Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:43, реферат
Рассмотрим особенности методики экономического анализа применительно к изучению спроса на товар.
Прогнозирование спроса может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы: методы экономико-математического моделирования (экстрополяционные методы), нормативные методы, методы экспертных оценок.
Анализируя данные таблицы видно, что объем производства увеличился на 53,2%, а объем продаж на 42,05%. Цепные темпы роста показывают, что в 2008 году объем производства увеличился относительно предыдущего года на 16,12%, а в 2009 году на 31,37% относительно 2008 год. Наглядно эти процессы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика производства и продажи товаров
Цепные темпы роста объема продаж показывают, что рост составлял 24,6% и 13,84% по годам соответственно.
Таблица 2.
Анализ роста и прироста производства и продаж товаров, %
Из
данных таблицы следует, что среднегодовое
значение цепных темпов роста продаж
ниже на 3,67%, чем производства продукции,
наблюдаются неравномерность
Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. Объем продаж в плане определяется как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, которые предназначены для продажи на сторону.
Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
Пример схемы анализа продаж товаров приведен в таблице 3.
Таблица 3.
Анализ
соотношения планового и
и продаж товаров в сопоставимых ценах 2009г.
Вид
товара |
Объем производства, тыс.руб. | Объем продаж, тыс.руб. | ||||||
план | факт | отклонение
(+, -) |
в %
к плану |
план | факт | отклонение
(+, -) |
в %
к плану | |
А | 335218 | 432600 | 97382 | 129,05 | 400211 | 434817 | 34606 | 108,65 |
Б | 113984 | 131394 | 17410 | 115,27 | 122331 | 132211 | 9880 | 108,08 |
В | 59184 | 73362 | 14178 | 123,96 | 63538 | 64599 | 1061 | 101,67 |
Г | 39195 | 51325 | 12130 | 130,95 | 40921 | 42797 | 1876 | 104,58 |
Д | 17297 | 22609 | 5312 | 130,71 | 20233 | 22102 | 1869 | 109,24 |
Е | 5853 | 5246 | -607 | 89,63 | 5000 | 5879 | 879 | 117,58 |
Итого: | 570731 | 716536 | 145805 | 119,93 | 652234 | 702405 | 50171 | 108,30 |
Вывод:
организация успешно
Таблица 4.
Анализ
выполнения плана по производству продукции
в сопоставимых ценах 2009 года.
Вид
товара
|
Объем производства товаров, тыс. руб. | Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года | Изменение фактического объема производства в отчетном году | |||||||
прошлый год | отчетный год | относительно плана | относительно прошлого года | |||||||
план | факт | план | факт | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
А | 261230 | 276463 | 337218 | 433600 | 75988 | 129,09 | 96382 | 128,58 | 157137 | 156,84 |
Б | 97520 | 101356 | 114834 | 131384 | 15414 | 117,55 | 17440 | 115,31 | 30018 | 129,62 |
В | 36570 | 40097 | 59184 | 73362 | 22614 | 161,84 | 14178 | 123,96 | 33265 | 182,96 |
Г | 14520 | 15991 | 17297 | 22609 | 2777 | 119,13 | 5312 | 130,71 | 6618 | 141,39 |
Д | 21220 | 24228 | 39184 | 51375 | 17975 | 187,51 | 12130 | 132,75 | 27097 | 211,84 |
Е | 3600 | 3820 | 5833 | 5146 | 2233 | 162,03 | -725 | 89,52 | 1326 | 134,71 |
Итого: | 434660 | 461955 | 572661 | 717416 | 137001 | 131,45 | 144754 | 124,38 | 255461 | 155,30 |
Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели. Из данных предыдущей таблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 117,55% до 187,51% для разных видов товаров. Выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 132,75% до 89,52%. Отклонение итогового показателя составляет 124,38%. Выводы: присутствуют ошибки планирования в сторону занижения планов производства и нарушение плановой дисциплины. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 725 тыс.руб., т.е. на 13,54%.
Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, нужно его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов. Динамику продукции характеризуют следующие показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютный размер 1 % прироста. На основе полученных данных можно рассчитать по среднегеометрической среднегодовые темпы роста (Тр ) и прироста (Тпр ):
Тр=n-1√ nП Трi (1.8), i=1
Тпр = Тр −1 (1.9)
Выполнение
плана по производству и реализации
продукции характеризуют
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
При
анализе определяется выполнение плана
поставок за месяц и с нарастающим
итогом по предприятию, по отдельным
потребителям и видам продукции,
анализируются причины
Таблица 5.
Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за июнь 2009 года, млн. руб.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением раз-ности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
или 90% (1.10)
Из табл. 5. видно, что за июнь месяц 2009 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции соотношения отдельных ее видов запланированные. При увеличении удельного веса более дорогой продукции объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 6.):
(1.11)
(1.12)
(1.13),
где
V ф.общ.-объем выпуска, УД
–удельный вес.
Таблица 6.
Анализ
структуры товарной продукции ООО
«…»
|
Данные пятой графы получены умножением показателя четвертой графы по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах ( ):
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ООО «…»