Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 21:46, курсовая работа
Краткое описание
Исходя из этого, необходимо рассмотреть малый и средний бизнес как одну из важнейших составляющих рыночной экономики, выявить состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на современном этапе, а также определить перспективы развития, что и является целью моей курсовой работы. Объектом исследования будет выступать малый и средний бизнес, предметом исследования – современное состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: выявить сущность малого и среднего бизнеса; оценить состояние малого и среднего бизнеса в республике на современном этапе; рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а также их эффективность;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………4 1 ЭКОНОМИЧЕСКРЕ СОДЕРЖАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………6 1.1Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства………6 1.2Виды и формы малого и среднего предпринимательства…………………..9 1.3Преимущества и недостатки малого и среднего предпринимательства….11 1.4 Нормативно-правовая база, регулирующая порядок функционирования предпринимательства в Республике Беларусь…………………………………13 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2012 ГОДА…………………….……………………………….17 2.1 Анализ динамики состава и структуры предпринимательства…………...17 2.2 Анализ развития финансов малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики Республики Беларусь……………………...…………………………………..22 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕССА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40
Важным вопросом в современных
условиях является формирование необходимой
правовой базы для успешного функционирования
в Беларуси венчурных фондов. С одной стороны,
регламентирующей порядок осуществления
венчурной деятельности, а с другой –
стимулирующей потенциальных инвесторов
к участию в ее осуществлении. В этой связи
представляется целесообразной разработка
и последующее принятие соответствующего
законодательного обеспечения по венчурной
деятельности и мерах государственной
поддержки ее осуществления [9].
Для стимулирования развития
венчурной деятельности в Республике
Беларусь рекомендуется предпринять следующее:
1. Создание правовой основы
для деятельности венчурных фондов
и венчурного инвестирования, регулирующей
возможности компаний направлять
средства в венчурный капитал
(например, пенсионные и страховые
фонды). Заслуживают внимание в
этом отношении США, чей опыт
показывает, что изменения в законодательстве,
разрешающие пенсионным фондам
и страховым компаниям инвестировать
в венчурный капитал, позволяют существенно
увеличить предложение последнего.
2. Обеспечение комплекса
косвенных мер поддержки венчурного
капитала (например, развитие предпринимательства
в научно-технической сфере, информационной
среды, позволяющей малым инновационным
фирмам и инвесторам наладить
взаимодействие, стимулирование кооперационных
связей между малыми и крупными
предприятиями, а также подготовка
квалифицированных специалистов). Необходимой
предпосылкой успешного функционирования
венчурной индустрии является
также наличие в стране развитого
рынка ценных бумаг. Поэтому совершенствование
фондового рынка как одного
из атрибутов современной рыночной
экономики становится для Республики
Беларусь важной предпосылкой
ее будущего успешного инновационного
развития (в перспективе рассмотрение
вопроса о создании в республике
специализированной биржи для
торговли ценными бумагами венчурных
фирм по аналогии с американской
NASDAQ).
3. Поддержка государством
экспертизы инновационных проектов
и развития консультационных
услуг для малых предприятий
научно-технической сферы (что способствовало
бы увеличить число проектов,
соответствующих требованиям, общепринятым
в данной среде).
4. Стимулирование государством
венчурной деятельности в части
налогового законодательства (позволить
облагать льготным налогом доход,
который получил венчурный инвестор,
при его выходе из венчурного
проекта); лицензирования (не вводить
специальные требования в отношении
лицензирования); устранения различных
барьеров (на пути частного венчурного
капитала в начале финансирования
венчурного проекта, а также при
выходе из него).
5. Поддержка государством
создания и развития бизнес-инкубаторов
и технопарков, способствующих созданию
венчурных фондов (например, некоторые
зарубежные бизнес-инкубаторы управляют
своими собственными венчурными фондами,
другие – содействуют доступу к финансовым
институтам, которые, в свою очередь, могут
предложить арендаторам преференциальное
кредитное соглашение, если бизнес-инкубатор
имеет хорошую репутацию).
Актуальной также является
разработка программы поддержки совместных
исследований государственных организаций
и субъектов малого бизнеса, предоставляющая
финансовую поддержку предприятиям малого
бизнеса только для осуществления ими
совместных с университетами и научными
центрами исследований. Ее целями могут
служить расширение финансовых возможностей
частных предприятий для создания конкурентоспособных
товаров на базе новейших технологий,
а также формирование условий, благоприятных
для продвижения на рынок разработанных
университетами и научными центрами продуктов
с использованием коммерческого опыта
предприятий малого бизнеса [9].
