Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 21:46, курсовая работа
Краткое описание
Исходя из этого, необходимо рассмотреть малый и средний бизнес как одну из важнейших составляющих рыночной экономики, выявить состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе, а также определить перспективы развития, что и является целью моей курсовой работы. Объектом исследования будет выступать малый и средний бизнес, предметом исследования – современное состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: выявить сущность малого и среднего бизнеса; оценить состояние малого и среднего бизнеса в республике на современном этапе; рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а также их эффективность;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………4 1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………6 1.1Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства………6 1.2Виды и формы малого и среднего предпринимательства…………………..9 1.3Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства….11 1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………13 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2012 ГОДА…………………….……………………………….17 2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства…………...17 2.2 Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь……………………...…………………………………..22 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Реализация мероприятий по
совершенствованию системы подготовки
и переподготовки кадров для малого предпринимательства
позволит привлечь наиболее незащищенные
слои населения (молодежь, женщины, инвалиды
и другие) к осуществлению предпринимательской
деятельности и тем самым обеспечит снижение
уровня безработицы.
Результатом развития международного
сотрудничества должен стать рост экспортного
потенциала субъектов малого предпринимательства,
увеличение количества совместных и иностранных
организаций, активизация внедрения прогрессивных
технологий, обновление основных фондов,
расширение номенклатуры производимой
продукции, повышение международного
авторитета страны [30].
В существующем бизнес-климате
в стране были выявлены недостатки, которые
необходимо решать путем:
- усиления гарантий защиты
прав собственности (отмена норм,
допускающих необоснованное вмешательство
государственных органов в отношения
собственности, установления запрета
на осуществление конфискации
имущества, иных действий, направленных
на лишение (прекращение, ограничение)
прав собственности при отсутствии
вступившего в законную силу
соответствующего решения суда,
закрепления гарантий необратимости
приватизации государственного
имущества);
- создания условий для
повышения инновационной активности
субъектов хозяйствования, в том
числе путем создания объектов
инновационной инфраструктуры (индустриальные
парки, технополисы, технопарки, hi-tech парки);
- упрощения порядка изменения
назначения использования земельных угодий
и недвижимого имущества (перевод земель
одного назначения в другое, перепланировки
производственных и иных помещений, сокращение
сроков рассмотрения документов при переводе
жилых помещений в нежилые);
- оптимизации арендных
отношений, включая снижение ставок
арендной платы для субъектов
хозяйствования, особенно в части
аренды неиспользуемого имущества
и объектов, арендуемых субъектами
малого и среднего предпринимательства
для осуществления производства
продукции (выполнения работ, оказания
услуг) [9];
- упрощения процедуры
передачи (в том числе сокращения
сроков) субъектам малого и среднего
предпринимательства неиспользуемого
имуществ, находящегося в государственной
собственности;
- подготовки Закона Республики
Беларусь, закрепляющего принципы
и механизмы государственно-частного
партнерства;
- реализации мер, предусмотренных
Законом Республики Беларусь
от 1 июля 2010 года "О поддержке
малого и среднего предпринимательства"
(Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2010 г.,
№ 170, 2/1703), включая участие субъектов
малого и среднего предпринимательства
в государственных закупках товаров
(работ, услуг);
- содействия развития субъектов
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
в целях превращения их в комплексные
центры оказания услуг, в которых нуждаются
субъекты малого и среднего предпринимательства
(финансовая поддержка, консультационные
услуги, доступ к материальным ресурсам,
участие в государственных закупках товаров,
работ и услуг, помощь в решении вопросов
взаимодействия с органами власти и другие);
- упрощения процедур и
сокращения сроков ликвидации
субъектов предпринимательской деятельности;
- усиления предупредительной
функции взысканий, налагаемых на
субъекты предпринимательской деятельности,
на основе корректировки законодательства
об административных правонарушениях;
- совершенствования всех
механизмов обеспечения свободного
доступа к правосудию, вынесения
законных и обоснованных постановлений
посредством оптимизации правового
института государственной пошлины,
хозяйственного процесса, численности
судей и аппарата хозяйственных
судов, создания системы третейских
судов; введение в общих судах
апелляции как действенного правового
механизма пересмотра уголовных
дел, рассмотренных судом первой
инстанции, совершенствование нотариальной
деятельности, в том числе по
расширению полномочий нотариусов
по разрешению бесспорных требований
граждан и юридических лиц [9].
По своим характеристикам национальная
инновационная система Республики Беларусь
соответствует основополагающим тенденциям
становления инновационной экономики.
В то же время недостаточная проработка
организационно-правовых аспектов регулирования
инновационной деятельности снижает эффективность
поддержки малого инновационного предпринимательства.
Государственное регулирование инновационной
деятельности характеризуется преобладанием
прямых директивных методов в виде финансовой
поддержки и контроля над реализацией
программ и проектов. Действующий в республике
механизм бюджетной поддержки инновационных
проектов на возвратной основе ориентирован
на финансирование научно-исследовательской
и опытно-конструкторской (технологической)
стадий. Вместе с тем возможности поддержки
инновационной деятельности в плане ее
реализации ограничены.
Таким образом, ситуация в сфере
наукоемкого предпринимательства является
наиболее слабым местом инновационной
системы Беларуси. Значительные усилия
по развитию инновационной системы должны
быть направлены на становление этого
сектора, так как он является составной
частью для создаваемой инновационной
инфраструктуры, а также формирует рынок
инноваций.
Следует признать, что Республика
Беларусь находится в начале пути формирования
взаимовыгодных схем взаимодействия частного
сектора и государства. Для совершенствования
отечественной инновационной политики,
очевидно, представляет интерес зарубежный
опыт. Мировой экономической практикой
накоплен богатый опыт действенных мер
по стимулированию инновационной активности
хозяйствующих субъектов. В их числе можно
назвать разработку и реализацию правительственных
программ поддержки инновационного предпринимательства,
развитие инновационной инфраструктуры,
предоставление фирмам налоговых льгот
и кредитов, страхование риска для инвесторов,
систему гарантий частичной компенсации
финансовых потерь и другие [9].
Поэтому должен быть внимательно
изучен и использован опыт стран, уверенно
развивающих такие формы сотрудничества.
Пример Китайской Народной Республики
(КНР) наглядно демонстрирует, каким образом
государство может стимулировать малый
инновационный бизнес и создавать эффективные
схемы частно-государственного партнерства.
Приоритетные направления развития экономики,
выделяя бюджетные средства на создание
соответствующей инновационной инфраструктуры,
в этих направлениях планирует Китайское
правительство. Вместе с тем поощряется
создание технопарков за счет средств
внутренних и зарубежных частных инвесторов,
для их обеспечения в Китае действует
ряд совместных научно-технологических
парков. Действующие в стране инновационные
структуры участвуют в финансировании
проектов инновационных предпринимателей
и предоставляют им весь спектр услуг
[9].
Результатом сотрудничества
государства и бизнеса, в том числе малого,
стали ускоренный рост экономики и повышение
уровня жизни населения. Изменилась структура
экономики: наряду с традиционными видами
экспорта (текстиль и ювелирные украшения)
начал стремительно расти экспорт современных
продуктов, таких как программного обеспечения,
фармацевтических препаратов, полимеров,
приборов и электронного оборудования.
Тем самым создана реальная основа для
развития страны на следующих этапах экономического
и научно-технического прогресса.
Используя опыт Китая и других
стран, достигших успехов в реализации
успешной инновационной политики, Республика
Беларусь может построить эффективную
систему поиска, отбора, экспертизы и финансирования
проектов инновационных предпринимателей.
Существует необходимость пересмотра
отношений между предпринимательскими
и государственными структурами. В части
выработки и принятия комплекса мер по
обеспечению реальной государственной
поддержки наиболее перспективных направлений
бизнеса, объективно требующих значительных
объемов стартового капитала, способных
не только стабилизировать ситуацию на
рынке труда, товаров и услуг, но и постепенно
повышать экспортный потенциал страны.
Для расширения новаторской
работы государством возможно использование
различных инструментов, ориентированных
на стимулирование инновационных процессов
и на создание экономической обстановки,
общехозяйственного и социально-экономического
климата благоприятных для инновационной
деятельности.
