Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:36, дипломная работа
Цель аттестационной работы – изучение системы контроля за формированием финансовых результатов от оказания транспортных услуг, правильностью начисления, полнотой взыскания всех причитающихся железной дороге платежей и поступления их в полном объеме на доходные счета ОАО «РЖД», а также рассмотрение путей повышения ее эффективности, анализ основных финансовых показателей работы дороги за год
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Формирование и учет доходных поступлений от грузовых перевозок
на железнодорожном транспорте ..…………………………………………………6
1.1Основные положения и формы расчетов за перевозки грузов …………………...6
1.2 Порядок формирования и учета доходов и доходных поступлений
от грузовых перевозок ……………………………………………………………....9
1.3 Особенности формирования сводов доходных поступлений серии
ФДУ в условиях ведения Единого лицевого счета
плательщика………………………………………………………………………….....15
1.4 Свод сумм, начисленных при отправлении грузов формы ФДУ-5 …………..16
1.5 Свод начисленных сумм по ТехПД ……………………………………………..17
1.6 Свод разных сборов и прочих доходных поступлений формы ФДУ-4 ………..18
1.7 Балансовая книга формы ФРУ-31. Балансовая ведомость формы ФРУ-32 ..…....19
1.8 Формирование контрольных данных о доходных поступлениях …………….20
2 Анализ формирования доходов Свердловской железной
дороги – филиала ОАО «РЖД» ………………………………………………….22
2.1 Выполнение бюджета продаж ……………………………………………………23
3 Пути повышения эффективности системы контроля доходов
и увеличения доходных поступлений от оказания
транспортных услуг ……………………………………………………...…………35
Заключение . ……………………………………………………………………………39
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . . . . . …..42
Своды доходных поступлений формируются на железных дорогах совершения операций независимо от места ведения ЕЛС. Основанием для формирования сводов доходных поступлений является обработанная в автоматизированных системах информация по первичным документам (перевозочные документы, накопительные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов, квитанции разных сборов).
Свод ФДУ-3 состоит из следующих разделов:
– свод доходов от перевозок грузов за отчетный месяц при расчетах на железной дороге по ЕЛС, открытым на этой железной дороге. В этом разделе свода в наименованиях строк для отражения недоборов переборов вместо слов «грузоотправитель», «грузополучатель» вводится – «плательщик»;
– свод доходов от перевозок грузов при расчетах по ЕЛС плательщиков, открытым на других железных дорогах. В этом разделе свода в наименованиях строк для отражения недоборов переборов вместо слов «грузоотправитель», «грузополучатель» вводится – «плательщик». К этому разделу свода в качестве приложения формируется справка-расшифровка в разрезе железных дорог ведения ЕЛС с указанием кодов ЕЛС, номеров отправок, сумм провозных платежей, станций и железных дорог отправления, станций назначения и итоговых сумм, начисленных для взыскания по каждой железной дороге ведения ЕЛС. Приложение к своду «Перечень недоборов (переборов) на ЕЛС плательщика» формируется в разрезе железных дорог ведения ЕЛС по форме справки-расшифровки с указанием сумм недоборов провозных платежей, начисленных на ЕЛС плательщика;
– свод доходов от перевозок грузов при расчетах через ЦФТО. В этом разделе отражаются доходы от перевозок грузов во всех видах сообщения, расчеты за которые осуществляются плательщиками, заключившими договоры с ЦФТО.
Общий свод. ФДУ-3 формируется как сумма перечисленных разделов свода.
1.4 Свод сумм, начисленных при отправлении грузов формы ФДУ-5
Форма федерального государственного статистического наблюдения «Свод сумм, начисленных при отправлении грузов» формы ФДУ-5 с установленными приложениями формируется ежемесячно на железной дороге отправления грузов. Состоит из следующих разделов:
– свод сумм, начисленных при отправлении грузов за отчетный месяц при расчетах на железной дороге без применения ЕЛС;
– свод сумм, начисленных при отправлении грузов, при расчетах по ЕЛС плательщиков, открытым на других железных дорогах. К этому разделу свода формируется в качестве приложения справка-расшифровка в разрезе железных дорог ведения ЕЛС. С указанием кодов ЕЛС, номеров отправок, сумм провозных платежей, станций отправления, станций и железных дорог назначения и итоговых сумм, начисленных для взыскания по каждой железной дороге ведения ЕЛС;
– свод сумм, начисленных при отправлении грузов, при расчетах через Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). В этом разделе отражаются суммы провозных платежей, начисленные при отправлении грузов во всех видах сообщения, расчеты за которые осуществляются плательщиками, заключившими договоры с ЦФТО.
