Финансовый план и финансовая стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

При разработке долгосрочных бизнес-планов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, организацией новых предприятий, используют различные подходы, и методы определения прибыли. Целью данной работы – рассмотреть достоинства и недостатки методов определения финансового результата, наиболее часто используемых предприятиями при составлении бизнес-планов инвестиционных проектов различной направленности.
Основные задачи, которые ставятся в данной работе: определить понятие инвестиционного проекта, охарактеризовать виды инвестиционных проектов, охарактеризовать содержание финансового плана инвестиционного проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ……………………………………………………………………4
1.1. Аналитические методы выбора финансовой стратегии…………………4
1.2. Методика расчета показателей как этапа разработки финансовой стратегии……….………………………………………………………………10
1.3. Финансовое планирование как система реализации финансовой стратегии. ………………………………………………………………………14
ГЛАВА 2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА И ЕГО ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН……………………………………………………… 20
2.1. Особенности финансирования инвестиционных проектов ……………20
2.2. Показатели финансового плана инвестиционного проекта ……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

В частности, для финансового анализа можно использовать следующие группы показателей:

1. Показатели прибылей  и убытков (финансовые результаты).

2. Показатели активов  и пассивов.

3. Показатели эффективности  деятельности предприятия, характеризующие рентабельность его деятельности и доходность вложений.

4. Показатели устойчивости, характеризующие степень независимости  предприятия от внешних источников  финансирования, изменения процентных  ставок.

5. Показатели платежеспособности, отвечающие на вопрос о том, способно ли предприятие расплатиться с текущими долгами, не наступит ли его банкротство в ближайшее время.

Подробный финансовый анализ предприятия в целях разработки финансовой стратегии необходимо проводить в динамике за ряд лет, для экспресс-анализа достаточно сопоставить данные на начало и на конец периода анализ.

Следует отметить, что стратегический финансовый анализ существенно отличается от оперативного в силу различий целей и задач. Стратегический финансовый анализ рассматривает лишь те финансовые показатели, которые характеризуют возможные перспективы развития предприятия. В рамках стратегического финансового анализа рассматриваются ключевые составляющие рентабельности и роста предприятия.

Итак, выделим основные стратегические показатели финансового анализа.

Показателем общей доходности предприятия является «Коэффициент рентабельности акционерного капитала» (Return on Equity – ROE),который наглядно показывает, насколько эффективно предприятие использует инвестированный акционерами капитал для получения прибыли.

Одним из способов расчета  ROE является использование коэффициента рентабельности активов (Return on Assets – ROA) и финансового левериджа (рычага) (показатель использования заемных средств – financial leverage):

- ROA показывает, какую прибыль может получить предприятие на каждый инвестированный рубль;

- финансовый левериджа  показывает, сколько рублей предприятие  способно разместить на каждый  инвестированный акционерами рубль.

Для анализа эффективности  управления оборотным капиталом предприятия используются показатели оборачиваемости текущих активов, оборачиваемости счетов дебиторов и поденной дебиторской задолженности.

Оборачиваемость текущих активов показывает, сколько рублей с продаж предприятие способно получить на каждый рубль, вложенный в текущие активы.

Оборачиваемость счетов дебиторов позволяет измерить, насколько эффективно используется дебиторская задолженность.

Поденная дебиторская задолженность показывает количество дней оперативной деятельности, которые поддерживаются уровнем инвестиций в дебиторскую задолженность предприятия.

В отношении управления основным капиталом наиболее важным долгосрочным активом являются основные средства. Таким образом, оборачиваемость основных средств обеспечивает базу для стратегической оценки эффективности управления основным капиталом, потому что показывает объем продаж на каждый рубль, вложенный в основные средства.

Анализ финансовой стратегии в отношении заемного и собственного (акционерного) капитала может быть разделен на две категории: краткосрочная ликвидность и долгосрочная платежеспособность (кредитоспособность).

