Анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты формирования и использования товарных запасов на предприятии.
Во-вторых, проанализировать деятельность торгового предприятия за последние годы, выявить проблемы.
В-третьих, выявить пути повышения эффективности использования товарных запасов.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность товарных запасов на торговом предприятии
1.1 Понятие товарных запасов
1.2 Методы планирования товарных запасов
2 Исследование процесса формирования товарных запасов на предприятии
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ состава и динамики товарных запасов
2.3 Анализ факторов, влияющих на товарные запасы и эффективность их использования
3 Разработка плана товарных запасов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Финансы предпр. тема 20.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

 

При прогнозировании  запасов возможно использование экономико-математического метода, суть которого состоит в определении оптимального размера закупаемой партии товаров и оптимальной периодичности поставок – модели Уилсона. Расчеты этих характеристик осуществляются по следующим форму лам:

– оптимальный размер закупаемой партии товаров (уо):

– оптимальная периодичность поставок (П):

П= √ВО/2М

где В – удельные складские расходы по содержанию единицы запаса;

О – месячный объем поставок;

М – затраты  по завозу одной партии.

 

Таблица 14

 Расчет объемов и периодичности поставок товарных запасов

Товар

Годовая сумма  продаж

Средневзвешенная  цена за ед.

Месячный объем  поставок

Затраты по завозу партии, руб.

Удельные расходы  по содержанию ед. товара, руб.

Оптимальный размер партии, ед.

Оптимальная периодичность поставки, раз в мес.

алкогольные напитки 

19963,1

200

8300

55,3

1,21

871,0

10

кондитерские  изделия, сахар 

14259,4

110

10800

47,3

1,12

955,1

11

колбасные изделия  и мясные копчености

19963,1

250

6700

38,6

1,31

628,4

11

прочие продтовары

17111,2

80

17800

55

1,22

1266,9

14

продукты глубокой заморозки

14259,4

60

19800

64,3

1,4

1348,6

15

мясо, птица

17111,2

150

9500

54,2

1,38

863,8

11

сыры, мороженое, майонез

14259,4

140

8500

35,1

1,2

705,2

12

молочная продукция

8555,6

30

23800

17

1,32

783,0

30

Пресса

17111,2

20

71300

43

1,1

2361,0

30

Бытовая химия

22815

45

42300

31,1

1,12

1532,7

28

Бытовые товары

22815

55

34600

29,3

1,11

1351,5

26

Посуда 

17111,2

140

10200

25,2

1,14

671,5

15

Аксессуары 

28518,7

45

52800

45

1,18

2006,8

26

Корм для  животных

34222,4

78

36600

34

1,13

1484,1

25

Прочие 

19963,1

63

26400

30,1

1,17

1165,5

23


Результаты  расчетов по модели Уилсона дали оптимальные размеры партий рассматриваемых товаров и оптимальную периодичность их поставок. При этих значениях показателей торговая организация несет минимальные затраты на завоз и хранение товаров.

 

В таблице 15 приведены данные о сравнении товарных запасов 2010 и 2011 гг.

Таблица 15

Товарные запасы 2010 и 2011 гг.

Товар

2010

2011 - метод нормирования

2011 – метод Уилсона

Абсолютное  отклонение 1

Абсолютное  отклонение 2

алкогольные напитки 

1133,6

466,2

174,2

-667,4

-959,4

кондитерские  изделия, сахар 

884,8

139,59

105,06

-745,21

-779,74

колбасные изделия  и мясные копчености

967,7

170,66

157,09

-797,04

-810,61

прочие продтовары

635,9

131,81

101,35

-504,09

-534,55

продукты глубокой заморозки

290,3

171,41

80,92

-118,89

-209,38

мясо, птица

732,7

199,5

129,58

-533,2

-603,12

сыры, мороженое, майонез

2211,9

109,89

98,72

-2102,01

-2113,2

молочная продукция

2681,9

64,26

23,49

-2617,64

-2658,4

Пресса

290,3

130,3

47,22

-160

-243,08

Бытовая химия

649,7

228,24

68,97

-421,46

-580,73

Бытовые товары

580,6

355,04

74,33

-225,56

-506,27

Посуда 

1050,6

313,5

94,01

-737,1

-956,59

Аксессуары 

428,6

443,52

90,3

14,92

-338,3

Корм для  животных

580,6

413,69

115,76

-166,91

-464,84

Прочие 

705

310,8

73,43

-394,2

-631,57

Итого

15833,2

3648,4

3444,43

-12184,8

-12389


 

Таким образом, оба метода привели к экономии товарных запасов на значительную сумму. Метод нормирования товарных запасов  приведет к экономии в 2011 году 12184,8 тыс. руб., метод Уилсона – на 12389 тыс. руб. Оба метода могут быть использованы при планировании товарных запасов, однако в целях экономии денежных средств более предпочтителен второй метода – Уилсона, так как он учитывает издержки на завоз и содержание товарных запасов.

В таблице 16 приведены расчеты экономической эффективности планирования.

Таблица 16

 Экономическая  эффективность планирования товарных  запасов

Показатель

2010

2011

Абсолютное  отклонение

Темп роста, %

Товарооборот, тыс. руб.

280515

285187

4672

101,7

Прибыль от реализации, тыс. руб.

48848,9

63368,6

14520

129,7

Рентабельность, %

17,4

22,2

4,806

127,6

Товарные запасы, тыс. руб.