Общий свод ФДУ-5 формируется как сумма перечисленных разделов свода.
По итогу отчетного месяца финансовая служба осуществляет контроль полноты и достоверности начисленных при отправлении грузов провозных платежей и сборов путем сверки данных разделов свода ФДУ-5 с данными свода формы ФДУ-95.
1.5 «Свод начисленных сумм по ТехПД» формы ФДУ-95
Форма федерального государственного статистического наблюдения «Свод начисленных сумм по ТехПД» формы ФДУ-95 формируется ежесуточно и за отчетный месяц в пункте ведения ЕЛС – ТЦФТО. В данный свод включаются суммы, начисленные по ЕЛС плательщиков, закрепленным за данным пунктом.
В качестве приложения к основному своду формируется справка – расшифровка по суммам, начисленным в ЕЛС, закрепленные за данным пунктом, в разрезе железных дорог фактического производства операций. Справка-расшифровка формируется по форме свода.
К основному своду ФДУ-95 формируется отдельный раздел «Свод начисленных сумм по ТехПД при расчетах на железной дороге по ЕЛС, открытым на этой железной дороге», в который включаются суммы начисленных платежей за транспортные услуги, выполненные данной железной дорогой. Для расчетов по ЕЛС, закрепленным за пунктом ведения ЕЛС этой железной дороги.
Указанные разделы формируются в сроки и по форме основного свода ФДУ-95 и используется для целей контроля полноты и достоверности сумм, начисленных при отправлении грузов, а также доходных поступлений, начисленных по моменту раскредитования перевозочных документов.
На сегодняшний день сохраняется формирование «Свода начисленных сумм по ТехПД» ФДУ-95, в котором отражаются суммы начисленных платежей за транспортные услуги при расчетах на железной дороге без применения ЕЛС.
1.6 «Свод разных сборов и прочих доходных поступлений» формы ФДУ-4
Форма федерального государственного статистического наблюдения «Свод разных сборов и прочих доходных поступлений» формы ФДУ-4 формируется ежемесячно на железных дорогах оказания прочих услуг, связанных с грузовыми перевозками, и начисления штрафов, суммы платежей по которым не указываются в перевозочных документах. Свод формируется в целом по железной дороге, а также в следующих разрезах: по станциям, ТехПД, отделениям дороги (НОД), отдельно по форме расчета: безналичный, наличный. Свод ФДУ-4 состоит из следующих разделов:
– свод разных сборов и прочих доходных поступлений при расчетах на железной дороге по ЕЛС, открытым на этой железной дороге;
– свод разных сборов и прочих доходных поступлений при расчетах по ЕЛС плательщиков, открытым на других железных дорогах. К этому разделу свода формируется в качестве приложения справка-расшифровка в разрезе железных дорог ведения ЕЛС с указанием кодов;
– свод разных сборов и прочих доходных поступлений при расчетах через ЦФТО. В этом разделе отражаются суммы платежей, начисленные за оказанные услуги, расчеты за которые осуществляются плательщиками, заключившими договоры с ЦФТО.
Финансовая служба осуществляет проверку полноты и достоверности начисленных и взысканных наличными денежными средствами сумм, учтенных в своде ФДУ-4, на основании кассовых отчетов станций формы ФО-8 , независимо осуществляются ли эти расчеты в пользу ЕЛС плательщиков, открытых в ЦФТО, на других железных дорогах или на своей дороге.
При безналичных расчетах финансовая служба осуществляет проверку полноты и достоверности начисленных и взысканных сумм, учтенных в соответствующих разделах свода ФДУ-4 на основании данных балансовой ведомости формы ФРУ-32 пункта ведения ЕЛС.
