Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:16, курсовая работа
Поэтому целью написания данной курсовой работы является раскрытие роли и функций облигаций, более детальное рассмотрение основных характеристик облигаций, а также анализ их доходности.
Задачи, которые были поставлены мною в процессе написания курсовой работы, сводятся к следующему:
во-первых, это общая характеристика облигаций, как финансового инструмента на рынке ценных бумаг;
во-вторых – рассмотрение основных классификаций облигаций по различным признакам;
в-третьих, это детальное изучение основных характеристик облигаций;
изучение наиболее распространенных на данный момент в России государственных и корпоративных облигаций с точки зрения наивысшей доходности и ликвидности
Введение 3
1 Общая характеристика облигаций 5
1.1 Виды облигаций 7
1.2 Стоимостная оценка облигаций 13
1.3 Доход по облигации 15
1.4 Доходность облигаций 17
2 Практическая часть 20
2.1 Рынок облигаций федерального займа 20
2.2 Рынок корпоративных облигаций 22
3 Основные проблемы рынка облигации в РФ 27
3.1 Налогообложение 27
3.2 Недоверие инвесторов 29
3.3 Ликвидность 31
3.4 Иные проблемы 33
Заключение 35
Список литературы 36
Показатель конечной доходности определяется по формуле
где Дхк — конечная доходность облигации, %;
Цпр— цена продажи, руб.;
Цпок — цена покупки, руб.;
В — купонные платежи за год, руб.;
Т — количество лет нахождения облигации у инвестора.
Известны более сложные математические формулы расчета конечного дохода, в том числе с учетом третьей составляющей совокупного дохода, приносимого облигацией, — реинвестирования процентных поступлений.
Существуют два важных фактора, влияющих на доходность облигаций. Это инфляция и налоги. Если доход от облигации равен 14% в год, а уровень инфляции — 13%, то реальная доходность составит только 1%. Если уровень инфляции повысится до 14% и выше, то инвесторы — держатели облигаций с фиксированным 14%>-ным доходом — будут иметь перспективу получить нулевой доход или даже понести убытки. Поэтому в условиях инфляции инвесторы избегают вложений в долгосрочные облигации (хотя эмитентам они, несомненно, интересны), чтобы доходность собственных инвестиций поддержать на уровне, соизмеримом с базовой ставкой доходности — ставкой рефинансирования. Налоги уменьшают доход по облигациям, а значит, и их доходность. Учитывая все вышесказанное, реальная доходность тех или иных облигаций должна рассчитываться после вычета из дохода выплачиваемых налогов с учетом инфляции. Эти показатели доходности следует сравнивать, выбирая наиболее эффективные для инвестирования объекты.
В течение 2009
года на рынке государственных ценных
бумаг выделялись два периода
с разной инвестиционной активностью
участников. В I полугодии спрос на
гособлигации оставался низким. Во
II полугодии активность участников
рынка существенно возросла, что
было обусловлено увеличением объема
ликвидных рублевых ресурсов в банковском
секторе при сохранении положительного
дифференциала внешних и
Эффективный индикатор рыночного портфеля ОФЗ, рассчитываемый Банком России, по итогам 2009 года снизился на 47 базисных пунктов (б.п.) до 8,64% годовых.
Рис.1 - Объем торгов и валовая доходность рублевых государственных облигаций России
В 2009 году кривая бескупонной доходности сместилась вниз (в среднем на 150 б.п.) по всем временным сегментам. Наиболее существенно она сместилась по выпускам ОФЗ со сроками до погашения от 2 до 3 лет (на 422 и 354 б.п. соответственно).
Рис. 2 - Кривая бескупонной доходности рынка ОФЗ, % годовых
Рис. 3 - Бескупонная доходность на различные сроки, % годовых
В 2009 году состоялось 42 аукциона по размещению ОФЗ на первичном и вторичном рынках, в ходе которых эмитент привлек 305,3 млрд. руб., при этом 11 аукционов (на общую сумму 113,2 млрд. руб.) были проведены в IV квартале. В течение 2009 года были размещены 9 новых выпусков.
Кроме того, в
2009 году Банк России осуществлял доразмещения
на рынке государственных ценных
бумаг по принципу прямых продаж. Совокупный
объем привлечения средств
Объем купонных выплат по ОФЗ в 2009 году составил 81 млрд. рублей. В 2009 году было осуществлено погашение пяти выпусков ОФЗ на общую сумму 74,8 млрд. рублей: в марте – выпуска ОФЗ-ФД 27026 объемом 16 млрд. руб., в апреле – выпуска ОФЗ-ПД 25060 объемом 41 млрд. руб., в мае – выпуска ОФЗ-ПД 28004 объемом 8,8 млрд. руб., в июне – выпуска ОФЗ-ПД 28005 объемом 9 млрд. руб., в ноябре – выпуска ОФЗ-ПД 26178 объемом 5,0 млн. рублей. Кроме того, в июле был частично погашен выпуск ОФЗ-АД 46003 объемом 18,6 млрд. рублей.
В конце 2008 - начале
2009 годов на фоне оттока капитала и
стремительной девальвации
В апреле возобновилась активность на рынке первичных размещений, хотя их было немного. Самым значительным размещением стал выпуск облигаций "Газпром нефти", которые пользовались существенным спросом.
В июне количество и объем новых размещений были рекордными. Свои выпуски разместили РЖД, "ВТБ-Лизинг", ЛУКОЙЛ и "Газпром". При этом спрос на бумаги, как правило, превышал предложение в два раза. Это обеспечило позитивную ценовую динамику выпусков указанных эмитентов на вторичном рынке. Среди эмитентов второго эшелона на первичный рынок вышла торговая сеть Х5 Retail Group.
