Ямайская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и много валютный стандарт.
Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:
1 – выравнивание темпов инфляции в различных странах
2 – уравновешивание платежных балансов
3 – расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Вложенные файлы: 1 файл

международныу вал-кред отношения.docx

— 91.30 Кб (Скачать файл)

Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею –  Европейской системы центральных  банков, которую возглавляет Европейский  центральный банк. Именно этот орган  принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к  евро в рамках Механизмом обменных курсов II.

Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:

1. Критерий достижения высокого  уровня стабильности цен - означает, что показатель цен государства-члена,  характеризующий долговременный  средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.

2. Критерий защищенности финансового  положения правительства - означает, что соответствующее государство-член  не обладает на данный момент  чрезмерным бюджетным дефицитом,  то есть против него не возбуждена  процедура чрезмерного бюджетного дефицита.

3. Критерий нормального участия  в Механизме обменных курсов  за последние два года. Этот  критерий означает, что государство-член, не прилагало особых усилий  для участия в этом механизме.  В частности, не предпринимало  девальвации своей валюты в  отношении валюты любого другого  государства-члена (в том числе на двусторонней основе).

4. Критерий сближения, достигнутого  государством-членом и его участия  в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных  процентных ставок - означает, что  в течение года государство-член  имело среднюю номинальную величину  долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок – означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен. Также этот критерий включает в себя следующий ряд экономических показателе:

o    Уровень инфляции не  должен превышать более чем  на 1,5 % средний уровень трех стран-членов  ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.

o    Государственная задолженность  должна составлять менее 60 % от ВНП.

o    Государственный дефицит  должен составлять менее 3 % от ВНП.

o    На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕС.

Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту  Европейской системы центральных  банков и Европейского центрального банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Платежный баланс — балансовый счет международных операций — это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления.

 Методы балансирования платежных балансов. Формально платежный баланс, как всякий баланс, уравновешен, так как итоговые показатели основных и балансирующих статей погашают друг друга. Если платежи превышают поступления по текущим статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются иностранные займы и ввоз капитала. Речь идет о временных методах балансирования платежного баланса, так как страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займов. Для покрытия дефицита платежного баланса МВФ предоставляет резервные (безусловные) кредиты. Их объем невелик и распределяется неравномерно по странам в пределах 25% их квот (взносов). Кредиты сверх этой резервной позиции обусловлены жесткими требованиями проведения стаби­лизационных программ МВФ.

В поисках источников погашения  дефицита платежного баланса развитые страны мобилизуют средства на мировом  рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигацион­ных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и необусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты дороже и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность. Например, американские банки периодически вносят некоторые страны, главным образом развивающиеся, в «черные» списки. К тому же усиливается тенденция к координации деятельности частных банков и международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Для покрытия пассивного сальдо баланса  используются краткосрочные кредиты  по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые  центральными банками в национальной валюте.

С середины 70-х до середины 80-х годов  развитые страны активно применяли  нефтедоллары для погашения дефицита своих платежных балансов путем  рециклирования (перераспределения) валютной выручки нефтедобывающих стран от экспорта нефти.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также  льготные кредиты, полученные страной  по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность  стала глобальной проблемой. Окончательным  методом балансирования платежного баланса служит использование официальных  валютных резервов.

При золотом монометаллизме погашение  пассивного сальдо происходило путем  вывоза золота, но движение драгоценного металла никогда не находилось в  прямой зависимости от состоя­ния платежного баланса. Отлив золота не является показателем его пассивности, если металл вывозится из золотодобывающей страны. После отмены золотого стандарта применение золота для покрытия дефицита платежного баланса сократилось. В условиях официальной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

За счет вывоза золота США покрывали  от 1/5 до 1/3 дефицита платежного баланса  в 50—70-х годах. Однако опыт США показал, что даже страна с крупнейшим золотым  запасом не может долгое время использовать данный метод покрытия платежного баланса (это способствовало сокращению их золотого запаса с 24,6 млрд долл. в 1949 г. до 11 млрд в 1985 г.).

