом выплаты процентов по кредиту:
где: ROA – экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);
Кн – коэффициент налогообложения;
СП – ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;
ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал.
Из полученных данных видно, что эффект финансового левериджа в 2009 году понижается.
Рассчитаем эффект финансового левериджа с учетом инфляции по формуле:
(27)
где: ROA – экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);
Кн – коэффициент налогообложения;
СП – ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;
ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал;
И – темп инфляции.
В результате проведенного расчета можно сделать вывод, что в условиях инфляции эффект финансового рычага повышается по отношению к эффекту финансового рычага при учете выплаты процентов по кредиту. Однако в 2009 году также наблюдается понижение рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия.
Состояние между собственными и заемными источниками средств служит одним из ключевых аналитических показателей, который характеризует степень риска инвестирования финансовых ресурсов в предприятие.
Показатель покрытия расходов по обслуживанию заемного долгосрочного капитала рассчитывается по формуле:
(28)
где: Упз – показатель покрытия расходов по обслуживанию долгосрочного заемного капитала.
Рассчитаем данный показатель для ТОО «AGD Company» за 2008-2009 год.
.
Таким образом, повышение в 2009 году относительно 2008 года показателя покрытия расходов по обслуживанию заемного долгосрочного капитала свидетельствует о понижении финансового риска. В 2008 году значение данного показателя показывает о высокой доле заемного капитала.
Оптимизация решений по привлечению капитала – это процесс исследования множества факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе ранее установленных критериев оптимизации менеджерами – аналитиками осуществляется осознанный (рациональный) выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала. В качестве критериев оптимизации могут выступать прирост обобщающих показателей рентабельности капитала, а разработанные на их основе факторные модели зависимости рентабельности собственного или заемного капитала от других частных показателей-факторов позволяют выявить степень количественного воздействия каждого из них на изменение (+,-) результативных показателей.
Таким образом, эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью).
Рассмотрим рентабельность заемного капитала. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
R заемного капитала = Rпродаж * К оборачиваемости активов /
/ К финансовой зависимости
Rз.к. = чистая прибыль / заемный капитал (30)
Rпр. = чистая прибыль / выручка (31)
К об.ак. = выручка / активы (32)
К фин.зав. = заемный капитал / активы (33)
Рассмотрим показатели факторного анализа рентабельности заемного капитала в таблице 12.
Таблица 12. - Показатели факторного анализа рентабельности заемного капитала ТОО «AGD Company» за 2009 г.
(тыс.тенге)
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
Чистая прибыль |
31396 |
44813 |
+13417 |
Выручка |
1765616 |
2046927 |
+281311 |
Величина заемного капитала |
118098 |
80498 |
-37600 |
Стоимость активов |
165499 |
159295 |
-6204 |
R продаж |
0,018 |
0,022 |
+0,004 |
К оборачиваемости активов |
10,67 |
12,85 |
2,18 |
К финансовой зависимости |
0,71 |
0,51 |
-0,2 |
R заемного капитала |
0,24 |
0,6 |
+0,36 |
Рассчитаем зависимость Rз.к. от частных факторов с помощью метода цепных подстановок:
За счет R продаж = 0,022*10,67/0,71=0,33 (0,33-
Следовательно, за счет увеличения рентабельности продаж рентабельность заемного капитала увеличилась на 0,06.
За счет К оборачиваемости активов = 0,022*12,85/0,71=0,3 (0,3-0,2=0,1) т.е. за счет увеличения коэффициента оборачиваемости произошло увеличение рентабельности заемного капитала на 0,1.
За счет К финансовой зависимости = 0,022*12,85/0,51=0,5. (0,5-0,2 = 0,2).
Баланс отклонений = 0,06+0,12+0,2=0,36
Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что рентабельность заемного капитала в конце 2009 г. по сравнению с началом 2009г. увеличилась на 0,34. Отметим, что рентабельность заемного капитала увеличилась в связи с ростом R продаж на 0,06 и увеличением К финансовой зависимости на 0,2, и К оборачиваемости активов также оказал положительное влияние на 0,1.