Для оценки способности предприятия отвечать по своим краткосрочным обязательствам применяются следующие коэффициенты:

- соотношение оборотного  капитала и краткосрочных обязательств;

-  отношение текущих  активов к текущим пассивам;

- отношение наличности  и других активов к сумме  обязательств;

- поступление наличных  средств от оперативной деятельности.

Первые три коэффициента сосредотачиваются на краткосрочных активах предприятия, которые могут быть использованы для уплаты по краткосрочным обязательствам. Четвертый коэффициент отражает способность предприятия аккумулировать ресурсы до выплат по долгосрочным обязательствам.

В отношении долгосрочной платежеспособности коэффициент соотношения собственных и заемных средств показывает, сколько заемных средств предприятие использует на каждый рубль инвестиций. Этот коэффициент позволяет определить, насколько успешно предприятие использует заёмные средства.

Финансовая стратегия предприятия в отношении дивидендов может быть оценена коэффициентом выплат дивидендов, который находится в обратной связи с уровнем устойчивого роста компании. Если коэффициент выплаты дивидендов увеличивается, то уровень устойчивого роста предприятия уменьшается.

Данное соотношение означает: во-первых, прибыль увеличивается более высоким темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства в обращении; во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно; в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название «золотое правило экономики предприятия». Однако если в рамках реализации финансовой стратегии необходимо значительное вложение средств, которые могут окупиться и принести прибыль лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого «золотого правила». При этом указанные отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: инвестирование в сферу освоения новых технологий производства. Переработки, хранения продукции, модернизация и реконструкции.

По своей экономической сущности эта модель отражает используемую тактику финансирования активов (консервативную, умеренную, агрессивную и сверхагрессивную).

 

 

 

1.3 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНОВОЙ

Финансовое планирование обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния предприятия.

Финансовое планирование на предприятия – это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающаяся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации и интересами предпринимателя (собственника).

Основными задачами финансового планирования предприятия являются:

- обеспечение производственного  и социального развития предприятия  за счет эффективного использования собственных финансовых ресурсов и резервов;

- увеличение или максимизация  прибыли за счет роста объемов  производства и оптимизации системы  влияния государственного регулирования  на деятельность предприятия;

- обеспечение финансовой устойчивости деятельности, ликвидности и платежеспособности.

В соответствии с основными задачами финансового планирования разрабатываются конкретные пути их решения:

- определяются стратегически  цели развития предприятия в  форме комплекса финансовых показателей: выручки (дохода), издержек (себестоимости), прибыли, инвестиций, денежных потоков и т.д.;

- устанавливаются стандарты  по оформлению учетной и финансовой  документации и отчетности;

- обосновываются пределы  использования финансовых ресурсов и резервов и источники их формирования;

- разрабатываются мероприятия  по оптимизации расчетов с  бюджетом, внебюджетными фондами, банками  и другими организациями, кредиторами, дебиторами и т.д.

Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:

- оперативные финансовые  планы, которые составляются на  период – месяц, декаду или  неделю;

- текущие финансовые  планы – на год с поквартальной  разбивкой;

- среднесрочные финансовые  планы – на плановый период  от одного года до трех лет;

- перспективные (долгосрочные) финансовые планы – на пять  и более лет планового периода;

- программные финансовые  планы – на конкретные периоды  внедрения и использования программ  предпринимательской деятельности  по сферам хозяйствования.

Стратегическое финансовое планирование отвечает на ряд вопросов. В частности, один из первых вопросов стратегического финансового планирования звучит следующим образом: «Сколько средств необходимо предприятию для перспективного развития?» Для определения этой суммы и времени, когда она потребуется полностью или частично, целесообразно установить зависимость между потребностью в дополнительных финансовых вложениях и расходах и каким-либо важнейшим показателем хозяйственной деятельности предприятия, например, объемом реализации. К примеру, если предприятие выбрало стратегию борьбы с конкурентом путем повышения качества выпускаемых изделий, то в этом случае соответствие между потребностью в инвестициях и объемом реализации в принципе соблюдается, так как повышение качества обычно сопровождается повышением цены.

Второй вопрос стратегического финансового планирования касается источников финансирования. Таких источников выделяется три: собственные, привлеченные и заёмные средства. Собственные средства выглядят наиболее привлекательными для предприятия, поскольку повышают уровень его независимости и самостоятельности, лишены какого-либо риска, улучшают репутацию предприятия в глазах контрагентов. Но для формирования собственных источников финансирования требуется соблюдение двух условий: наличие доходов и времени для их капитализации. На практике, использование собственных средств для инвестирования под силу только крупным компаниям.

Среди привлеченных источников первое место занимают средства акционеров. Дополнительная эмиссия акций или частичная распродажа контрольного пакета руководством предприятия служат традиционным способом привлечения средств рядовых инвесторов. На этом пути руководство предприятия ожидает ряд опасностей: возможность частичной потери контроля над предприятием; для привлечения крупных акционеров предприятие должно стать для них максимально прозрачным.

Привлеченные средства можно привлечь также из внутренних источников таких, как фонд оплаты труда.

Заемные средства можно привлечь путем получения кредита в банке, выпуска облигаций.

На выбор способов финансирования проектов может повлиять их направленность. Считается, что финансирование посредством привлечения кредитов выгодно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. Риск вложений здесь не слишком большой, у предприятия имеется достаточно активов, которые могут стать материальным обеспечением займа. Для новых проектов скорее подойдет паевой или акционерный капитал.

Описание финансовой стратегии, с одной стороны, должно базироваться на основных направлениях предпринимательской активности предприятия и портфеле инвестиционных проектов, а с другой, – на анализе главных источников получения финансовых ресурсов – их доступности, уровне риска и эффективности использования, а также оценки их потенциальной емкости.

Классификация источников финансовых средств может быть представлена следующим образом:

- фонды развития предприятия (нераспределенная прибыль, амортизация, резервы, неиспользованная часть  социальных фондов и т.д.);

- ресурсы, привлеченные  за счет дополнительной эмиссии  ценных бумаг предприятия;

- ресурсы, привлеченные  в качестве консолидированных  средств других предприятий;

- коммерческие и вексельные  кредиты;

- банковские кредиты  и ссуды различных видов;

- государственные кредиты;

- прямые государственные  инвестиции.

Следует отметить, что проблема выбора источника привлечения средств в условиях нехватки собственных финансовых ресурсов является достаточно типичной проблемой, встающей перед предприятием.

В зависимости от структуры источников финансирования деятельности и развития предприятия, а также от реализуемых инвестиционных проектов можно выделить наиболее характерные для Российской экономики варианты финансовой стратегии предприятия:

Тип 1. Предполагает использование преимущественно собственных средств предприятия для инвестирования обычно ограниченного круга небольших инвестиционных проектов. Применение этой стратегии ограничено, так как предполагает самодостаточность предприятия и значительные возможности самофинансирования. Наиболее характерна для зрелой экономики и сложившихся рынков реализации товаров, не требующих радикальной перестройки деятельности предприятия.

Тип 2. Предполагает использование преимущественно централизованных источников финансирования инвестиционных проектов (государственных инвестиций и кредитов). Реализация этой стратегии в значительной степени зависит от политических рисков и структурно-промышленной политики государства. В настоящее время реализуется в ситуациях, где руководители предприятия имеют тесные личные связи с представителями властных структур федерального или местного уровня.

Тип 3. Предполагает использование более широкого спектра источников финансирования: собственного капитала и внешних инвестиций, получаемых за счет акционирования, банковских и коммерческих кредитов. Данная финансовая стратегия предполагает консолидированный способ финансирования, требующий значительной предварительной подготовки для своего осуществления.

Информация о работе Финансовый план и финансовая стратегия