Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:02, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ состояния расчетов с покупателями и поставщиками и разработка мероприятий по совершенствованию организации учета и контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности на действующем предприятии.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются: исследование теоретических основ организации учета расчетов с покупателями и поставщиками, анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, разработка мероприятий по совершенствованию организации контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности.
ВВЕДЕНИЕ
5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ
8
1.1.Хозяйственные связи между покупателями и поставщиками
8
1.2.Сущность, виды и учет расчетов
12
1.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
17
2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГОВАЯ МАРКА»
25
2.1.Общая характеристика предприятия
25
2.2.Анализ взаимоотношений и учет расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии
29
2.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
39
3.МЕТОДЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
54
3.1.Комплекс мер по совершенствованию системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями
54
3.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью
57
3.3 Управление отношениями с покупателями и поставщиками с помощью программного продукта CRM (Customer Relationship Management)
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кафедра
«Финансы и кредит»
на
тему: «Анализ взаимоотношений
с покупателями и поставщиками
торгового предприятия
ООО «Фортуна»»
ИРКУТСК,
2011
АННОТАЦИЯ
Дипломная работа содержит пояснительную записку (текстовой материал) на 68 листах формата А4, включающую 2 рисунка, 5 таблиц, 50 литературных источников.
ДОГОВОР, ПОСТАВЩИК, ПОКУПАТЕЛЬ, ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, ВИДЫ РАСЧЕТОВ, ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ
Дипломная работа посвящена вопросам взаимоотношениям предприятия с поставщиками и покупателями и организации учета и контроль кредиторской и дебиторской задолженности.
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Фортуна».
В первой главе освещены основные принципы взаимоотношений с покупателями и поставщиками. Основной упор сделан на теоретическую и законодательную базу заключения договоров, а так же учету и анализу кредиторской и дебиторской задолженности.
Во второй главе проведен анализ работы торгового предприятии ООО «Фортуна». Детально, на практическом материале рассмотрены взаимоотношения с покупателями и поставщиками, порядок учета и анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
В
третьей главе даны предложения
по улучшению контроля и управлению
дебиторской и кредиторской задолженностью.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 | ||
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ | 8 | ||
1.1.Хозяйственные связи между покупателями и поставщиками | 8 | ||
1.2.Сущность, виды и учет расчетов | 12 | ||
1.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности | 17 | ||
2. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГОВАЯ МАРКА» | 25 | ||
2.1.Общая характеристика предприятия | 25 | ||
2.2.Анализ взаимоотношений и учет расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии | 29 | ||
2.3.Анализ дебиторской и кредиторской задолженности | 39 | ||
3.МЕТОДЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ | 54 | ||
3.1.Комплекс мер по совершенствованию системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и покупателями | 54 | ||
3.2. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью | 57 | ||
3.3 Управление отношениями с |
61 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 77 | ||
|
82 | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ | |||
Организации постоянно вступают в хозяйственные взаимоотношения с различными субъектами рынка, вследствие чего возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с получением или продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу.
Платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность зависит в первую очередь от состояния расчетов с поставщиками и покупателями.
В результате взаимоотношений с поставщиками и покупателями возникает дебиторская и кредиторская задолженность. Дебиторская задолженность - это сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений с ними.
Кредиторская задолженность образуется как следствие ненадлежащего исполнения сторонами взятых на себя обязательств и представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством.
На
современном этапе
Задолженность по этим расчетам в процессе финансово - хозяйственной деятельности должна находиться в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.
Развитие
рыночных отношений повышает ответственность
и самостоятельность
Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, заменяющих наличные деньги в обороте.
Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность торгового предприятия ООО «Фортуна».
Предметом исследования – взаимоотношения с поставщиками и покупателями на предприятии ООО «Фортуна».
Целью дипломной работы является анализ состояния расчетов с покупателями и поставщиками и разработка мероприятий по совершенствованию организации учета и контроля расчетов, по управлению дебиторской и кредиторской задолженности на действующем предприятии.