В связи с вводом в действие Номенклатуры доходов и расходов. появились новые требования для максимальной привязки к классификатору доходов и расходов, форма ФДУ-4 претерпела изменения и в действующем справочнике кодов платежей предусмотрено 7 разделов, тогда как в старом было только 5:
– прочие услуги, связанные с перевозками грузов диапазон статей с 101 по 199. Это договорные тарифы, которые взимаются по договоренности сторон;
– штрафные суммы. Коды статей с 201 по 299;
– тарифные платежи (недоборы тарифов) с 301 по 399 статью;
– услуги клиентуре и пассажирам. С 401 по 499 статью и соответствуют статьям раздела 1.10 Номенклатуры доходов и расходов;
– разнородные поступления (ст. 501-599);
– транспортно-экспедиционные услуги (ст. 601-699);
– услуги локомотивной тяги (ст. 701-722, 799 прочие услуги) соответствуют разделу 1.3 Номенклатуры доходов и расходов.
Оперативные сведения о доходных поступлениях от перевозок грузов, сборов и плат за оказанные прочие услуги, связанные с грузовыми перевозками, передаются в ЦФ и ГВЦ установленным порядком с выделением сумм, начисленных для расчетов через ЦФТО и по ЕЛС, открытым на железных дорогах.
1.7 Балансовая книга формы ФРУ-31. Балансовая ведомость формы ФРУ-32
Выручка, поступающая на расчетные счета ОАО «РЖД», предназначенные для зачисления и учета поступлений от перевозок по договору ЕЛС, учитывается в пункте ведения ЕЛС ежедневно в балансовой книге формы ФРУ-31 и за отчетный месяц – в балансовой ведомости формы ФРУ-32. Балансовая книга ФРУ-31 и балансовая ведомость ФРУ-32 составляется по установленной форме.
В разделе три Балансовой ведомости и соответствующем разделе Балансовой книги отражаются суммы платежей, начисленные за перевозки грузов и связанные с ними услуги, учтенные во всех ЕЛС, закрепленных за данным пунктом ведения ЕЛС.
За отчетный месяц к статье три Балансовой ведомости формируются следующие справки:
– о суммах начисленных платежей за транспортные услуги, выполненные данной железной дорогой, для расчетов по ЕЛС, закрепленным за пунктом ведения ЕЛС этой железной дороги;
– о суммах начисленных платежей за транспортные услуги, выполненные другими железными дорогами для расчетов по ЕЛС, закрепленным за данным пунктом ведения ЕЛС.
1.8 Формирование контрольных данных о доходных поступлениях
Суммы, начисленные за перевозку грузов, и учтенные в своде ФДУ-3 железными дорогами выдачи грузов с учетом корректировок прошедших отчетных периодов, независимо от места ведения ЕЛС, включаются:
– в контрольные данные информации о доходных поступлениях за перевозки грузов, поступившей на ГВЦ от ИВЦ железной дороги;
– в оперативные данные по доходным поступлениям, передаваемые в ЦФ ОАО «РЖД» финансовыми службами железных дорог выдачи грузов.
При формировании ГВЦ для ЦФ контрольных данных информации о доходных поступлениях, полученной в результате обработки перевозочных документов в отдельном разделе отражаются суммы доходных поступлений, начисленные на железных дорогах для расчетов по ЕЛС.
Дополнительно ГВЦ формирует для ЦФ отчет о суммах начисленных провозных платежей с учетом корректировок по железным дорогам с распределением этих сумм по месту ведения ЕЛС плательщиков.
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ – ФИЛИАЛА ОАО «РЖД»
На базе теоретической части формирования доходов от перевозок грузов, представленной в Разделе 1, рассмотрим показатели и бюджеты для основы формирования доходов от перевозок грузов на примере начисленной, взысканной выручки и получения доходной ставки, которые являются первоисточником формирования доходов от перевозок грузов, как для одного из филиалов, так и для ОАО «РЖД» в целом.