Повышение этих факторов в производственно-хозяйственной деятельности позволит организации повысить эффективность использования заемного капитала.
Эффективность использования заемных
средств влияет на общие показатели
финансово-хозяйственной
Финансовое планирование осуществляется постоянно или по мере осуществления финансовых и других мероприятий, т.е. составляются бизнес-планы. И очень важна здесь не только аналитическая и прогнозная работа специалистов, но и глобальное мышление в масштабах всего предприятия.
Проводятся факторные анализы
взаимозависимостей всех показателей
финансово-хозяйственной
Ключевым вопросом финансового прогнозирования становится анализ и прогноз способности компании обеспечить такую прибыль по основной деятельности, которая гарантировала бы своевременное погашение кредита и процентов по нему. Таким показателем финансового прогнозирования является расчет совместного эффекта операционного и финансового левериджа, который позволяет оценить совокупный риск, связанный с предприятием.
Необходимость расчета
совместного эффекта
Считается, что стратегическая цель — повышение благосостояния владельцев компании — достигается, если имеет место устойчивое генерирование прибыли в среднем.
Привлекая заемные средства, руководство компании предполагает, что активы, сформированные за счет заемных средств будут в дальнейшем генерировать прибыль.
Наращивание прибыли может быть достигнуто как увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли. Увеличивая выручку, тем не менее нельзя добиться равновеликого увеличения прибыли; иными словами, прирост выручки в размере 30% не означает автоматического наращивания прибыли в тех же размерах. Точнее, такое равновеликое наращивание может иметь место, но, во-первых, лишь теоретически и, во-вторых, в том случае, если все затраты — переменные. На практике такого не бывает, поскольку зависимость между выручкой и затратами имеет нелинейный характер, кроме того, с изменением выручки различные виды затрат могут вести себя совершенно по-разному. Исследование величины прибыли в зависимости от величины затрат позволяет сделать маржинальный анализ (анализ безубыточности).
Применение методов анализа маржинального дохода соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли (директ-костинг) и носит весьма продуктивный характер. Рассмотрим подробнее.
При анализе финансового
состояния предприятия
Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются пропорционально объему производства продукции. Это расходы сырья, материалов, энергии, топлива, зарплата работников на сдельной форме оплаты труда, отчисления и налоги от зарплаты и выручки и т.д.
Постоянные затраты не зависят от объема производства и реализации продукции. К ним относятся амортизация основных средств и нематериальных активов, суммы выплаченных процентов за кредиты банка, арендная плата, расходы на управление и организацию производства и др.
Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход предприятия.
Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности, то есть ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все постоянные расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.
Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке:
где: Пр – порог рентабельности;
Пз – постоянные затраты;
Дмд - доля маржинального дохода.
Если известен порог, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости (ЗФУ):
где: ЗФУ – запас финансовой устойчивости;
Врп – выручка от реализации продукции;
Пр – порог рентабельности.
В таблице 13 рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой устойчивости ТОО «AGD Company».
Таблица 13. - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости ТОО «AGD Company» за 2008-2009 г.
(тыс.тенге)
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Доход от реализации продукции, тыс.тенге |
1765616 |
2046927 |
Доход от основной деятельности, тыс.тенге |
44851 |
64019 |
Сумма переменных затрат, тыс.тенге |
1472694 |
1730286 |
Сумма постоянных затрат, тыс.тенге |
251883 |
254740 |
Сумма маржинального дохода, тыс.тенге |
292921 |
316641 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
16,6 |
15,5 |
Порог рентабельности, тыс.тенге |
15173,7 |
16434,8 |
Запас финансовой устойчивости, тыс.тенге |
1750442,3 |
2030492,2 |
Запас финансовой устойчивости, % |
99 |
99 |
Информация о работе Финансовый леверидж и его роль в финансовом менеджиенте