Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………………
Понятие рентабельности…………………………………………...
Виды рентабельности………………………………………………
Система показателей рентабельности……………………………
Анализ и пути повышения рентабельности коммерческого предприятия…………………………………………………………
Анализ показателей рентабельности производства в ОАО «Дружба» г. Майкоп за 2001-2003г…………
Пути повышения рентабельности предприятия, ликвидации убыточности и малорентабельности………
Заключение…………………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложение…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕНА Курсовая ЭП.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного  и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности   по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

 

;

 

 

 

          ;

или

;

;

,

 

где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

 

 

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС - чистый приток денежных средств

 

  Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Резервы и пути повышения рентабельности

на коммерческом предприятии

 

2.1. Анализ показателей  рентабельности производства в

ОАО «Дружба»  г. Майкоп за  2001-2003г.

 

           Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  ОАО «Дружба» в целом, доходность производственной, предпринимательской, инвестиционной деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

         Рассмотрим  динамику показателей рентабельности  за три анализируемых года, которые представлены в приложении 2.

        Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной деятельности коммерческого предприятия характеризует норму возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной деятельности ОАО «Дружба» станем осуществлять с расчета уровней рентабельности производственной деятельности.

         Рентабельность производственной деятельности   исчисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

         Уровень  рентабельности производственной  деятельности исчисляется в целом  по предприятию и видам продукции и зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

         Способом  цепных подстановок произведем  расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию, и полученные данные внесем в таблицу 1.

 

 

 

                                                                                                 

                                                                                                          Таблица 1.

Результаты факторного анализа общей рентабельности в

ОАО «Дружба» за 2001 – 2003 гг , % .

Показатели

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Изменение рентабельности

6,7

1,49

- 0,18

 за счет:

Структуры реализованной продукции

 

- 0,1

 

0

 

+ 0,01

Удельного веса рентабельных видов продукции

0

0

0

Средних цен реализации

+ 1,4

0

+ 59,13

Себестоимости реализованной продукции

+ 5,4

+ 1,49

- 59,32

Общая рентабельность

+ 6,7

+ 1,49

- 0,18


      

Полученные данные свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности  в 2001 и 2002 годах перевыполнен,  а в 2003 году наоборот не довыполнен на 0,18 % .  Перевыполнение плана  произошло в 2001 году за счет  повышения среднего уровня цен на 1,4 %, в 2003 году – 59,13 %  . Рост  себестоимости реализованной продукции вызвал повышение уровня рентабельности  в 2001 году на 5,4 % , в 2002 году на 1,49 % . А в 2003 году рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 59,32 %.

 Как было отмечено  выше, финансовая рентабельность  характеризует эффективность инвестиций  собственников предприятия, которые  представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. Балансовая прибыль зависит от объема реализованной     продук-

ции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности.

Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности необходимо иметь следующие исходные  данные, которые показаны в приложении 3.

Используя данные приложения 3 сделаем расчет влияния факторов на

уровень рентабельности инвестированного капитала ОАО «Дружба», и полученные данные внесем в таблицу  2.

 

                                                                                                          Таблица 2.

Результаты факторного анализа рентабельности  инвестированного

 капитала в ОАО « Дружба» за 2001 – 2003 гг.

 

Показатели

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Изменение рентабельности

4,68

2,22

1,48

за счет:

Структуры реализованной продукции

 

- 0,09

 

+ 0,01

 

0

Средних цен реализации

+ 5,54

0

+ 0,16

Себестоимости реализованной продукции

- 2,11

+ 1,08

+ 2,62

Финансовых результатов

+ 0,5

+ 0,87

- 1,52

Ускорения оборачиваемости капитала

+ 0,84

+ 0,26

+ 0,22


      

 Данные расчеты таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что  лишь благодаря повышения ускорения оборачиваемости капитала в 2001 году план по уровню капитала выполнен. Положительно повлияли также внериализационные финансовые результаты на 0,5 % и повышение цен на 5,54 % . Повышение себестоимости продукции привело к снижению доходности капитала на 2,11%. На увеличение доходности капитала в 2002 году  на 2,22 % положительно повлияли все факторы - это и структура реализованной продукции на 0,01 %, ускорения оборачиваемости капитала на 0,26 %, внериализационные  финансовые результаты на 0,87 % . Уровень рентабельности капитала в 2003 году составил 1,48 % , в том числе за счет, повышения цен товарной продукции на 0,16 % , снижения себестоимости товарной продукции на 2,62 %, ускорения оборачиваемости капитала на 0,22%. Отрицательно сказалось на доходности капитала снижение внериализационных  результатов на 1,52 % .

2.2. Пути повышения рентабельности  предприятия, ликвидации 

  убыточности   и   малорентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

 

Объем продукции в стоимостном

выражении (N)

 

=

Объем продукции в физических

единицах(q)

 

Цена единицы

продукции(Ц)

         

Затраты на производство в денежном

выражение(S)

 

=

Объем использованных ресурсов

( в натуральном 

выражение)(z)

 

Цена единицы

ресурса(С)

         

Доходность

(N/S)

 

=

Производительность  ресурсов (q/z)

Возмещение затрат в цене продукта (Ц/С)

         

Прибыль (N-S)

 

=

Объем продукции в стоимостном выражении (q Ц)

 

-

Затраты на производство в денежном выражении(z C)


 

 

 

Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем:

или в развернутом виде

,

где:

J- индекс роста соответствующего показателя;

1;0- означают  что показатели исчислены за  отчетный и базисный периоды соответственно.

 Влияние  изменения промышленной производительности  на доходность определяется методом цепных подстановок

,

 

 

 

 

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности

 В  целом общее изменения доходности  за период балансируется с  факторными отклонениями

.

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности.

Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

- Какой  объем продаж следует обеспечить  чтобы не нести убытков?

- На сколько  можно снизить цены при увеличении  объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?

- Какова  максимальная величина затрат  на материалы, при которой выгодно производить продукцию?  и т.д.

 

 

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необхо-

димо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.

Итак, постараемся выделить  основные задачи финансового анализа применительно к деятельности  российских предприятий:                                                     

- Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно   погасить краткосрочные обязательства.

- Оценка    финансовой     устойчивости,  то      есть    возможности     погасить  долгосрочные кредиты,   нести убытки без риска полной потери собственных 

Информация о работе Экономическое содержание рентабельности коммерческого предприятия