На сегодняшний день, в соответствии с Постановлением правительства № 384 от 18 мая 2001 года, Свердловская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» (как и в целом ОАО "РЖД") строит свою деятельность на основе девяти бюджетов, утверждаемых в центральном аппарате ОАО «РЖД». Это бюджеты: продаж, производства, запасов и закупок, затрат, доходов и расходов, движения денежных средств, инвестиционный, мотивационный, а также прогнозный баланс. Такая технология, строящаяся на управленческом учете, позволяет осуществлять контроль финансового состояния дороги в разрезе отдельных видов бизнесов.
Бюджет, согласно официальному определению, представляет собой план взаимоувязывания объемных и стоимостных показателей и определяется как система ключевых показателей, на достижение которых нацелена финансово-хозяйственная деятельность ответственных структурных подразделений. Основой формирования бюджетов является составление бюджета продаж.
Бюджет продаж представляет собой сбалансированную систему планирования сбыта услуг, которая включает в себя набор количественных и стоимостных показателей. Для железной дороги такими показателями являются погрузка, выгрузка, начисления, доходная ставка и ряд других.
Бюджет продаж формируется в натуральном и стоимостном выражении на год с разбивкой по месяцам. Натуральные показатели объёмов продаж указываются с учетом сезонности, а цены на услуги определяются с учетом инфляции или изменения валютных курсов. Ответственность за выполнение бюджета продаж несет руководитель Территориального центра фирменного транспортного обслуживания.
2.1 Выполнение бюджета продаж в 2009 году
По итогам прошедшего года погрузка составила 104 747 тысяч тонн (286,98 тысяч тонн в сутки), что соответствует 102% (2 068 тысяч тонн) от плана, 101,5% (1 535,7 тысяч тонн) от задания правления (Протокол № 32 от 28 августа 2009 года), 109,3% (8 947,9 тысяч тонн) от предложения дороги. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года погрузка составила 78,6% (-28 528 тысяч тонн).
Начисленная выручка составила 74 971,96 млн. рублей, что соответствует 101,7% (1 233,46 млн. рублей) от плана, 103,3 % (2 369,3 млн. рублей) от задания Правления, 108,9% (6 137,7 млн. рублей) от предложения дороги, 86,5% (-11 694,93 млн. рублей) от аналогичного периода прошлого года.
Динамика выполнения бюджета продаж показана на диаграмме 1 (Приложение А).
Диаграмма 1. – Динамика выполнения бюджета продаж в 2009 году.
В 2009 году бюджет продаж по начисленной выручке вырос к плану на 1,7 %, а к аналогичному периоду прошлого года снизился на 13,5 %, при индексации тарифов в 2009 году на 10,7 % (10.01.09 на 5 % и 01.07.09 на 5,7 %).
Динамика индексации тарифов приведена в таблице 1.
Таблица 1. - Динамика индексации тарифов в 2009 году.
Наименование |
Рост с 10.01.09 к декабрю 2008 |
Коэффициент к базовым ставкам Прейскуранта 10-01 (2003 г.) с 10.01.09 |
Рост с 01.07.09 к январю 2009 |
Коэффициент к базовым ставкам Прейскуранта 10-01 (2003 г.) с 01.07.09 |
Все перевозки, кроме цистерн, контейнеров, собственных полувагонов, воинских |
||||
5,0 % |
2,230 |
5,7 % |
2,357 | |
Перевозки в собственных полувагонах и их возврат |
||||
грузы 1 класса |
5,0 % |
2,085 |
5,7 % |
2,204 |
грузы 2 класса |
5,0 % |
2,140 |
5,7 % |
2,262 |
грузы 3 класса |
5,0 % |
2,180 |
5,7 % |
2,304 |
Перевозки грузов в цистернах (РЖД и собственных) |
||||
5,0 % |
2,273 |
5,7 % |
2,403 | |
Грузы в контейнерах |
||||
0,0 % |
1,824 |
5,7 % |
1,928 | |
Погрузочно-разгрузочные работы |
||||
5,0 % |
2,819 |
5,7 % |
2,98 | |
Доп. сборы |
||||
5,0 % |
2,495 |
5,7 % |
2,637 | |
К ставкам раздела 3. |
5,0 % |
1,176 |
5,7 % |
1,243 |