С учетом содержания процесса
управления прибылью и предъявляемых
к нему требований формируются его цели
и задачи.
Главной целью управления
прибылью является обеспечение максимизации
благосостояния собственников предприятия
в текущем и перспективном периоде. Эта
главная цель призвана обеспечивать одновременно
гармонизацию интересов собственников
с интересами государства и персонала
предприятия.
Можно сформулировать систему
основных задач, направленных на реализацию
главной цели управления прибылью. [11 с.
126].
1. Обеспечение максимизации
размера формируемой прибыли,
соответствующего ресурсному потенциалу
предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта
задача реализуется путем оптимизации
состава ресурсов предприятия и обеспечения
их эффективного использования. Основными
выступают максимально возможный уровень
использования ресурсного потенциала
и сложившаяся конъюнктура товарного
и финансового рынков.
2. Обеспечение оптимальной
пропорциональности между уровнем
формируемой прибыли и допустимым
уровнем риска. Как уже отмечалось,
между этими двумя показателями
существует прямо пропорциональная
связь. С учетом отношения менеджеров
к хозяйственным рискам формируется
допустимый их уровень, определяющий агрессивную,
умеренную (компромиссную) или консервативную
политику осуществления тех или иных видов
деятельности или проведения отдельных
хозяйственных операций. Исходя из заданного
уровня риска в процессе управления должен
быть, максимизирован соответствующий
ему уровень прибыли.
3. Обеспечение высокого
качества формируемой прибыли.
В процессе формирования прибыли
предприятия должны быть в
первую очередь реализованы резервы
ее роста за счет операционной деятельности
и реального инвестирования, обеспечивающих
основу перспективного развития предприятия.
В рамках операционной деятельности основное
внимание должно быть уделено обеспечению
роста прибыли за счет расширения объема
выпуска продукции и освоения новых перспективных
ее видов.
4. Обеспечение выплаты
необходимого уровня дохода на
инвестированный капитал собственникам
предприятия. Этот уровень при успешной
деятельности предприятия должен быть
не ниже средней нормы доходности на рынке
капитала, при необходимости возмещать
повышенный предпринимательский риск,
связанный со спецификой деятельности
предприятия, а также инфляционные потери.
5. Обеспечение формирования
достаточного объема финансовых
ресурсов за счет прибыли в соответствии
с задачами развития предприятия в предстоящем
периоде. Так как прибыль является основным
внутренним источником формирования финансовых
ресурсов предприятия, ее размер определяет
потенциальную возможность создания фондов
производственного развития, резервного
и других специальных фондов, обеспечивающих
предстоящее развитие предприятия. При
этом в самофинансировании развития предприятия
прибыли должна отводиться главенствующая
роль.
6. Обеспечение постоянного
возрастания рыночной стоимости
предприятия. Эта задача призвана обеспечивать
максимизацию благосостояния собственников
в перспективном периоде. Темп возрастания
рыночной стоимости в значительной степени
определяется уровнем капитализации прибыли,
полученной предприятием в отчетном периоде.
Каждое предприятие исходя из условий
и задач хозяйственной деятельности само
определяет систему критериев оптимизации
распределения прибыли на капитализируемую
и потребляемую ее части.
7. Обеспечение эффективности
программ участия персонала в
прибыли. Программы участия персонала
в прибыли, призванные гармонизировать
интересы собственников предприятия и
его наемных работников, должны с одной
стороны эффективно стимулировать трудовой
вклад этих работников в формирование
прибыли, а с другой стороны - обеспечивать
достаточно приемлемый уровень их социальной
зашиты, которую государство в современных
условиях полностью обеспечить не в состоянии.
Все рассмотренные задачи
управления прибылью теснейшим образом
взаимосвязаны, хотя отдельные из них
и носят разнонаправленный характер
(например, максимизация уровня прибыли
при минимизации уровня риска; обеспечение
достаточного уровня удовлетворения интересов
собственников предприятия и его персонала;
обеспечение достаточного размера прибыли,
направляемой на прирост активов и на
потребление и т.п.). Поэтому в процессе
управления прибылью отдельные задачи
должны быть оптимизированы между собой.
Как и каждая управляющая
система, управление прибылью реализует
свою основную цель и главные задачи
путем осуществления определенных
функций.
Построение системы управления
прибылью требует формирования систематизированного
перечня объектов этого управления. Такая
систематизация объектов управления должна
с одной стороны отражать функциональную
направленность этого управления, а с
другой - различные его уровни.
Функциональная направленность
объектов управления прибылью по общепринятым
стандартам выделяет два основных их
вида:
-управление формированием
прибыли;
-управление распределением
и использованием прибыли.
Каждый из этих макрообъектов
управления прибылью в свою очередь
подразделяется на объекты более
низкого порядка, образуя определенную
иерархическую систему.