Одним из таких инструментов
поддержки малого инновационного предпринимательства
в Республике Беларусь является разработка
и принятие государственных программ
в данной области. Представляется действенным
функционирование, например, таких программ,
как:
- программа создания центров
совершенствования и новаторства
в области техники и технологии;
- помощи малым и средним
предприятиям, по содействию коммерческому
освоению передовых технологий в сфере
промышленности;
- создания центров разработки,
передачи и распространения технологии
на базе частных неприбыльных
организаций;
- программа содействия
промышленным исследованиям, частью
которой может стать реализация
стратегии стимулирования белорусских
малых инновационных предприятий,
предполагающая возмещение доли
затрат на исследования и разработки
малым предприятиям, осуществляющим
исследования в рамках государственных
приоритетов (новые промышленные
материалы, биотехнологии, информационные
технологии и др.) [9].
Кроме того, взаимодействие
частного и государственного секторов
экономики при реализации инновационных
проектов возможно и через механизм размещения
государственного заказа на проведение
научно-исследовательских работ, создание
новой техники, продукции. И поскольку
государственный заказ носит адресный
характер, его выполнение будет ориентировано
на достижение стратегических целей государства
и приоритетов промышленной политики.
Вместе с разработкой государственных
программ по развитию инновационной деятельности
и совершенствованием нормативно-правовой
среды, в Республике Беларусь необходимо
принятие мер, направленных на создании
элементов производственно-технологической
инфраструктуры и развитие уже действующих
инфраструктурных элементов, усиление
выполнения ими информационных функций.
Наряду с этим, необходимо уйти
от простого субсидирования инновационных
проектов, определив в качестве основных
требований исключительно рыночные подходы,
в первую очередь это конкурентоспособность
продукции, возвратная система финансирования
инновационных проектов, расширение практики
конкурсного размещения бюджетных средств,
долевое участие в финансировании проектов
заинтересованных организаций.
В кредитовании малого инновационного
предпринимательства ведущую роль должны
играть банки. Банку, с одной стороны, легче
выдать один крупный кредит, чем массу
мелких. Вместе с тем, с развитием банковского
сектора в Беларуси банкам приходится
конкурировать за крупных клиентов, поэтому
маржа от кредитования этой группы снижается.
Поэтому первоочередной задачей
является решение проблемы затрудненного
доступа к банковским кредитам для малых
инновационных предприятий.
Поскольку, одним из основных
условий предоставления банковского кредита
является передача банку в залог материальных
активов предприятия-заемщика, как правило,
основных средств предприятия, оцененных
по остаточной стоимости. Однако величина
стоимости залога при этом должна значительно
превосходить сумму запрашиваемого кредита.
Однако, в большинстве случаев остаточная
стоимость основных фондов малых предприятий
и имеющегося у него в собственности оборудования
крайне мала для того, чтобы претендовать
на получение значимых по величине банковских
кредитов [9].
Одним из способов решения данной
проблемы является изменение подхода
к финансовой оценке предприятий, учитывающим
их нематериальные активы: "ноу-хау",
технологии, изобретения, патенты, опытные
образцы, торговые марки и т.д. Так, например,
в развитых странах стоимость материальных
активов (производственных зданий, технологического
оборудования, транспорта и т.д.) предприятий,
в том числе и малых, составляет всего
10–15% (в некоторых случаях 3–5%) их рыночной
капитализации. Вся остальная стоимость
складывается из их нематериальных активов,
что позволяет таким предприятиям получать
кредитные банковские и другие финансовые
ресурсы для инновационного развития
в необходимых размерах [9].
Другим вариантом повышения
активности банковского финансирования
в Республике Беларусь может стать появление
гарантийных фондов. Основным условием
успеха гарантийной системы должно являться
доверие банков к распорядителям гарантийных
средств. Банки должны быть уверены, что
в случае неплатежеспособности предприятия
основная часть средств, предоставленных
по кредитам, будет возвращена.
В то же время, обеспечить доступ
предпринимателей к кредитам означает
не только поддержку существующего сектора
малого предпринимательства, но и стимулирование
появление новых предприятий, обеспечение
развития существующих, в том числе их
техническое перевооружение.
Следует отметить, что в современных
условиях наиболее перспективным источником
финансирования малых инновационных предприятий
Республики Беларусь может стать венчурный
капитал, способствующий активному развитию
малого предпринимательства.