Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:59, курсовая работа
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что прибыль является главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом предпринимательской деятельности. В то же время она отражает все многообразие производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В обобщенном виде понятие прибыли может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал. Она характеризует вознаграждение предпринимателя за риск осуществления предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
Ставка доходности собственного капитала:
(22)
где P – прибыль после уплаты налогов (чистая прибыль);
K – размер собственного капитала.
Ставка доходности инвестированного капитала:
(23)
где Z – долгосрочная задолженность;
S – ставка процента по кредитам, %.
Прибыль составит:
(24)
То есть прибыль, полученная предприятием, равна разности между прибылью на общую сумму капитализации и стоимостью процентов по непогашенной задолженности с учетом налогов. С учетом предыдущей формулы ставка доходности собственного капитала:
(25)
Отсюда:
(26)
Таким образом, можно отметить, что из-за наличия долгов(Z) в структуре чистых активов (Z+K) доходность собственного капитала (K) увеличивается до тех пор, пока стоимость уплаченных процентов не превысит прибыль. Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства не является официально рекомендованным, в связи с чем он пока остается для прогнозных расчетов значений цены и прибыл.
Целевые ориентиры проводимого финансового анализа зависят от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы. Налоговому органу важен ответ на вопрос способно ли предприятие к уплате налогов. Поэтому с точки зрения налоговых органов финансовое положение характеризируется следующими показателями:
–прибыль до налогообложения;
– рентабельность активов = прибыль до налогообложения в % к стоимости активов;
– рентабельность реализации = прибыль до налогообложения в % к выручке от реализации;
– прибыль до налогообложения на 1 рубль средств на оплату труда.
Исходя из этих показателей, налоговые органы могут определить и поступление платежей в бюджет на перспективу.
Банки должны получить ответ на вопрос о платёжеспособности предприятия, т. е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его активов.
Управляющие предприятием главным образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью предприятия.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче – увеличению активов предприятия.
Савицкая Г. В. предлагает следующую методику анализа финансовых результатов коммерческой организации [13].
Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг
Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг по Савицкой Г.В. (рис. 1)
Рис. 1. Структурно-логическая факторная модель прибыли
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); её структуры (Удi); себестоимости (Сi); и уровня среднереализационных цен (Цi):
П=∑[VРПобщ * Удi(Цi-Сi)] (27)
Объем реализации продукции
может оказывать как
Структура реализованной
продукции может также
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки. Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П=VРП1 * (Цi-Сi) (28)
Анализ прочих финансовых доходов и расходов
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.
К инвестиционным относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.д.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставлении организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие внереализационные
доходы и расходы – это прибыль
(убытки) прошлых лет, выявленные в
отчетном году; курсовые разницы по
операциям в иностранной
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Анализ рентабельности коммерческой организации
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп, характеризующих:
1) окупаемость затрат;
2) прибыльность продаж;
3) доходность капитала и его частей.
-рентабельность продукции
-рентабельность продаж (оборота)
-рентабельность совокупного капитала
-рентабельность (доходность) операционного капитала
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала (отношение прибыли от основной деятельности к средней сумме операционного капитала).
Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности
Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение её себестоимости, повышение качества продукции, реализация её на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 2)
Рис. 2. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р П) и снижение её себестоимости (Р С).
Анализ использования прибыли
Для анализа используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.
Распределение прибыли показано на рис. 3, из которого видно, что одна её часть в виде налогов и сборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма – чистая прибыль – используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.
Рис. 3. Общая схема распределения прибыли
В процессе анализа необходимо
изучить факторы изменения
Кроме рассмотренных выше
методик анализа прибыли
Цель экспресс-анализа – наглядная и несложная (по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности или нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений.
Предлагаемые в экономической литературе методики экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей на фактические объем и структуру продаж. Этот подход получил широкое распространение в условиях директивной экономики, поскольку в форме «Отчета о реализации продукции» предусматривалась специальная графа «по плану, пересчитанному на фактическую реализацию». Пересчет можно представить в виде формулы:
(34)
Действующая в настоящее время форма «Отчет о финансовых результатах» не предусматривает необходимости пересчета фактических данных о продажах в базисные цены реализации и при базисной себестоимости единицы продукции.
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии [9 с. 20].
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [10 с. 95]:
1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.
2. Комплексный характер
формирования управленческих
3. Высокий динамизм управления.
Даже наиболее эффективные
4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.
5. Ориентированность на
стратегические цели развития
предприятия. Какими бы