Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 08:47, курсовая работа
Цель работы — рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с проблемами анализа прибыли и пути ее совершенствования. Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия.
Формирование налоговой политики должны строиться на соблюдении следующих принципов:
стабильность налоговой системы;
одинакового налогообложения производителей, независимо от отраслевой принадлежности предприятия и формы собственности;
одинаковых условий
налогообложения для
Средством достижения этих целей может стать существенное понижение совокупного уровня налогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкалы налогообложения. В этом случае воздействие на производство осуществлялось бы через изменение величины налоговой ставки и систему целевых налоговых льгот.
Осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением за счет усиления налогового бремени предприятий решить проблему наполнения бюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в очень ограниченном промежутке времени. В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложить тяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки, налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередко превышает ту, которую может заплатить покупатель. Следствием увеличения ставок и массы излагаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.
Сейчас в Российской Федерации
действует налоговая система, введенная
в действие 1 января 1992 г., соединяющая
принципы прежней системы и
Основные законы регламентируют взимание платежей как с юридических, так и с физических лиц. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акцизы. Новое налоговое законодательство не содержит дифференциации ставок налогов в зависимости от уровня рентабельности предприятия. Такой подход вполне обоснован, поскольку рентабельность в условиях рынка является характеристикой эффективности функционирования предприятия. Высокий уровень рентабельности при наличии свободной конкуренции служит символом для прилива капитала и вложения средств в отрасли с более высокой нормой прибыли.
Раньше, на союзном уровне рентабельность регулировалась через налогообложение. Если она превышала установленный уровень, налоги повышались. Теперь же превышение предельного уровня рентабельности будет считаться наращением цен и взиматься в бюджет. Для рынка неприемлемы регулируемые цены, но уровнем рентабельности у монополистов-производителей их регулировать можно. Введение налоговых ограничений на уровень рентабельности всегда служит препятствием на пути развития конкуренции и рынка.
В настоящее время все
Предприятия отдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценным бумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов и др.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплаты налога регламентируется специальными нормативными актами.
Взамен действующего ранее пятипроцентного налога с продаж с 1 января 1992 г. был введен в действие 28 % налог на добавленную стоимость. В результате этого значительно повысился как уровень косвенного налогообложения, так и общий уровень налогового изъятия. Столь высокая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) спровоцировала дальнейший рост цен, явившись одной из причин усиления инфляции. Это привело к необходимости снижения ее с 1993 г. на товары производственные и детского ассортимента до 10 %, а на все остальное до 20 %. Величина НДС снижена, даны многие льготы предпринимателям по налогам на прибыль (техническое перевооружение, строительство и реконструкция объектов социально-культурного назначения). В целом можно отметить, что налоговое регулирование в Российской Федерации находится на стадии становления и от того, насколько быстро и активно оно окажется в процессе формирования Федеральных и региональных отношений будет зависеть стабилизация экономики и ее экономический рост. Вместе с тем закон содержит ряд существенных недостатков, главными из которых являются:
наличие объектов двойного (тройного) налогообложения;
значительное повышение общего уровня косвенного налогообложения, посредством введения чрезмерно высоких ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, заменивших собой менее жесткий налог с продаж и налог с оборота.
Чтобы лучше представить ранее действовавшие и вновь созданные платежи, взимаемые с предприятий, проследим в таблице 1 все процентные отчисления на примере АО” Биохимик”.
Таблица 1.
Виды налогов на АО “Биохимик” 1997 – 1998 годов в процентах.
Виды налогов
1997
1998
1. Плата от прибыли в бюджет
35
35
2. Платежи в пенсионный фонд в % к ФОТ
28
28
3. Платежи органам соцстраха в % к ФОТ
5,4
5,4
4. Плата в фонд медицинского страхования в % к ФОТ
3,6
3,6
5. Плата в фонд занятости в % к ФОТ
2
2
6. Плата в фонд сельского хозяйства в % к прибыли
2
2
7. Плата в фонд МВД в % к ФОТ
1
1
8. Плата в дорожный фонд в % к выручке
2
2
9. Налог на имущество в % к среднегодовой стоимости имущества
2
3
10. Налог на добавленную стоимость
20
20
11. Налог на рекламу в % к стоимости рекламных услуг
5
6
12. Транспортный налог в % к ФОТ
1
1
Как видно из таблицы 1 отчисления
на социальные нужды отражают обязательные
отчисления по установленным
2. Анализ прибыли на АО “Биохимик
2.1. Анализ состояния планирования, учета и распределение прибыли на АО “Биохимик”
В рыночной экономике хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из разработанных ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность. В современных условиях без давления “сверху” при сильной инфляции интерес предприятий к достоверному планированию прибыли значительно упал. Финансовый план предприятия в форме баланса доходов и расходов, на который опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение было отдано плановым расчетам “на случай”, при разовой необходимости, вне связи с поставленными задачами и целями (например, для определения авансовых платежей налога на прибыль).
В прошлые года основным
методом планирования прибыли был
прямой расчет, предполагающий наличие
у предприятий однозначной
Программный метод планирования.
Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.
Полный учет информационных изменений.
Использование базовых показателей за предыдущий год (период).
Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.
Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей на основе которых разворачивается процесс планирования.
Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:
Расчет базовых показателей за предшествующий год.
Постановка целей
Программирование индексов инфляции
Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
Выбор оптимального варианта.
Базовые показатели за предшествующий год — это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.
Рассмотрим базовые показатели на АО “Биохимик”, полученные на основе действующей отчетности (таблица 2). На втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированными согласованными с потребностями рынка и ресурсными ограниченными и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.
Таблица 2.
Базовые показатели АО “Биохимик” за 1997 год.
Показатели
Величина показателя
1. Выручка от реализации
продукции (работ, услуг без
НДС, акцизов, таможенных
127052,519
2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб.
104600,577
3. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
22451,943
4. Прочая прибыль, тыс. руб.
1708,240
5. Валовая прибыль, тыс. руб.
25781,309
1. Структура себестоимости продукции в процентах:
а) материальные затраты в %
б) зарплата с начислениями в %
в) амортизационные отчисления в %
г) прочие затраты в %
100
80
15
5
0
2. Стоимость активов предприятия на конец года, тыс. руб.
а) немобильные активы, тыс. руб.
б) материальные запасы и затраты, тыс. руб.
в) денежные и прочие активы, тыс. руб.
130975,451
82763,726
25345,997
22865,728
Такими укрупненными факторами являются:
Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.
Изменение себестоимости сравнимой продукции.
Выпуск несравнимой продукции.
Изменение цен на продукцию предприятия.
Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.
Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.
Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.
Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.
Изменение стоимости активов предприятия
Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.
Приведем сводные данные о целевых установках АО “Биохимик” в планируемом 1997 году по одному из возможных вариантов (таблица 3) Предлагаемые данные инфляции на планируемый год предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие. Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:
Изменение “продажных” цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).
Изменение “покупных” цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием (И-2).
Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3).
Изменение структуры заработной платы в связи с инфляцией (И-4).
Таблица 3.
Факторы изменения прибыли и рентабельности в % к базовому году (без учета инфляции).
Факторы
Величина
факторов
1. Рост выручки от
реализации сравнимой