Рис. 4 – Объем размещений корпоративных облигаций на внутреннем и внешнем рынке
Ударным по объему новых размещений вышел и декабрь. Среди общего объема размещений в 185 млрд. руб. в качестве наиболее крупных выпусков нужно отметить Башнефть (3 выпуска объемом 50 млрд. руб.), Атомэнергопром (20 млрд. руб.), АФК Система (19 млрд. руб.), РЖД и ВТБ-24 (по 15 млрд. руб.). Указанные эмитенты вошли и в десятку крупнейших по объему выпусков облигаций за весь 2009 год.
Табл.1 - Топ-5 эмитентов по объему выпусков облигаций в 2009 году, млдр. руб.
Эмитент |
Объем эмиссий, |
млрд. руб. | |
РЖД |
145 |
Транснефть |
135 |
Башнефть |
50 |
Лукойл |
50 |
АФК Система |
39 |
Вместе с тем, наряду с восстановлением рынка облигаций продолжались и дефолты.
Табл. 2 - Дефолты в 2008-2009 годах
2008 г. |
2009 г. | |
Дефолтов |
29 |
218 |
Технических дефолтов |
29 |
31 |
Неисполнений оферт |
27 |
61 |
Просрочек по офертам |
9 |
8 |
Характерным явлением стало появление большого числа предприятий, которые использовали кризис для того, чтобы не возвращать заемные средства. Согласно рэнкингу дефолтных эмитетов, составленному агентством Cbonds совместно с Национальной фондовой ассоциацией по результатам опроса 60 участников рынка - крупных держателей облигаций (банков, страховых компаний, фондов, аналитиков, экономистов) первое место по степени «недружественности» заняла факторинговая компания «Еврокоммерц», набравшая наибольшее количество баллов (57) в оценках экспертов. На втором месте оказалась компания «Инком-лада» (43), на третьем - АПК «Аркада» (35). В десятку также вошли «Инпром», «Амурметалл», «Алпи-инвест», МАИР, «Русский текстиль», Московское областное ипотечное агентство.
К концу 2009 года
объем корпоративных и
Рис. 5 – Объем рынка корпоративных облигаций, млрд. руб
Объем рынка корпоративных и банковских еврооблигаций по состоянию на конец 2009 года составил 99,4 млрд. долл. против 103,8 млрд. долл. на конец 2008 года. Таким образом, объем этого сектора облигационного рынка в целом за 2009 год сократился на 4,2 процента.
Табл. 3 – Основные параметры рынка облигаций в 2009 году.
31 декабря 2008 г. |
31 декабря 2009 г. |
Прирост за 2009 г. | ||
кол-во |
% | |||
Объем рынка корпоративных и |
1812,3266 |
2526,3995 |
714,0729 |
39,4 |
Количество эмиссий |
650 |
630 |
-20 |
-3,1 |
Количество эмитентов |
463 |
405 |
-58 |
-12,5 |
Объем рынка корпоративных |
103,7738 |
99,3936 |
-4,3802 |
-4,2 |
В целом на
рынке корпоративных
- снижение
среднемесячных объемов
- резкое сокращение оборота на вторичном рынке в начале года и медленное восстановление к докризисным уровням (достигавшим более 300 млрд. рублей в месяц);
- смена круга
заемщиков: в I полугодии 2009 года
3 эшелон отсутствовал полностью,
- появление
большого количества
- поиск новых вариантов заимствований - биржевые облигации (которые, возможно, заменят векселя на рынке), индексируемые облигации (Тройка-инвест);
- активное
обсуждение новой
Долгое время единственным источником
выплаты дохода по облигациям являлась
прибыль предприятия после
Частично ситуация изменилась летом
1999 года, когда вышло Постановление
правительства РФ № 696 от 26.07.99 ("О
внесении дополнения в Положение
о составе затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли").
В соответствии с ним пункт 15 Положения
о составе затрат № 522 от 05.08.92 был
дополнен абзацем, который позволяет
относить корпоративному эмитенту на
себестоимость проценты (дисконт), уплачиваемые
им по облигациям в пределах действующей
ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной
на 3 пункта. Однако здесь есть одно
условие - облигации должны обращаться
через организаторов торговли на
рынке ценных бумаг, имеющих лицензию
ФКЦБ (т.е. на биржах). Это ограничивает
возможности предприятий как
эмитентов по сравнению с кредитными
организациями, которые относят
на себестоимость доходы, выплачиваемые
по облигациям независимо от места
их обращения, кроме того, для последних
отсутствует ограничение
Кроме того, есть еще налог на операции с ценными бумагами. По существующему в стране законодательству, облигация является эмиссионной бумагой, в соответствии с этим при выпуске облигационных займов предприятие обязано регистрировать проспект эмиссии и уплачивать налог. Данный налог взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска и подлежит уплате одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии. Исходя из этого, предприятие обязано заплатить сумму налога еще до получения привлекаемых средств, не будучи уверенным в том, что выпуск разместится полностью, а также в том, что она пройдет регистрацию в ФКЦБ. Данный налог особенно увеличивает затраты на эмиссию краткосрочных облигаций.
Наконец, есть проблемы с досрочным выкупом облигаций. "Подводный камень" данных операций для предприятий заключается в следующем: в случае подписания владельцем облигаций оферты эмитента и соответственно их выкупе данные бумаги считаются погашенными и не могут быть повторно проданы инвесторам, т.е. "карета" вновь превратится в "тыкву".