Процесс управления прибылью
предприятия базируется на определенном
механизме. В структуру механизма управления
прибылью входят следующие элементы:
1. Государственное правовое
и нормативное регулирование
вопросов формирования и распределения
прибыли предприятия. Принятие
законов и других нормативных
актов, регулирующих формирование
и распределение прибыли предприятия,
представляет собой одно из
направлений экономической политики
государства. Законодательные и нормативные
основы этой политики регулируют образование
и распределение прибыли предприятий
в разных формах. К числу основных из этих
форм относятся: налоговое регулирование;
регулирование механизма амортизации
основных фондов и нематериальных активов,
регулирование размеров отчислений прибыли
в резервный фонд, регулирование минимальных
размеров заработной платы и другие.
2. Рыночный механизм регулирования
формирования и использования
прибыли предприятия. Спрос и
предложение на товарном и
финансовом рынках формируют
уровень цен на продукцию, стоимость
привлечения кредитов, доходность отдельных
ценных бумаг, среднюю норму доходности
капитала и т.п. По мере углубления рыночных
отношений роль рыночного механизма регулирования
формирования и использования прибыли
предприятия будет возрастать.
3. Внутренний механизм
регулирования отдельных аспектов
формирования, распределения и использования
прибыли предприятия. Механизм такого
регулирования формируется в рамках самого
предприятия, соответственно регламентируя
те или иные оперативные управленческие
решения по вопросам формирования, распределения
и использования прибыли. Так, ряд этих
аспектов может регламентироваться требованиями
устава предприятия. Отдельные из этих
аспектов регулируются формируемой на
предприятии целевой политикой управления
прибылью. Кроме того, на предприятии может
быть разработана и утверждена система
внутренних нормативов и требований по
вопросам формирования, распределения
и использования прибыли.
4. Система конкретных
методов и приемов осуществления
управления прибылью. В процессе
анализа, планирования и контроля
формирования и использования
прибыли используется обширная
система методов, с помощью которых
достигаются необходимые результаты.
К числу основных из них относят методы:
технико-экономических расчетов, балансовый,
экономико-статистические, экономико-математические,
сравнения и другие [12 с. 15].
Эффективный механизм управления
прибылью предприятия позволяет
в полном объеме реализовать стоящие
перед ним цели и задачи, способствует
результативному осуществлению
функций этого управления. Важной
составной частью механизма управления
прибылью предприятия являются системы
и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет
собой процесс исследования условий и
результатов ее формирования и использования
с целью выявления резервов дальнейшего
повышения эффективности управления ею
на предприятии.
- Характеристика и анализ прибыли на ОАО «РЖД»
- Организационно – экономическая характеристика ОАО «РЖД»
Железнодорожный комплекс имеет особое
стратегическое значение для России.
Он является связующим звеном единой
экономической системы, обеспечивает
стабильную деятельность промышленных
предприятий, своевременный подвоз жизненно
важных грузов в самые отдаленные уголки
страны, а также является самым доступным
транспортом для миллионов граждан [17].
Открытое акционерное общество
«Российские железные дороги» входит
в мировую тройку лидеров железнодорожных
компаний. Это определяют следующие факторы:
-огромные объемы грузовых и
пассажирских перевозок;
-высокие финансовые рейтинги;
-квалифицированные специалисты
во всех областях железнодорожного транспорта;
-большая научно-техническая
база;
-проектные и строительные мощности;
-значительный опыт международного
сотрудничества.
ОАО «РЖД» было учреждено постановлением Правительства
РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание
компании стало итогом первого этапа реформирования
железнодорожной отрасли в соответствии
с постановлением Правительства
РФ от 18 мая 2001 года № 384.
1 октября 2003 года – начало деятельности
ОАО «РЖД».
Учредителем и единственным акционером
ОАО «РЖД» является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия
акционера осуществляет Правительство
Российской Федерации.
Имущество компании было сформировано
путем внесения в уставный капитал ОАО
"РЖД" по балансовой стоимости активов
987 организаций федерального железнодорожного
транспорта, принадлежащих государству.
Деятельность
Перевозка грузов и пассажиров
- Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.
- Оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
- Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
- Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
- Сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях.
- Оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров.
- Транспортно-экспедиционная деятельность.
- Перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
- Организация и эксплуатация логистических центров, а также создание интегрированной логистической документации и ее реализация на рынке транспортных услуг.
Производство, ремонт, строительство
- Производство, текущее содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава (в том числе пожарных поездов), контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.
- Оказание услуг по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контейнеров и локомотивов, по проведению ремонта колесных пар, а также промывочно-пропарочных работ.
- Производство работ по ремонту электромашин, изготовлению электрощитов, электроосветительной аппаратуры и металлоконструкций.
- Оказание услуг по приемке железнодорожного подвижного состава и запасных частей к нему на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах.
- Оказание услуг по осуществлению производственного контроля и надзора за устройством, изготовлением, монтажом, ремонтом и безопасной эксплуатацией подъемных механизмов и оборудования.
- Выполнение работ по предупреждению и ликвидации пожаров, других аварийных и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ.
- Выполнение работ по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, эксплуатация и ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, грузоподъемных средств и других технических средств.
- Производство и реализация строительных конструкций и изделий, нерудных строительных материалов, лесозаготовка, деревообработка, заготовка, переработка и реализация металлолома.
- Эксплуатация горных производств и объектов.
- Хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения.
- Поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Обслуживание инфраструктуры
железнодорожного транспорта
- Оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов).
- Оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу.
- Выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.