Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты формирования и использования товарных запасов на предприятии.
Во-вторых, проанализировать деятельность торгового предприятия за последние годы, выявить проблемы.
В-третьих, выявить пути повышения эффективности использования товарных запасов.
Введение
1 Экономическая сущность товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие товарных запасов
1.2 Методы планирования товарных запасов
2 Исследование процесса формирования товарных запасов на предприятии
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики товарных запасов
2.3 Анализ факторов, влияющих на товарные запасы и эффективность их использования
3 Разработка плана товарных запасов
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение |
3 |
1 Экономическая сущность товарных запасов на торговом предприятии 1.1 Понятие товарных запасов |
5 |
1.2 Методы планирования товарных запасов |
10 |
2 Исследование процесса формирования товарных запасов на предприятии 2.1 Характеристика предприятия |
17 |
2.2 Анализ состава и динамики товарных запасов |
20 |
2.3 Анализ факторов,
влияющих на товарные запасы
и эффективность их |
26 |
3 Разработка плана товарных запасов |
31 |
Заключение |
40 |
Список литературы |
42 |
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное размещение, использование и управление всеми ресурсами, находящимися в его распоряжении. Важная роль в реализации этой задачи отводится комплексному анализу эффективности использования имеющихся ресурсов, который и является инструментом для разработки стратегии и тактики развития предприятия, принятия управленческих решений. Результаты анализа являются необходимой информационной базой для объективного управления и лучшего понимания эффективности работы предприятия, скорости оборачиваемости средств и капитала, их производительности, оценки риска и выгодности того или иного способа вложения финансов.
Цель курсовой работы – анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты формирования и использования товарных запасов на предприятии.
Во-вторых, проанализировать деятельность торгового предприятия за последние годы, выявить проблемы.
В-третьих, выявить пути
повышения эффективности
Объект исследования - товарные запасы предприятия.
Предмет исследования – определение потребности предприятия в товарных запасов.
При написании курсовой работы были использованы учебная, методическая литература, данные отчетности предприятия, материалы прессы.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ
НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие товарных запасов
Оборотные средства (их синонимы в бухгалтерском учете — оборотные активы) представляют собой одну из составных частей имущества торговой организации, необходимую для нормального осуществления и расширения ее деятельности. Основное назначение оборотных средств заключается в обеспечении непрерывности и ритмичности процесса товарооборота.
В экономической литературе и в хозяйственной практике термин "оборотные средства" употребляется наравне с термином "оборотный капитал", что вполне объяснимо: оборотные средства (оборотный капитал) — это денежные средства, вложенные в оборотные активы и совершающие непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.
Завершив один кругооборот (деньги — товар — деньги), оборотные средства вступают в новый, т. е. кругооборот совершается непрерывно.
В составе
оборотных средств любой
Материально-производственные запасы являются составной часть оборотных активов организации.
Запас – это
форма существования
По месту нахождения запасы делятся на товарные (сбытовые), производственные, запасы незавершенного производства, государственные резервы.
В зависимости от основных причин образования запасы подразделяют на текущие Зтек, подготовительные Зподг, страховые Зстр.
В зависимости от массы запасы согласно формуле (1) делятся на максимальные Змакс, минимальные Змин, переходящие Зпер:
Змакс = Зтек + Зстр + Зподг,
Змин = Зстр + Зподг,
Зпер = 1/2Зтек + Зподг + Зстр.
На пути превращения
сырья в конечное изделие и
последующего движения этого изделия
до конечного потребителя
Производственные запасы
– запасы, находящиеся на предприятиях
всех отраслей сферы материального
производства, предназначенные для
производственного потребления. Цель
создания производственных запасов
– обеспечить бесперебойность производственн
Товарные запасы –
запасы готовой продукции у
Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:
- непрерывностью процессов обращения;
- сезонностью производства и потребление;
- неравномерностью размещения
производства и районов потребл
- непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
- необходимостью преобразования
производственного
- необходимостью образования страховых резервов,
- другими причинами.
Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.
Па назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота3.
Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).
Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
В современных условиях
хозяйствования в России одной из
основных проблем финансово-
С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов.
Первым шагом в управлении запасами является выделение целевых показателей для отдельных структурных подразделений или ответственных лиц:
- минимизация суммарных затрат, связанных с запасами (стоимость хранения, стоимость выполнения заказа, убытки, связанные с отсутствием необходимых товаров);
- ускорение оборачиваемости;
- снижение риска возможных срывов производственной программы или планов по продажам.
Проектирование системы управления запасами осуществляется поэтапно (рис. 1).
Рис. 1. Разработка эффективной системы управления запасами в компании4
К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.
- соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;
- сложность
ассортимента товаров. Время
- организация
и частота завоза товаров. Чем
- потребительские
свойства товаров. Они или
- ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.
На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п.
1.2 Методы планирования товарных запасов
Планирование
представляет собой особую форму
деятельности, направленную на разработку
и обоснование программы
Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
Планирование включает следующие стадии:
- определение конечных и промежуточных целей;
- постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов;
- контроль за ходом реализации плана;
- анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период.
Управление
хозяйственной деятельностью