Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:56, шпаргалка
Управление финансами предприятия в рыночной экономике.
Основная цель деятельности промышленного предприятия в настоящее время - это не только получение прибыли, но и создание конкурентоспособного бизнеса, способного адекватно реагировать на спрос на рынке.
Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и привлеченных извне средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования затрат, связанных с текущими задачами и затрат, связанных с расширением производства».
Долгосрочные финансовые обязательства - все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.
В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма разнообразны.
По целям привлечения (привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов, для пополнения оборотных активов, для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей);
По источникам привлечения (привлекаемые из внешних источников, из внутренних источников (внутренняя задолженность);
По периоду привлечения (привлекаемые на долгосрочный период (более 1-го года), на краткосрочный период (до 1-го года);
По форме привлечения (привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит), в форме оборудования (финансовый лизинг), в товарной форме (товарный или коммерческий кредит), в иных материальных или нематериальных формах);
По форме обеспечения (Необеспеченные заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантией, обеспеченные залогом или закладом)
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
33.Управление запасами предприятия и их оптимизация.
Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся
в оптимизации общего размера и структуры запасов ТМЦ, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за их движением.
Разработка политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ, основными из которых являются:
1. Анализ запасов ТМЦ в
2. Определение целей
-обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
- обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
- накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. С этой целью используется ряд моделей. Среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» . Она может быть использована как для оптимизации размера производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм этой модели основан на оптимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:
а) сумма затрат по размещению заказов ( включающих расходы по транспортированию и приемке товаров)
где,
ОЗрз - сумма операционных затрат по размещению заказов;
Срз - средняя стоимость размещения одного заказа;
ОПП – объем производственного потребления товаров в рассматриваемом периоде;
РПП – средний размер одной партии поставки товаров.
Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.
б) сумма затрат по хранению товаров на складе.
где,
ОЗхт - сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;
Сх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.
Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.
Т.о. с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются ОЗрз и возрастают ОЗхт. Данная модель позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами затрат так, чтобы их совокупная сумма была минимальной.
44.Расчет точки безубыточности. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Точка безубыточности (порог рентабельности) – это такая выручка (либо количество продукции), которая обеспечивает полное покрытие всех переменных и условно-постоянных затрат при нулевой прибыли. Любое изменение выручки в этой точке приводит к возникновению прибыли или убытка.
Порог рентабельности можно определить как графическим (см. рис. 1), так и аналитическим способом: Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.
При графическом методе точку безубыточности (порог рентабельности) находят следующим образом:
1. находим на оси У значение постоянных затрат и наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси Х;
2. выбираем какую-либо точку
на оси Х, т.е. какую-либо величину
объема продаж, рассчитываем для
данного объёма величину
3. выбираем снова любую величину объема продаж на оси Х и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значению совокупных затрат и валовой выручки (рис. 1). В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
Порог рентабельности = Постоянные затраты/ Коэффициент валовой маржи
Коэффициент валовой маржи. Валовая маржа (сумма для покрытия постоянных затрат и формирования прибыли) определяется как разница между выручкой и переменными затратами.
Запас финансовой прочности. Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности.
Запас финансовой прочности = выручка предприятия - порог рентабельности.
Сила воздействия операционного рычага (показывает, во сколько раз изменится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент и определяется как отношение валовой маржи к прибыли).
45.Финансовые риски: сущность,
методы определения и управлени
Финансовые риски - это вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала в ситуации неопределенности условий осуществления его фин. деятельности.
Виды финансовых рисков, связанных с покупательской способностью денег:
1. Инфляционный риск –
2. Дефляционный - при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий и снижение дохода.
3. Валютный риск - заключается в недополучении предусмотренных доходов в результате изменения обменного курса иностранной валюты.
4. Риск ликвидности –
Инвестиционные – связанные с вложением капитала:
1.Риск упущенной выгоды – недополучения прибыли.
2. Риск снижения доходности – процентные риски (с изменением доходов по акциям), кредитные – (неуплата заемщиком долга и процентов)
Финансовый риск имеет математическую вероятность наступления потерь. Определение риска сводится к определению значения вероятности наступления событий и выбор самого предпочтительного.
Методы оценки финансовых рисков.
Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
В абсолютном выражении риск может определятся величиной возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном выражении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некой базе.
Вероятность наступления события м/б определяться объективным и субъективным методом.
Объективным м-дом пользуются для определения вероятности наступления события на основе исчисления частоты, с которой происходит событие.
Субъективный м-д базируется на использовании субъективны критериев, которые основываются на различных предположениях. В основе оценки фин. рисков лежит нахождение зависимости между определенными размерами потерь и вероятностью их возникновения.
М-д экспертных оценок реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов.
Аналитический способ - построение кривой риска.
М-д аналогий полезен при анализе риска нового проекта, т. к. в данном случае исследуются неблагоприятные факторы фин. риска на др. аналогичные проекты.
Прогнозирование наступления риска и снижение его степени – называется риск-менеджментом.
Виды управления риском:
А) Устранение риска- отказ от некоторых видов деятельности, связанных с риском.
Б) Ограничение риска – принятие мер по предотвращению убытков
В) Переуступка риска – риски могут быть переуступлены страховой компании.
46.Управление денежным оборотом на предприятии.
Управление оборотным капиталом предприятия оказывает большое влияние на результаты его фин-хоз. деятельности. С одной стороны, необходимо более рационально использовать имеющиеся оборотные ресурсы, с другой стороны, в настоящее время предприятия имеют возможность выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Главной целью управления оборотным капиталом предприятия является в общем случае максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Предприятие в случае эффективного управления своими и чужими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения.
Объектами управления оборотным капиталом являются основные его элементы:
1.Запасы (управление запасами означает
определение потребности в них,
обеспечивающей бесперебойный
2.Дебиторская задолженность (управление
ДЗ предполагает определение
политики предоставления
3.Денежные средства (управление
ДС осуществляется путем
Управление оборотными средствами включает решение главных задач, таких как:
-расчет минимально
-выработка учетной политики
предприятия для оптимизации
налогообложения путем выбора
методов амортизации МБП, списания
товарно-материальных