15833,2

3444,43

-12389

21,8

Товарооборачиваемость, раз

17,7

82,8

65,08

467,3

Товарооборачиваемость, дни

20,3

4,3

-15,97

21,4


 

Таким образом, проведенное планирование товарных запасов и товарооборота повысит  не только рентабельность с 17,4% до 22,2%, но и снизит товарные запасы в несколько  раз, повысит товарооборачиваемость. Это положительно скажется на работе всего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного анализа можно сделать следующие  выводы.

Запасы являются важной составляющей работы любого предприятия. Поэтому изучение и анализ формирования запасов очень актуальны. Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.

Объект исследования курсовой работы -  розничное торговое предприятие  ТЦ «Олимп» (ООО «Лидер-2000»).

Юридический адрес: г. Екатеринбург, ул. Челюскинцев, 25.

Форма собственности: частная.

Вид деятельности: розничная продажа.

Специализация: непродовольственные и продовольственные  товары в соответствии с ассортиментным перечнем. 

 Предприятие  осуществляет реализацию таких  основных товарных групп непродовольственных  товаров  как хозяйственные  товары, детские игрушки, галантерея, парфюмерно-косметические товары, канцелярские товары и  всех товарных групп продовольственных товаров.

По сравнению  с прошлым годом средние товарные запасы возросли по всем товарным группам. По всем товарным группам, за исключением сыров, молочных продуктов, прессы, бытовой химии, бытовых товаров, посуда, аксессуаров оборачиваемость увеличилась, что в итоге привело к росту времени обращения товаров по предприятию на 0,9 дней.

Изменение структуры товарооборота в 2010 году оказало положительное влияние на товарооборачиваемость.

В целом, использование  товарных запасов на предприятии  достаточно эффективное. Однако требуется более тщательное планирование и выполнение планов.

В курсовой работе проведено планирование товарооборота  с учетом оптимизации его структуры. Также проведено планирование товарных запасов методами нормирования и Уилсона.

Метод нормирования товарных запасов приведет к экономии в 2011 году 12184,8 тыс. руб., метод Уилсона – на 12389 тыс. руб. Оба метода могут быть использованы при планировании товарных запасов, однако в целях экономии денежных средств более предпочтителен второй метода – Уилсона, так как он учитывает издержки на завоз и содержание товарных запасов.

Проведенное планирование товарных запасов и товарооборота повысит не только рентабельность с 17,4% до 22,2%, но и снизит товарные запасы в несколько раз, повысит товарооборачиваемость. Это положительно скажется на работе всего предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учеб.пособие. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. – 512 с.
    2. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.
    3. Гаджинский А. М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 228 с.
    4. Егорова Н.Р. Николаева Т.И. Экономика отрасли: торговля потребительскими товарами: Учеб.пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2004 – 262 с.
    5. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. – 6-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2005 – 526с.
    6. Лупей Н. А., Горина Г. А. Финансы и налогообложение торговых организаций: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 232 с.
    7. Потапова С. В. Основы коммерческой логистики : учеб. пособие / С. В. Потапова ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – 158 с.
    8. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия./ - М.: ИНФА-М, 2009. - 703 с.
    9. Снегирева В. Розничный магазин: Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб.: Питер, 2006. - 416с.
    10. Соломатин А. Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия, М.: «ИНФРА-М», 2000 г.
    11. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли, С.-Пет.: Питер, 2009, 553 с.
    12. Тарасова В.В. Товарооборот предприятия торговли: анализ и планирование: Учебное пособие. – Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2002. -100с.
    13. Шаланов Н.В. Оптимизация структуры товарооборота торговой организации/Учет, анализ, аудит, №2, 2009 – С. 106-109
    14. Шаланов Н.В. Системный анализ. Кибернетика.Синергетика: математические методы и модели. Экономические аспекты. Новосибирск: НГТУ, 2008. 288 с.
    15. Шрайбфедер Дж.Эффективное управление запасами / Джон Шрайбфедер ; Пер. с англ. —2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 304 с.
    16. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учебное пособие./ кол.авт.; под ред. Т.И. Николаевой и  Н.Р. Егоровой. – М.: КНОРУС, 2006. – 400с.
    17. Экономический анализ в торговле: Учебное пособие /под. Ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2006. - 400с.
    18. Экономика торгового предприятия/Учебник для товароведов /Казарская Н.И., Лобовиков Ю.В.– М.: Экономика,2006
  1. Ярных Э.А. Статистика финансов предприятия торговли -М.: Финансы и статистика, 2002. -352c

1 Потапова С. В. Основы коммерческой логистики : учеб. пособие / С. В. Потапова ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – С. 84

2 Гаджинский А.М. – С. 187

3 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. – 6-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2005 – С. 37

4 Потапова С. В. Основы коммерческой логистики : учеб. пособие / С. В. Потапова ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – С. 101

5 Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли, С.-Пет.: Питер, 2009

6 Шаланов Н.В. Оптимизация структуры товарооборота торговой организации/Учет, анализ, аудит, №2, 2009 – С. 107

7 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. – 6-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2005 – С. 39

8 Экономика торгового предприятия/Учебник для товароведов /Казарская Н.И., Лобовиков Ю.В.– М.: Экономика,2006, С. 84

9 Лупей Н. А., Горина Г. А. Финансы и налогообложение торговых организаций: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.», 2008. — 232 с

10 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/Л.И. Кравченко. – 6-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2005 – С. 46

11 Шаланов Н.В. Системный анализ. Кибернетика.Синергетика: математические методы и модели. Экономические аспекты. Новосибирск: НГТУ, 2008. 288 с.

--



 


Информация о работе Анализ товарных запасов торгового предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования