Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:04, курсовая работа
Банковская система Республики Беларусь – составная часть финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………..
1. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
2. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ, ИХ ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
3. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКОВ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ……………………………………………………………
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Существуют два основных профессиональных подхода к формированию портфеля ценных бумаг. Большинство крупных банков проводит как фундаментальный анализ, так и технический.
Фундаментальный анализ охватывает изучение деятельности отраслей и организаций, анализ финансового состояния организации, менеджмента и конкурентоспособности. Он складывается из отраслевого анализа и анализа организации. При отраслевом анализе банк определяет отрасли, представляющие для него наибольший интерес, а затем в этих отраслях устанавливаются организации-лидеры, и среди них выбирается организация, акции которой целесообразно приобрести.
Технические эксперты базируются на изучении биржевой (или внебиржевой) статистики; анализируют изменение спроса и предложения, движение курсов акций, объемы, тенденции и структуру фондовых рынков на базе диаграмм и графиков, прогнозируют возможное воздействие ситуации на рынке на спрос и предложение ценных бумаг.
Анализ организации делится на количественный и качественный:
качественный анализ – это анализ эффективности управления организацией;
количественный – исследования различного рода относительных показателей, полученных сопоставлением отдельных статей финансового отчета организации. Проводятся сравнения с аналогичными предприятиями и среднеотраслевыми данными главных абсолютных показателей ее деятельности (объем продаж, валовая и чистая прибыль), изучение изменений и рентабельности продаж и прибыльности капитала, в чистом доходе на одну акцию и размерах выплачиваемого по акциям дивиденда.
Инвестиционные ценные бумаги приносят банкам доход в виде процентного дохода, комиссионных за предоставление инвестиционных услуг и прироста рыночной стоимости.
Основные риски при инвестировании связаны с возможностью:
С целью уменьшения потерь от обесценения ценных бумаг коммерческие банки должны создавать резервы, относящиеся на затраты банка. По реальной рыночной стоимости переоцениваются вложения в следующие ценные бумаги:
После определения целей инвестирования и видов ценных бумаг для покупки банки выбирают стратегию управления портфелем. По методам ведения операций стратегии подразделяются на активные и пассивные.
Все активные стратегии основаны на прогнозировании ситуации на различных секторах финансового рынка и активном использовании банковскими специалистами прогнозов корректировки портфеля ценных бумаг. Например, относительно облигаций – это прогноз процентных ставок, относительно акций – прогноз их курса, дивидендов.
Пассивные стратегии в меньшей степени используют прогноз на будущее. Популярный подход в таких методах управления – индексирование, т.е. ценные бумаги для портфеля подбираются исходя из того, что доходность инвестиций должна соответствовать определенному индексу и иметь равномерное распределение инвестиций между выпусками разной срочности. При этом долгосрочные бумаги обеспечивают банку более высокий доход, а краткосрочные – ликвидность. Реальная портфельная стратегия объединяет элементы как активного, так и пассивного управления.
Наиболее важная причина значительного роста инвестирования банков в ценные бумаги – относительно высокий уровень доходов по ним, меньший риск и высокая ликвидность по сравнению с кредитными операциями.
Таким образом, разнообразие осуществляемых банками операций с ценными бумагами находится в прямой зависимости от видов деятельности банков на рынке ценных бумаг, которые отражают различную роль, выполняемую кредитными организациями при проведении определенных операций с ценными бумагами. В современной экономической литературе выделяют 4 вида деятельности банков на рынке ценных бумаг:
Каждый вид деятельности включает широкий спектр разнообразных операций, опосредующих как движение самих ценных бумаг, так и реализацию прав, вытекающих из этих ценных бумаг.
Таким образом активные операции банков с ценными бумагами можно условно разделить на две большие группы: учетно-ссудные операции и инвестиционные.
К первой группе относятся операции по учету векселей, выдача ссуд под залог векселей и товарных документов, ипотечные кредиты, ссуды под ценные бумаги.
Во вторую категорию активных операций с ценными бумагами входят и арбитражные операции банков за собственный счет, преследующие цель получения дохода за счет курсовых разниц.
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Втекущем году в экономике страны наблюдается быстрая стабилизация. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее. Инфляция снизилась с гиперинфляционного уровня до умеренных размеров. В основе стабилизационных процессов лежат в том числе изменения стратегии и принципов денежно-кредитной политики, сформированные во второй половине 2011 г. [15, с.17]
За последние годы существенно возрос уровень банковского обслуживания населения в Республике Беларусь.
Для банковской системы важными и почти неизменными для любого периода факторами являются:
Предоставление банковских услуг с использованием различных средств телекоммуникаций является одной из основных тенденций развития банковских услуг. Исследования рынка банковских услуг показывают, что при предоставлении банковских услуг возрастает значение телефона, телефакса и Интернета. В свою очередь, банки вкладывают большие деньги в развитие информационных технологий и персонал, необходимый для управления и обслуживания информационных систем. В соответствии с мировой практикой в среднем доля расходов на компьютеризацию составляет более 17 % от общей сметы годовых расходов банка.
Важным направлением в развитии банковских услуг является концентрация банковского капитала и стремление крупнейших банков к комплексности и универсальности их предоставления. Универсальность банковского учреждения подразумевает возможность предоставления комплексного портфеля услуг независимо от географического положения филиала или отделения транснационального банка.
