Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:22, лекция
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности. От ее уровня зависят показатели:
финансовые результаты деятельности организации; темпы расширенного воспроизводства; финансовое состояние организации.
Задачи анализа:- дать объективную оценку формирования каждого элемента затрат и каждой статьи затрат в себестоимости единицы продукции, в полной себестоимости;
- объективно оценить динамику себестоимости продукции;
Тема 6.
«Анализ себестоимости
1. Значение, задачи, источники информации анализа себестоимости продукции.
Себестоимость
продукции является важнейшим показателем
экономической эффективности ее
производства. В ней отражаются все
стороны хозяйственной
финансовые результаты деятельности организации; темпы расширенного воспроизводства; финансовое состояние организации.
Задачи анализа:- дать объективную оценку формирования каждого элемента затрат и каждой статьи затрат в себестоимости единицы продукции, в полной себестоимости;
- объективно оценить динамику себестоимости продукции;
-
выявить и количественно
-
выявить резервы снижения
Источники информации данного вида анализа: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции организации»; - калькуляции себестоимости продукции, производимой организацией; - данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам; - нормативные документы.
2. Показатели себестоимости продукции.
-
полная себестоимость
- абсолютная сумма затрат по каждому элементу;
- абсолютная сумма затрат по каждой статье;
-
себестоимость единицы
-
сумма прямых материальных
- сумма косвенных затрат;
- уровень затрат на 1 руб. товарной продукции.
3. Анализ уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.
Обобщающим показателем себестоимости в промышленности является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции. Этот показатель выражает прямую связь себестоимости с прибылью.
Основными достоинствами его являются: универсальность – можно рассчитывать в любой отрасли; наглядность; прямая связь с прибылью; сопоставимость в динамике лет, несмотря на инфляцию;сопоставимость с родственными организациями.
Основной недостаток – как средняя величина, он не позволяет установить диапазон колебаний.
Уровень затрат на 1 рубль исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство продукции на стоимость выпуска продукции:
УЗ =
где Кi – количество изделий; Зi – затраты на 1 изделие.
На величину этого показателя оказывает влияние следующие факторы, находящиеся в прямой функциональной связи:
1.изменение
структуры выпускаемой
2.изменение уровня затрат на производство единицы изделия – чем выше уровень затрат на производство единицы изделия, тем выше общая сумма затрат и тем выше величина уровня затрат на 1 рубль;
3.изменение
цен: на сырье – ведет к
увеличению суммы затрат и
к увеличению уровня затрат
на 1 рубль; на реализуемую
4. Анализ состава и структуры себестоимости продукции.
Структура себестоимости – это соотношение между отдельными элементами затрат в их общей сумме (т.е. удельные веса каждого элемента в процентах).
Наиболее общими для многих отраслей промышленности группами элементов затрат являются:
После расчета фактического удельного веса каждого элемента производится сравнение с плановым, с данными предыдущего года и делается вывод об изменении структуры.
Анализ по элементам позволяет дать оценку рациональности структуры и возможности ее изменения в сторону снижения материалоемкости и трудоемкости.
В ходе дальнейшего анализа
изучаются затраты по их
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты по статьям отличаются от затрат по элементам тем, что по статьям они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией за отчетный период. Затраты по элементам показывают все произведенные организацией затраты, включая затраты на рост остатков НЗП и затраты отнесенные на счет 97 «Расходы будущих периодов».
5. Анализ себестоимости отдельных изделий.
Себестоимость
единицы продукции показывает затраты
организации на производство и реализацию
определенного вида изделий в
расчете на одну натуральную единицу.
Для формирования устойчивого контингента
покупателей следует изыскать резервы
снижения себестоимости именно конкретных
изделий, что в конечном итоге
позволит выстоять в конкурентной борьбе.
Результаты анализа себестоимости
отдельных видов продукции
Анализ
себестоимости единицы
Сi
=
где А – сумма постоянных затрат, отнесенных на i-й вид продукции; bi – сумма переменных затрат, отнесенных на i-й вид продукции; ВПi – объем выпуска i-ого вида продукции в физических единицах.
6. Анализ прямых затрат.
По связи с производством все статьи затрат группируются на:
Прямые затраты бывают:
Анализ прямых материальных затрат:
а) устанавливается отклонение суммы материальных затрат (факт – план);
б) выявляются факторы, вызвавшие эти отклонения:
- изменение объема производства продукции – связь прямая, т.е. рост объем выпуска продукции влечет за собой увеличение прямых материальных затрат и наоборот;
-
изменение структуры
-
изменение цен на сырье и
материалы – чем выше цены
на сырье и материалы, тем
выше прямые материальные
7. Анализ косвенных затрат.
К косвенным затратам относятся затраты организации, которые носят общий характер и необходимы для обслуживания и управления производственно-хозяйственной деятельностью организации.
Выделяют следующие косвенные затраты:
а) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
б) общепроизводственные расходы;
в) общехозяйственные расходы;
г) коммерческие – затраты на отгрузку, тару, рекламу.
Эти элементы затрат по своему характеру являются комплексными, они объединяют разные расходы, поэтому их делят на:
В ходе анализа определяется динамика, отклонение от сметы расходов, причины отклонений, обоснованность распределения всех расходов между видами продукции.
8. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
Снижение себестоимости осуществляется по нескольким направления:
Эн = (Н0 – Н1) х Ц х К,
где Н0 – норма расхода материалов до внедрении мероприятий; Н1 – норма расхода материалов после внедрении мероприятий; Ц – плановая цена единицы изделия; К – плановое количество изделий.
Эт = (ТЕ0 – ТЕ1) х О х К,
где – ТЕ0,1 – трудоемкость и после внедрения мероприятия соответственно, О – планируемая тарифная ставка, К – плановое количество рабочих.
Эл = DОС х На,
где – На – норма амортизации.
Эо = (А0 – А1) х ВП,
где – А0,1 – сумма амортизационных отчислений до и после внедрения мероприятий, приходящаяся на 1000 руб. выпущенной продукции; ВП – объем выпущенной продукции в рублях.
Общая сумма экономии затрат рассчитывается как сумма полученной экономии по каждому направлению.