Интенсивность малого инновационного
предпринимательства в стране в существенной
степени определяется возможностями ее
финансового обеспечения, что объективно
обусловливает необходимость привлечения
к участию нерезидентов Республики Беларусь.
Это обстоятельство касается всех этапов
инновационного процесса, начиная от проведения
научных исследований и заканчивая внедрением
новых технологий, производством и реализацией
продукции.
В становлении механизмов финансирования
инновационного предпринимательства
и создании необходимых правовых условий
ключевую роль играет государство и банковский
сектор. Однако для более быстрого и эффективного
развития малых инновационных предприятий,
повышения их роли в национальной инновационной
системе необходимо привлечение частных
инвесторов и создание внебанковской
финансовой поддержки: стартовых, гарантийных
и венчурных фондов, способных обеспечить
субъектам малого инновационного предпринимательства
необходимые инвестиции.
Гарантийные фонды должны создаваться
для снижения рисков и большей привлекательности
инвестиций, направляемых на финансирование
инновационной деятельности. При этом
необходимо также сформировать систему
управления, обеспечивающую скоординированную
работу всех звеньев кредитно-гарантийной
схемы.
Кроме того, государство должно
не только создавать соответствующую
правовую среду для стимулирования инвестиций
в высокотехнологической сфере, но и принимать
непосредственное активное участие в
разнообразных схемах смешанного бюджетно-частного
финансирования, что в итоге должно обеспечить
эффективное функционирование системы
механизмов финансовой поддержки малого
инновационного предпринимательства.
Очень важным элементом рыночной
инфраструктуры поддержки инновационного
предпринимательства, наиболее популярным
в зарубежных странах, является бизнес-инкубатор,
создающий благоприятные условия для
молодых либо только что созданных предприятий
с высоким потенциалом роста, чтобы помочь
им стать самостоятельными и прибыльными.
Их роль в развитии малого инновационного
предпринимательства возрастает и в большинстве
стран бизнес-инкубаторам помогает материально
государство (например, в США насчитывается
около 1000 бизнес-инкубаторов, в Германии
– 300, в Бразилии – 180) [9].
Беларусь располагает большим
потенциалом в области новых технологий,
а также немаловажным для завоевания рынков
является технологический потенциал военно-промышленного
комплекса и использование его разработок
для гражданского применения. Кроме того,
ощущается нехватка компонентов рыночной
инфраструктуры, поэтому распространение
бизнес-инкубаторов могло бы спроецировать
на себя решение целого комплекса вопросов
обеспечения малого предпринимательства
всеми необходимыми ресурсами и содействовать
росту экономического потенциала регионов.
Несомненно, для реализации
вышеперечисленного требуется активное
вмешательство государства. Государственное
регулирование должно сориентировать
системы управления всех уровней на содействие
инновациям, гарантирование защиты авторских
прав, привлечение внутренних и внешних
инвестиций, создание рамочных условий,
способствующих эффективному взаимодействию
финансово-кредитных институтов, промышленности
и предпринимательства.
Таким образом, ситуация в сфере
малого инновационного предпринимательства
остается сложной, но устойчивой, однако
вызывает беспокойство малое количество
создаваемых новых малых инновационных
предприятий в регионах Беларуси. Складывающееся
положение свидетельствует о недостаточной
заинтересованности предпринимательского
сектора в инновационной научно-технической
деятельности и развитии рынка инноваций,
хотя малое предпринимательство вносит
определенный вклад в инновационное развитие
экономики страны и выпуск новой продукции.
В данной области может быть эффективно
использован мировой опыт. При развитии
малого предпринимательства важным является
оптимальное сочетание форм и методов
государственного регулирования с использованием
рыночных рычагов и стимулов развития
научной, научно-технической и инновационной
деятельности при реализации приоритетных
направлений развития науки и технологий.
В перспективе это должно оказать положительное
воздействие на активизацию передачи
технологий из научной сферы в производственную.
А также позволит усилить роль в этом процессе
субъектов малого предпринимательства
Заключение
В курсовой работе были раскрыты
теоретические основы малого и среднего
бизнеса в Беларуси в настоящее время,
выделены особенности малого и среднего
предпринимательства и обозначены основные
и наиболее острые его проблемы.