Исходя
из данной цели, задачами дипломной
работы являются: исследование теоретических
основ организации учета
Методологической и теоретической основой для написания дипломной работы послужили работы фундаментальной литературы в области экономики и финансов отечественных и зарубежных ученых, специалистов (учебники, учебные пособия, периодические российские публицистические научные издания, нормативно-правовая база и др.).
В
исследовании были использованы методы
экономического анализа и статистики.
Количественный анализ основывался на
использовании математических и статистических
приемов и средств исследования (группировки,
анализа рядов динамики и др.).
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПОСТАВЩИКАМИ
1.1.
Хозяйственные связи
между поставщиками
и покупателями
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в процессе поставок товаров, в том числе в отношении объема, ассортимента, качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.
Подавляющая часть
В рамках годовых хозяйственных связей заранее определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются объем и артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и регулируется процесс их организации.
В хозяйственных связях по поставкам товаров четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование хозяйственных связей, их оформление и функционирование.
Этап формирования хозяйственных связей представляет собой принятие участвующими в них предприятиями взаимных обязательств, которые определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и промышленности.
Заключенные договоры обеспечивают закрепление в правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятельного выбора поставщиков товаров покупателями. Заключение договоров на поставку товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.
Этап функционирования хозяйственных связей представляет собой процесс выполнения участниками этих связей взятых на себя в соответствии с заключенными договорами взаимных обязательств по поставкам товаров: организацию отгрузки поставщиками товаров в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренных договором, приемку отгруженных товаров получателями, расчеты за поставленные товары.
Также необходимо добавить, что хозяйственные связи на всех этапах регулируются общими и специальными нормативными актами.
Говоря о хозяйственных связях торговой фирмы с поставщиками нужно подробно остановиться на договорной работе, т.к. от ее успешного функционирования напрямую зависит успешная деятельность любой торговой фирмы.
При рыночных отношениях, в связях торгового предприятия с поставщиками и посредниками важное место занимает договор поставки, и порядок его заключения и расторжения. Это обусловлено тем, что при равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров и продукции.
Коммерческие работники должны обеспечивать своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками товаров и постоянный контроль за их исполнением.
Договоры заключаются путем составления одного документа, подписываемого сторонами, или путем принятия поставщиком заказа покупателя к исполнению. Договорные отношения могут быть установлены также путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами и радиограммами. Договора могут заключаться на 5 лет, на год или иной период. В частности могут быть заключены краткосрочные, сезонные договоры, а также на разовые поставки – единовременная закупка партии товаров. Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется так называемая пролонгация, т.е. продление договора. Однако в этом случае обязательно согласование ассортимента поставляемых товаров.
Заключение договоров на поставку товаров может путем непосредственного обращения поставщика или покупателя к другой стороне с предложением заключить договор.
При такой форме заключения договора на поставку товаров покупатель (потребитель) направляет поставщику заказ в двух экземплярах с указанием количества, развернутого ассортимента, качества товаров, сроков поставки, цены и других необходимых данных. Заказ считается принятым к исполнению и приобретает силу договора, если в течение установленного времени (20 дней) после его получения поставщик не сообщает покупателю об отклонении заказа либо о возражениях по отдельным его условиям. Возражения по отдельным условиям заказа и их мотивы поставщик указывает в подписанном заказе. При необходимости согласования дополнительных условий, не предусмотренных заказом, поставщик в тот же срок может направить покупателю проект договора в двух экземплярах. Договор поставки также может заключаться путем предоставления стороне по договору (покупателю или поставщику) проекта договора в двух экземплярах с приложенной к нему спецификацией, т.е. ассортиментной ведомостью на поставку товаров. Сторона не позднее установленного срока после получения проекта договора подписывает его и один экземпляр договора возвращает другой стороне. Если при получении проекта договора на поставку товаров у стороны по договору возникнут возражения по его условиям, то она в тот же срок (не позднее 20 дней после получения проекта) составляет протокол разногласий и направляет его в двух экземплярах другой стороне вместе с подписанным договором, оговорив наличие разногласий в договоре.