Анализ и совершенствование деятельности Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование деятельности Банка России, его задачи.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
 Рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;
 провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;
 разработать основные направления совершенствования деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Роль Банка России в экономике государства 5
1.1. Общие положения деятельности Банка России 5
1.2. Задачи деятельности Банка России и его функции 9
1.3. Взаимоотношение Банка России с органами государственного управления 13
2. Роль Банка России в укреплении и развитии банковской системы 16
2.1. Надзор за деятельностью кредитной организации 16
2.2. Инструменты денежно-кредитного регулирования 20
3. Анализ и совершенствование деятельности Банка России 25
3.1 Оценка деятельности Банка России 25
2.2. Анализ кредитных отношений с коммерческими банками 30
3.2. Основные направления совершенствование деятельности Банка России 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Банк России 35 ИГЭА.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

      Базовые принципы составляют основу для создания  надлежащей системы надзора. Приводимые стандарты являются минимально необходимыми и сами по себе в определенных ситуациях могут быть недостаточными. Каждая страна должна определить, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями.  Функция банковского надзора динамична по своей природе и призвана реагировать на изменения рынка. Органы надзора должны быть готовы к тому, что периодически им придется пересматривать политику и практику надзора под воздействием различного рода новых тенденций.

    Банк  России устанавливает обязательные для кредитных организаций и  банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации  внутреннего контроля, составления  и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

    Для осуществления своих функций  Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

    Банк  России вправе устанавливать для  участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

    Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической  ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

      В целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, при выявлении в деятельности кредитных организаций  нарушений действующих законодательства, нормативных актов Банка России, Территориальные учреждения вправе применять к ним самые жесткие меры надзорного реагирования, вплоть до отзыва лицензии.

      В целях реализации полномочий по надзору  за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора, Банк России устанавливает перечень мер воздействия и порядок их применения.

      Согласно  Инструкции ЦБР «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности»  под пруденциальными нормами понимаются установленные Банком России:

      -предельные  величины рисков, принимаемых кредитными  организациями;

      -нормы  по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

      -требования, невыполнение которых может отрицательно  повлиять на финансовое положение  кредитных организаций или на  возможность реальной оценки  их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, предоставлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных банковским законодательством, представлению аудиторских заключений и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности банков.

    Меры  воздействия к кредитным организациям применяются Банком России (территориальными учреждениями Банка России) в случаях  и в порядке, определенном действующим банковским законодательством и действующей редакцией Инструкции БР « О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение норм пруденциальной деятельности».

      Основной задачей, решаемой надзорными  органами при применении мер  воздействия, является регулирование  деятельности кредитных организаций  в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и Банком России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим банковским законодательством и  Инструкцией № 59, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

     

2.2. Инструменты денежно-кредитного регулирования

     Денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается  как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

     Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
  3. операции на открытом рынке (купля-продажа Банком  России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
  4. рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
  5. валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном  рынке  для  воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  6. установление ориентиров роста денежной массы;
  7. прямые количественные ограничения (установление лимитов на  рефинансирование
  8. банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций) [14, с. 85].

     Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

     В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

     1. Операции на открытом рынке.

     2. Нормативы обязательных резервов  депонируемых в ЦБ (резервные  требования).

     3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.

     4. Рефинансирование кредитных организаций.

     5. Валютные интервенции.

     6. Установление ориентиров роста  денежной массы.

     7. Прямые количественные ограничения.

     8. Эмиссия облигаций от своего  имени.

     Рассмотрим  более подробно инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

     Операции  на открытом рынке

     К экономическим мерам по регулированию  денежно-кредитной политики относятся  также операции Центрального банка  на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

     Политика  открытого рынка представляет собой  орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

     Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

     Успех политики открытого рынка зависит  от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

     Когда необходимо поддержать ликвидность  коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

     Рефинансирование  банков

     Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов.

     Кредитные рефинансирования различаются по:

     — форме обеспечения — учетные  и ломбардные кредиты;

     — срокам использования — краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

     — методам предоставления — прямые кредиты и кредиты, реализуемые  Центральным банком через аукционы;

     — целевому характеру — корректирующие и сезонные кредиты.

     Процентная  политика или регулирование официальной  процентной ставки

Информация о работе Анализ и совершенствование деятельности Банка России