Отметив необходимость разделения
фирм на крупные, средние и мелкие, было
выяснено, что основным критерием разделения
предприятий является количество работающих
на данном предприятии, которое зависит
от отрасли, которой принадлежит предприятие.
Необходимо отметить, что малое
и средние предпринимательство в Беларуси
уже имеет довольно широкую правовую основу,
но она недостаточна.
Что же касается сферы деятельности,
то малое и средние предпринимательство
имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает
наиболее эффективную отдачу от работы,
как с целыми предприятиями-гигантами,
так и с отдельным человеком. Данная позиция
обусловлена особенностями и функциями
малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую
очередь, определяются их размером. Отсюда
вытекает и особая роль руководителя,
и небольшой рынок сбыта, и исключительная
гибкость в предоставлении товаров и услуг,
и высокая доля оборотного капитала, а
также многие другие черты, присущие только
субъектам малого и среднего предпринимательства.
Исходя из особенностей определяют
и функции малого и среднего предпринимательства:
экономическая, которая характеризуется
очень высоким процентом в общем количестве
предприятий и в ВВП, а также инновационной
деятельностью; социальная, позволяющая
раскрыть индивидуальные черты человека,
более полно реализовать себя как личность
и сгладить социальные конфликты; экологическая,
особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая
экологическая катастрофа, позволяет
более рационально использовать ресурсы
и использовать в производстве отходы.
• либерализацию условий осуществления
экономической деятельности;
• снижение налоговой нагрузки
и упрощение налогового администрирования;
• совершенствование отношений
собственности и арендных отношений;
• снижение контрольной нагрузки
на бизнес;
• упрощение административных
процедур, совершаемых в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей;
• упрощение сертификации и
стандартизации товаров, работ, услуг
и другое.
Статистические данные о количестве
малых предприятий в Республике Беларусь
свидетельствуют о том, что по роли в развитии
экономики, решении социальных задач малое
и средние предпринимательство как в России,
так и Беларуси значительно уступает малому
и среднему предпринимательству в таких
развитых странах, как США, Япония, Италия
и др.
В Республике Беларусь, основу
экономики традиционно составляют крупные
государственные предприятия, роль малого
и среднего бизнеса невелика, его вклад
в ВВП незначителен. В настоящее время
удельный вес продукции малого предпринимательства
составляет около 11% от ВВП. Это значительно
меньше доли сектора малых предприятий
в странах Центральной и Восточной Европы.
Правительство может сделать
ставку на крупные предприятия, концерны
либо финансово-промышленные группы, но
даже в этом случае общий успех будет во
многом зависеть от динамичности сектора
малого и среднего предпринимательства.
Все мероприятия государственной
программы, необходимые для осуществления
задач поддержки малого и среднего предпринимательства,
с учетом значимости и последовательности
можно объединить в три блока:
• создание благоприятной для
малого и среднего бизнеса внешней среды;
• содействие решению основных
проблем малых предприятий;
• ориентация малых предприятий
на решение приоритетных проблем конкретных
территорий
Важными моментами в реализации
предложенных мероприятий являются постановка
необходимых задач и контроль за их выполнением.
Для этого необходима система показателей,
отражающая степень развития малого и
среднего бизнеса на каждой территории.
Ситуация в сфере наукоемкого
предпринимательства является наиболее
слабым местом инновационной системы
Беларуси. Значительные усилия по развитию
инновационной системы должны быть направлены
на становление этого сектора, так как
он является составной частью для создаваемой
инновационной инфраструктуры, а также
формирует рынок инноваций.
Следует признать, что Республика
Беларусь находится в начале пути формирования
взаимовыгодных схем взаимодействия частного
сектора и государства. Для совершенствования
отечественной инновационной политики,
очевидно, представляет интерес зарубежный
опыт. Мировой экономической практикой
накоплен богатый опыт действенных мер
по стимулированию инновационной активности
хозяйствующих субъектов. В их числе можно
назвать разработку и реализацию правительственных
программ поддержки инновационного предпринимательства,
развитие инновационной инфраструктуры,
предоставление фирмам налоговых льгот
и кредитов, страхование риска для инвесторов,
систему гарантий частичной компенсации
финансовых потерь и другие.