Стремясь сохранить право собственности  на свои золотые запасы, некоторые  страны (Италия, Португалия, Уругвай  и др.) предпочли использовать золото как обеспечение иностранных  займов для покрытия дефицита платежных  балансов в середине 70-х и начале 80-х годов. Это свидетельствует  о том, что золото сохраняет важное экономическое значение как чрезвычайные деньги. Италия, у которой золотой  запас составлял 3,5 млрд долл. в 1974 г., для балансирования платежного баланса получила кредит у ФРГ в 2 млрд долл. сроком на два года под золотое обеспечение исходя из среднерыночной цены золота (120 долл. за унцию в тот период). По требованию ФРГ это золото было изъято из хранилища в США и депонировано в Немецком федеральном банке. Банк Португалии в 1976 г. получил кредит (580 млн долл.) у ряда банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса; в 1983 г. Португалия получила от Банка Международных расчетов (БМР) заем в 300 млн долл. сроком на 3 месяца под залог 30 т золота.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса  служат резервы конвертируемой иностранной  валюты. После второй мировой войны  США и Великобритания пога­шали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее. В 50—60-х годах США покрывали до 70—80%, а после отмены конверсии доллара в золото в 1971 г. — до 100% пассивного сальдо платежного баланса национальной валютой, что привело в конечном счете к избытку долларов в международном обороте и их периодическому обесценению. В отличие от США другие государства, чтобы погасить дефицит платежного баланса конвертируемой валютой, должны ее «заработать» путем экспорта части национального богатства. Неравномерность распределения валютных резервов между странами ограничивает возможности их использования для балансирования платежного баланса.

С 70-х годов для приобретения иностранной валюты, необходимой  для покрытия дефицита платежного баланса, стали применяться СДР путем  перевода их со счета одной страны на счет другой в МВФ. Однако эмиссия  СДР незначительна, их доля в международных  ликвидных резервах невелика (1,9%). Они  неравномерно распределяются между  странами — членами МВФ в зависимости  от их взносов в него. Вопреки  первоначальному замыслу лишь 20% выпущенных СДР используются для  погашения пассивного сальдо платежного баланса. С 1979 г. страны — члены ЕВС  для покрытия дефицита платежного баланса  применяли также ЭКЮ, которые  заменены евро с 1999 г. Вспомогательным  средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных  и национальных ценных бумаг на иностранную  валюту. Например, США частично покрывают  пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

Окончательным средством погашения  дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме  субсидий и даров. Например, в 1947 г. 75% совокупного дефицита платеж­ных балансов стран Западной Европы были покрыты за счет помощи США ценой экономических и политических уступок. В современных условиях привлечение помощи особенно характерно для большинства развивающихся стран, платежные балансы которых, как правило, дефицитны.

Активное сальдо платежного баланса  используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней  задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государст­вам, увеличения официальных золото-валютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса  с середины 70-х годов. Оно возникло как следствие глобализации мирового хозяйства и недостаточной эффективности  национального регулирования. С  возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное неравновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран  и в мировом хозяйстве. Поэтому  ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам  регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта, двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп», кредиты международных финансовых институтов, прежде всего МВФ.

Превышение допустимой в мировом  сообществе нормы задолженности  страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты  таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности  МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешате­льство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего долга и заимствований.

В ЕС межгосударственное регулирование  платежного баланса осуществляется следующими основными методами:

• отмена таможенных пошлин, создание таможенного союза с 1 июля 1968 г. и  введение единого внешнего тарифа к  третьим странам;

• унификация налоговой системы;

• согласование условий кредитования экспорта товаров.

Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, его инструментарий расширился, а  применение приобрело систематический  характер в сочетании с другими  формами экономической политики. Программы стабилизации платежного баланса обычно сочетаются с мероприятиями  по оздоровлению экономики, сдерживанию  инфляции, сокращению бюджетного дефицита и т. д.

Однако задача уменьшения дефицита платежного баланса нередко вступает в конфликт с другими целями экономической политики — поддержание экономического роста и обеспечение занятости, которые требуют расширения хозяйственной активности, увеличения бюджетных расходов, снижения процентных ставок. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и  внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две  тенденции — партнерство и  разногласия — во взаимоотношениях стран с активным и пассивным  платежным балансом.

Информация о работе Ямайская валютная система