Развитие информационных технологий позволило определить принципиально новое направление банковского обслуживания клиентов – home-banking (хоум-банкинг) – проведение банковских операций на дому или в офисе клиента с использованием телефонной связи, модема и компьютера. Такой способ предоставления банковских услуг позволил увеличить спектр предоставляемых услуг, ускорить процесс их предоставления, уменьшить их себестоимость и трудоемкость. [23, с. 5]
В популярной в настоящее время технологии хоум-банкинг можно выделить три основных направления развития: система «Клиент-банк», интернет-банкинг и мобильный банкинг. [23, с. 6]
С помощью системы «Клиент-банк» клиенты банка могут совершать различные операции из дома или из офиса: управление счетом, получение информации о состоянии счетов и другой банковской информации, проведение платежей и оплата услуг с расчетных и других счетов и с пластиковых карт, а также проведение других операций.
Интернет-банкинг – система получения банковских услуг через выход в Интернет. В отличие от системы «Клиент-банк», система Интернет-банкинг не привязана к конкретному компьютеру с установленным программным обеспечением. Клиент может активизировать систему Интернет-банкинг с любого компьютера при помощи электронного ключа (обычно это дискета). Таким образом, клиент может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере.
Мобильный банкинг – получение банковских услуг непосредственно с помощью мобильного телефона или ноутбука при использовании технологии беспроводного доступа. Такая технология позволяет передавать информацию интернет-сайтов на мобильные телефоны с функцией выхода в Интернет. Эта система предоставляет еще большую свободу доступа. Среди потребителей банковских услуг при помощи мобильного телефона первое место занимают Скандинавские страны, и, по оценкам экспертов, в ближайшем будущем более 40 % клиентов перейдут на мобильное обслуживание своих счетов.
Реализация ряда концепций развития (банковской системы, розничных банковских услуг, системы безналичных расчетов по розничным платежам) и Государственной программы развития технической инфраструктуры, на 2006 – 2010 г.г. способствовала формированию и развитию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. [27]
Сегодня в Беларуси функционируют разнообразные системы расчетов, использующие банковские пластиковые карточки в качестве платежного средства – внутренняя система «БелКарт» и международные банковские системы VISA и Europay/Mastercard, частных систем “Нефтекарт”, “Трастбанк”, “Белинвест-Ликард”. Следует отметить, что наблюдается тенденция к сокращению присутствия частных платежных систем на “карточном рынке”.
Количество карточек, находящихся в обращение в Республике Беларусь, по состоянию на 01.01.2012 составило 9,9 млн. единиц, из них карточек «БелКарт» - 4,4 млн. единиц, или 44 процента от общего количества выпущенных в обращение карточек. Система «БелКарт» по количеству карточек в обращении вышла на первое место в стране, опередив международные платежные системы MasterCard (18 %) и VISA (38 %) [27]
Дальнейшее развитие безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек будет способствовать снижению расходов государства на изготовление денежной наличности, росту ресурсов в банках, снижению оборота теневой экономики, что создаст предпосылки для экономического роста и развития государства.
На протяжении всего периода развития карточного рынка банками активно проводится работа по стимулированию безналичных расчетов за товары и услуги с использованием банковских пластиковых карточек.
Удельный вес безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в организациях торговли и сервиса в розничном товарообороте по итогам 2011г. составил 7,8 процента, в сфере услуг – 11,5 процента (по итогам 2007г. – 0,9 процента и 4,0 процента соответственно).
Расширение сети платежного оборудования за счет средств банков, организаций торговли и сервиса, электрической связи, транспорта обусловлено нормами законодательства и востребованностью безналичных расчетов у населения.
Ежегодное увеличение в среднем в 2 раза объемов безналичных расчетов по пластиковым карточкам через платежные терминалы, инфокиоски, банкоматы, услуги типа «интернет-банкинг» свидетельствует о росте платежной культуры населения.
Развития международных банковских услуг является возросшее значение консультационных услуг по управлению активами, страхованию, наследованию права.
В последние годы четко обозначилась тенденция к увеличению банковских услуг на рынке ссудных капиталов, где банк выступает посредником между заемщиком и кредитором, причем эти услуги относятся к разряду внебалансовых банковских услуг. К таким услугам относятся гарантийные кредитные письма и другие финансовые гарантии, секьюритизация, продажа займов.
Общее увеличение посреднических банковских услуг на рынке ссудных капиталов вызвано тем, что корпорации в целях экономии на банковском проценте напрямую осуществляют заимствования на международных рынках капитала посредством облигационных займов и других инструментов финансового рынка. Данный факт существенно повлиял на перераспределение банковских услуг в сторону увеличения посреднических услуг на рынке ссудных капиталов и снижения классических кредитных банковских услуг.
Совокупность вышеперечисленных тенденций развития банковских услуг совместно с увеличением объемов мировой торговли, активизацией процессов слияния и поглощения в промышленности и финансовой сфере, либерализацией капитальных потоков и транснационализацией обусловили рост международных банковских услуг. К международным банковским услугам относятся услуги, связанные с банковским обслуживанием внешнеэкономической деятельности клиента.
Экономические и правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Законом Республики Беларусь "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь", законом Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь", другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действие законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь, т. е. на всю кредитную систему.
Президент Республики Беларусь 13 июля 2012 г. подписал Закон Республики Беларусь “О внесении дополнений и изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь”. Закон был принят Палатой представителей 27 июня 2012 г., одобрен Советом Республики 29 июня 2012 г. Текст документа официально опубликован в Национальном реестре правовых актов 21 июля 2012 г.